12 февраля 2024 | 06:12

Казах получил правительственную награду США за спасение людей в океане

Дидар Байжанов

Дидар Байжанов родился и вырос в известной алматинской семье. Он является внуком выдающегося оперного певца Казахстана Ермека Серкебаева. Сегодня он живет в Хьюстоне (штат Техас) и работает в торговом флоте США старшим помощником капитана нефтяного танкера. Недавно он был удостоен американской правительственной награды - за вклад в спасение людей в открытом океане. Подробнее об этом, а также о том, как можно построить головокружительную карьеру в Штатах, мужчина рассказал корреспонденту Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Дидар Байжанов родился и вырос в известной алматинской семье. Он является внуком выдающегося оперного певца Казахстана Ермека Серкебаева. Сегодня он живет в Хьюстоне (штат Техас) и работает в торговом флоте США старшим помощником капитана нефтяного танкера. Недавно он был удостоен американской правительственной награды - за вклад в спасение людей в открытом океане. Подробнее об этом, а также о том, как можно построить головокружительную карьеру в Штатах, мужчина рассказал корреспонденту Tengrinews.kz.

Сигнал о бедствии

В конце мая 2023 года Дидар впервые за всю свою карьеру, вместе с экипажем танкера, во время сильного шторма спас семью французов - супругов и их маленьких детей. Судно Overseas Santorini, на котором работает мужчина, следовало в сторону Средиземного моря. Капитану корабля поступило сообщение, что где-то недалеко от них находится судно, подающее сигналы бедствия. Экипаж просили проверить, насколько близко они находятся.

Предоставлено Дидаром Байжановым

"Иногда приходят сигналы от судов, которые на расстоянии 1500 километров от тебя. Но если они близко, то остальные суда должны откликаться. Мы, как и все торговые судна, экономим горючее. Поэтому прокладываем наш курс очень экономно", - объяснил Дидар.

Во время сообщения о сигнале бедствия в этом секторе также находилось судно под названием Arctic. Экипажи двух кораблей скоординировали свои действия и вместе направились в сторону локации, откуда просили о помощи.

"Когда мы стали подходить ближе, мы связались с еще одной яхтой, экипаж которой во время спасательной операции выступил в роли переводчиков. Потому что семья, которую мы спасли, была из Франции", - отметил он.

По словам Дидара Байжанова, на спасение у них было всего три часа. Время близилось к закату, и шансы увидеть кого-то в воде были минимальными.

Предоставлено Дидаром Байжановым

Как только корабль подошел к месту, откуда поступал сигнал, весь экипаж приготовился к спасательной операции. Дидар отвечал за подготовку госпиталя, персонала, наличие необходимых снастей, а также такие базовые предметы, как питьевая вода и полотенца.

Как сообщалось выше, на судне находилась семья из Франции - родители с двумя детьми в возрасте 5 и 7 лет. Они совершали кругосветное путешествие на яхте шириной 3 и длиной 10-12 метров. Из-за сильного шторма яхта два раза перевернулась, а в ее подводной части появилась пробоина.

"Ночью, видимо, неожиданно пришла волна. Перевернуть такое судно в открытом океане ей не составило труда. Путешественники смогли восстановить моторную тягу, но поставить паруса у них уже не получилось. К тому моменту, как мы до них добрались, они смогли ближе подплыть к нашему кораблю, чтобы мы могли кинуть им лестницу и снаряжение", - рассказал Дидар.

У членов семейства еще остались силы забраться на борт. Первой поднялась мама, затем - двое ее детей. Последним был их муж и отец.

"Наш корабль 183 метра в длину, небольшой танкер. Это все равно, что на двухэтажный дом залезать, нужно приложить усилия. Но у них это получилось. После снова пошли серьезные волны, и было принято решение перерезать канаты и отпустить их судно в море. Взять его на буксир мы бы не смогли. Конечно, было очень грустно на это смотреть, потому что оно было их домом на протяжении 200 с лишним дней", - поделился он.

На борту семью отправили в госпиталь на обследование. К счастью, все обошлось.

Предоставлено Дидаром Байжановым

"Они все были здоровы. Я определил им каюту, вместе с экипажем мы о них заботились. Еще неделю эти люди плыли с нами до Испании. Двух детей на корабле надо было чем-то занять, игрушек ни у кого, естественно, не было. Наша команда выделила им телевизор, фломастеры. Все, что мы могли сделать в таких условиях, мы сделали", - признался Байжанов.

Как сообщил помощник капитана, не все суда решили откликнуться на сигнал о бедствии и изменили свой маршрут ради спасения человеческих жизней.

"Мы не единственное судно, которое могло бы помочь. Но многие не откликнулись на сигнал. Однако для нашего экипажа это естественно: помогать другим - должно быть нормой. Не обязательно это делать в океане, творить добро можно и в доме по соседству", - призвал он.

