Казахстан - Узбекистан: союз двух крупнейших экономик Центральной Азии
Одним из важнейших политических и экономических событий года в Казахстане стало подписание на прошлой неделе Договора о союзнических отношениях между Казахстаном и Узбекистаном. Как заявил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, комментируя итоги визита в Ташкент: "Мы с уважаемым Шавкатом Миромоновичем Мирзиеевым подписали исторические соглашения, которые, по моему глубокому убеждению, будут записаны золотыми буквами в летопись сотрудничества и братских взаимоотношений между нашими государствами. Договор о союзнических отношениях между Казахстаном и Узбекистаном олицетворяет собой взаимное стремление наших народов к дальнейшему сближению и отвечает их коренным интересам".
Необходимо отметить, что в условиях складывающейся в этом году международной обстановки и как минимум ревизии старого мирового политического и экономического уклада страны Центральной Азии резко нарастили количество и качество интеграционных инициатив. В этом смысле союз между двумя крупнейшими экономиками региона – это, безусловно, качественный шаг на пути создания полноценного регионального объединения, которое может занять серьезную нишу в будущем мировом распределении сил. Однако как показывает практика, сами такого рода соглашения, если они не подкреплены совместными серьезными проектами, остаются лишь декларациями. Итоги визита в Ташкент показали серьезность намерений Казахстана и Узбекистана двигаться по пути реальной интеграции. В ходе визита и на его полях подписано 17 различных соглашений, а сами президенты Касым-Жомарт Токаев и Шавкат Мирзиеев присутствовали при подписании 6 совместных проектов, которые будут реализовывать казахстанский и узбекский бизнес.
Особое внимание тут следует обратить на соглашение, которое заключили казахстанские РТС Holding и Halyk Bank, хокимият Ташкентской области и узбекское ООО VUONO CAPITAL. Стороны подписали меморандум о строительстве логистического центра общей стоимостью около 300 миллионов долларов. Поскольку именно инфраструктурные проекты в силу своей долгосрочности, а также капиталоемкости и синергетического эффекта как нельзя лучше закладывают долгосрочный фундамент партнерства, а также на практике реализуют принцип win-win, когда каждый из участников получает от реализуемого проекта свой профит.
"Казахстан и Узбекистан более 30 лет являются не только надежными соседями, но и верными партнерами, реализуемый совместный проект тому яркое подтверждение. В Казахстане и Узбекистане задачи по развитию транспортных коридоров и улучшению логистики являются приоритетными для сохранения и наращивания объемов грузовых перевозок, что, в свою очередь, даст мультипликативный эффект на экономику региона и придаст дополнительный импульс деловому партнерству между бизнес-сообществами наших стран", - прокомментировал подписанный документ представитель РТС Holding Данияр Абулгазин.
Следует отметить, что сегодня транспортные коридоры Центральной Азии демонстрируют динамику устойчивого роста объемов грузовых перевозок на 15-20 процентов в год. Рост взаимной торговли между Казахстаном и Узбекистаном приблизился к отметке в 5 миллиардов долларов, а президентами поставлена задача в ближайшие годы удвоить товарооборот и достичь отметки в 10 миллиардов долларов.
Однако для того, чтобы достичь этих вполне реальных показателей, необходимо развитие инфраструктуры. Именно она, а точнее ее дефицит становится камнем преткновения для бизнеса. Так, на сегодняшний день в Узбекистане нет ни одного транспортно-логистического центра, полностью отвечающего мировым стандартам и располагающего складскими помещениями класса "А", а это означает современные склады с возможностью регулирования температурного режима, современной информационной системой. А с учетом динамики контейнерных перевозок Республики Узбекистан и в странах Центральной Азии, а также в соответствии с планами новых железнодорожных линий Китай – Кыргызстан – Узбекистан и Узбекистан – Афганистан – Пакистан потребность в транспортно-логистических центрах и развитии железнодорожной инфраструктуры будет возрастать.
Что хотят построить
Мультимодальный транспортно-логистический центр будет расположен на территории Янгиюльского района Ташкентской области, в 10 километрах от столицы Узбекистана. Предполагается, что общая площадь складских помещений составит 248 000 квадратных метров, общая вместимость ж/д путей – 1240 вагонов и 11 100 единиц контейнеров.
Осуществить первый этап проекта планируется в 2023-2026 годах. В рамках его реализации будет построено порядка 24 километров железнодорожных путей, площадки для хранения 2400 контейнеров, склад класса "А" площадью более 22 000 квадратных метров и другая сопутствующая инженерная инфраструктура для обеспечения деятельности терминала. Согласно подписанному меморандуму Halyk банк готов предоставить для этого финансирование в размере, эквивалентном около 70 миллионам долларов США. Оператором проекта будет дочерняя компания РТС Holding - "РТС-СА". Что очень важно - проектирование мультимодального транспортно-логистического центра (ТЛЦ) будет осуществляться консорциумом проектных институтов из Казахстана и Узбекистана.
В целом же проектом предусматривается строительство железнодорожной инфраструктуры, в том числе железнодорожные пути (протяженностью 37,2 километра), контейнерные площадки с возможностью единовременного хранения более 11 000 контейнеров, современных складских комплексов классов "А", "А+" для погрузки-выгрузки, хранения и обработки различных грузов, в том числе требующих определенного температурного режима, общей площадью 248 000 квадратных метров. При этом общий объем инвестиций оценивается в сумму около 300 миллионов долларов.
"Мы хотим сделать этот терминал суперинновационным. То есть все самое новое, самое современное, самое инновационное, что есть на сегодня в мире логистики, мы используем в этом проекте. Это касается и технологии работы – подачи подвижного состава, это касается перегруза, это касается и оборудования, то есть это краны, комбилифты, которые мы заказываем в Европе, это касается и внутрискладского хранения, и внутрискладской логистики", - рассказал председатель правления РТС Holding Тимур Карабаев.
По его словам, особенностью проекта является то, что терминал может одновременно принять большое количество разного типа вагонов – как универсальные (крытые вагоны и полувагоны), так и фитинговые платформы с контейнерами. Кроме того, он дает возможность работы в режиме "из вагона в машину", "из машины в машину", "из машины в вагон".
"Наша задача сделать такого класса логистический терминал, который мог бы обрабатывать любой вид транспорта", - заявил глава казахстанской компании.
Что касается выбора места строительства, то, по словам заместителя хокима Ташкентской области по инвестициям и внешней торговле Наджмеддина Шарипова, "Ташкентская область расположена в таком географически удобном месте, что она граничит с двумя странами – это с одной стороны Казахстан, с другой - Таджикистан".
"Область удобна тем, что в восточной части Узбекистана (Ташкентская область, Ферганская долина) проживает около 50 процентов населения Таджикистана. С этой точки зрения ТЛЦ логично разместить в Ташкентской области, причем рядом со столицей, где будет обеспечиваться удобный транзит товаров и грузов", - рассказал Шарипов.
Плюсы для Узбекистана
Как следует из данных статистики, с 2016 по 2022 год объем контейнерных перевозок в Республике Узбекистан увеличился в 2,2 раза, с 96 до 220 тысяч контейнеров в год. Понятно, что такой рост резко обнажил главную проблему – дефицит необходимой инфраструктуры.
"В первую очередь я могу сказать, что в настоящее время в Узбекистане нет логистических терминалов класса "А". Нам очень важно иметь такой терминал, который отвечает передовым зарубежным требованиям. Который бы обеспечивал весь транзит наших грузов не только внутри республики, но и за ее пределы. Потому что в последнее время Узбекистан стал производить множество именно экспортоориентированных товаров. Исходя из этого, логистика становится важным вопросом. Если мы сейчас создадим этот логистический центр, работающий по мировым стандартам, то мы сможем обеспечить конкурентоспособность производимой нами продукции", - рассказал заместитель хокима Ташкентской области.
Это отчетливо понимает и высшее руководство Узбекистана. В связи с чем президентом Шавкатом Мирзиеевым был издан указ "О стратегии развития нового Узбекистана на 2022–2026 годы", где предусмотрены меры по развитию транспортной отрасли республики, в том числе по разработке концепции переноса или модернизации железнодорожных станций (терминалов), расположенных в Ташкенте с учетом будущего увеличения объемов грузоперевозок, концепции развития сети мультимодальных транспортно-логистических центров вокруг города Ташкента, увеличение доли контейнерных перевозок по железной дороге не менее чем в 2 раза, а также создание сети транспортно-логистических центров и привлечение инвестиций в транспортную и другие отрасли.
6 мая 2022 года заместителем премьер-министра Республики Узбекистан – министром инвестиций и внешней торговли Сардором Умурзаковым была утверждена дорожная карта по реализации совместных проектов промышленной кооперации между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан.
Пунктом 6 дорожной карты предусмотрено создание современного ТЛЦ с контейнерным терминалом, а также создание крупного логистического оператора путем привлечения в Узбекистан частного парка грузовых вагонов и контейнеров для покрытия растущей потребностей в них со стороны предпринимателей республики.
"Проект будет реализован в два этапа. На первом этапе будет создано 200 рабочих мест, по завершении проекта будет создано более тысячи рабочих мест. Кроме того, это без учета мультипликативного эффекта, то есть создания косвенных рабочих мест. Рядом с логистическим центром будут создаваться отели, рестораны, объекты инфраструктуры. Это важно для социального положения нашего региона", - отметил Наджмеддин Шарипов.
Во-вторых, для множества компаний, которые сейчас работают в Ташкентской области, важно иметь качественную транспортировку своих грузов.
"В Ташкентской области действует 5 свободных экономических зон по разным направлениям, действует более 50 малых промышленных зон, где производится множество именно экспортоориентированной продукции. Поэтому логистика очень нужна и важна для этих компаний, как для внутренних перевозок, так и для внешних", - считает заместитель хокима Ташкентской области.
Плюсы для Казахстана
"Для того чтобы казахстанский бизнес участвовал и получал доходность от этих перевозок, нам необходим опорный терминал в Узбекистане, потому что сейчас грузопотоки идут через разные пограничные переходы. Наша задача - только удержать, а наращивать темп транзита через Казахстан, а это значит, чтобы клиенты не уходили на другие погранпереходы, не искали иные точки входа в Центральную Азию", - прямо заявляет Тимур Карабаев.
В данном случае, по мнению казахстанских транспортников, опорный терминал в Узбекистане - это как раз тот недостающий кусочек пазла, который необходим для создания полноценного сервиса в регионе.
Тимур Карабаев не скрывает, что самым главным долгосрочным вызовом для казахстанской транспортной отрасли может стать открытие новых погранпереходов.
"Сегодня активно обсуждается погранпереход через Кашгар - Китай - Кыргызстан - Узбекистан. С его реализацией мы можем потерять часть грузопотока, который идет транзитом через нашу страну. Природа пустоты не терпит, и что-то, конечно, отойдет туда, но наша задача – держать нашу клиентскую базу на казахстанском транзите, - рассуждает Тимур Карабаев. - К великому сожалению, без современного мультимодального терминала этого не сделать".
Кроме того, по его словам, в PTC Holding проанализировали текущее состояние дел с терминальными мощностями и поняли, что готового большого ТЛЦ со складами класса "А", рефрижераторными складами, фармскладами в Узбекистане просто нет.
"Мы думаем, что это классная возможность, когда первый такой проект в Узбекистане реализует именно казахстанская компания. На сегодняшний день мы собрали очень хорошие компетенции, очень хорошую команду. Мы понимаем, как это работает в лучших логистических центрах мира, наши сотрудники объехали множество терминалов в Германии, Европе, Турции, и мы понимаем, как работает современная логистика, - объясняет Тимур Карабаев. - Она не может работать просто на земле, нужна соответствующая инфраструктура". Именно поэтому, по его словам, в компании было принято решение пойти на такой рискованный шаг – инвестировать достаточно большие средства в другой стране.
"Да, мы рискуем. Но я думаю, что мы будем первыми и будем успешными. Реализуя этот проект, мы докажем прежде всего сами себе, да и другим участникам рынка, что казахстанский бизнес вырос до такого уровня, что может делать хорошие транснациональные инфраструктурные проекты", - считает глава PTC Holding.
Следует отметить, что это не пустые слова, а накопленный положительный опыт строительства и эксплуатации грузового контейнерного терминала и организации контейнерного сервиса в Казахстане. Так, в мае 2021 года холдингом была введена в эксплуатацию первая очередь контейнерного терминала в приграничной зоне между Казахстаном и Китаем на станции Достык мощностью 160 тысяч TEU в год. В 2022 году введена в эксплуатацию 2-я очередь терминала, мощность которого достигла 320 тысяч TEU в год, а также железнодорожная инфраструктура протяженностью 13 километров, примыкающая к магистральной железнодорожной сети АО "НК "КТЖ" и позволяющая осуществлять обработку контейнерных поездов на данном терминале по "сквозной" технологии.
Сегодня в Казахстане и в Узбекистане растет как демография, так и уровень жизни людей, что неминуемо приводит сюда новые услуги и новые товары. Интерес к Центральной Азии, а Казахстан является единственной транзитной страной для центральноазиатского рынка, и, следовательно, цепочек поставок и логистических цепочек "в" и "из" Центральной Азии будет сильно расти.
"Наша задача, создавая хорошую инфраструктуру, не упустить этот тренд, то есть не отдать пальму первенства иностранному капиталу, если это мы сами можем сделать. Очень радует, что и в Казахстане, и в Узбекистане созрело понимание, что мы не просто соседи, а братские народы и можем делать проекты такими, какими они должны быть по самым высоким мировым стандартам, с максимальной отдачей для каждой страны", - считает Тимур Карабаев.