Байжанов считает необходимым смотреть на любую ситуацию с позитивом и совершать добрые поступки.

"До последнего в любой ситуации нужно искать что-то позитивное. Добро нужно искать во всем. Люди потеряли свой дом, но зато спаслись. Это, наверное, кажется странным - взять детей и пойти в кругосветное путешествие, плавать на яхте. Но это вопрос понимания риска для людей, которые выросли у воды, это их ежедневная жизнь. Поэтому я не думаю, что вот эта семья приняла неправильные решения. Им просто не повезло, но мы оказались рядом и помогли. После этого события у меня появились друзья во Франции. Мы переписываемся с ними, посылаем друг другу фотографии", - поделился Дидар.

Предоставлено Дидаром Байжановым

Медаль "За выдающиеся достижения"

Героический поступок Дидара Байжанова не остался незамеченным. В феврале департамент транспорта Соединенных Штатов наградил отважного офицера медалью за "Выдающиеся достижения" (на фото ниже). Данную медаль присуждает морская администрация департамента через федеральное правительство США. Сам Дидар считает награду заслугой всего экипажа и слаженной работы всей команды судна.

"Я считаю, что людям надо помогать всегда. Мы пошли и сделали свое дело. Но как знак отличия и признания, это хороший знак, хороший пример для остальных судов и морских специалистов. Серьезных ситуаций на флоте очень много, бывает, что на борту нужно кому-то помочь или аппаратура выходит из строя. Непредсказуемые ситуации возникают часто, поэтому морские специалисты по-настоящему, маниакально поддерживают системы безопасности, и всячески избегают что-либо делать как попало. Так как все, что мы делаем, связано с нашей собственной жизнью. Мы живем на плавучем объекте, возим возгораемые жидкости, иногда бензин, авиационный керосин. Ты можешь хорошо подготовиться ко всяким рискам, но как только начинаются операции, что-то пойдет не так, тогда и проявляется сила команды в умении адаптироваться", - заключил он.

Предоставлено Дидаром Байжановым

40-летний Дидар Байжанов родился в Алматы, где учился в школе №56. Гражданство США он получил в 16 лет, когда его семья переехала в Техас. Как признался Дидар, профессию морского офицера он выбрал неспроста.

Предоставлено Дидаром Байжановым

"Она показалась мне самой необычной, потому что все остальные были более-менее приземленные: бизнес, экономика, биология. Захотелось посмотреть, что такое морская академия. Я очень быстро выбрал, сразу сказал, что здесь мое место. Академия находится в штате Массачусетс, на берегу залива с прекрасным видом. У нее есть свой тренировочный корабль с турбинами, макетами двигателей. Для парнишки из Казахстана, который рос вдалеке от океанов, стало интересно, и я пошел в эту сферу", - поделился мужчина.

По словам Дидара, на вступительных экзаменах в данную академию особых сложностей нет. Однако для того, чтобы практиковать свое ремесло, обязательно необходима офицерская лицензия, которую выдает федеральное правительство США.

Байжанов ходит в море уже более 10 лет. Свою карьеру он начинал в крупной нефтяной компании ExxonMobil, работал в офисе. В данное время в качестве офицера и старшего помощника капитана судна он специализируется на танкерном деле, занимается перевозкой нефтяного сырья и биодизеля.

Предоставлено Дидаром Байжановым

Как сообщил Дидар, команда его экипажа составляет от 20 до 23 человек. Он отвечает за палубный департамент, куда входят матросы, офицеры, инженер-механики и стюарды. Средние рейсы помощника капитана длятся от 2 до 3 месяцев. Однако во время пандемии COVID-19 ему приходилось находиться на корабле по 18 месяцев.

Родные Дидара Байжанова также достигли определенных высот. Его мама - Ирина Серкебаева - казахстанская писательница, журналистка, дочь выдающегося оперного певца Ермека Серкебаева. Другой его дедушка - Сапар Байжанов - был известным писателем и журналистом.

Офицер нефтяного танкера США старается часто приезжать в родной город, чтобы увидеться с родными и близкими.

"У меня и с папиной, и маминой стороны дедушки лежат на Кенсайском кладбище. Когда я посещаю Алматы, всегда туда езжу. Атаның басына бару керек дейді. Я им там рассказываю, что произошло, свою сводку новостей даю. Приезжаю к бабушкам, тесно общаюсь с одноклассниками из Казахстана", - рассказал он.

Ранее мы писали о том, что казахстанец дал жесткий отпор вооруженным бандитам в США и забрал их пистолет.

Читайте также: Казахстанку назвали лучшей моделью в США

Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная