Юристы варят кофе, инженеры учат детей английскому, а педагоги уходят в мобилографы. В Казахстане всё больше людей, чья работа никак не связана с тем, кто они "по образованию". У одних так получилось "по любви", у других — по необходимости. При этом многие работодатели жалуются, что не могут закрыть вакансии, а новая реальность требует навыков, которым в университетах пока не учат.
Корреспондент Tengrinews.kz записала истории казахстанцев, которым не пригодились их дипломы; выяснила у экспертов, почему система образования и современный рынок труда существуют в параллельных мирах; а также узнала, кого прямо сейчас разыскивают "эйчары".
Почему казахстанцы не работают по специальности?
"Мой диплом не прокормит семью", или Финансовые причины
Расул живёт в Таразе (Жамбылская область), а работает на одном из месторождений в западном Казахстане электромонтажником. По своей "дипломной специальности" — учитель ИЗО — он не работал ни дня. Почему педагог с высшим образованием так и не пошёл обучать детей рисованию и черчению?
"Мне понравилось на практике в школе, — вспоминает Расул. — Был хороший контакт с детьми, было интересно. Но когда мы выпустились из универа, то сразу поженились с моей девушкой, однокурсницей, ждали ребёнка. На деньги, которые предлагали в то время, в 2000-х годах учителю, "молодому специалисту" можно было только нищенствовать — даже одному. Семью мой диплом, к сожалению, прокормить не мог".
Узнав, что Расул ищет заработок, знакомые предложили ему поехать "на вахту". Электрика была парню близка — с подросткового возраста помогал отцу. Так художник оказался в совершенно другой профессии и остался в ней на долгие годы.
Расул признаёт, что при желании мог бы зарабатывать в сфере искусства — освоить графические программы, дизайн, находить частные заказы. Но тогда, в 2000-х, для этого не было ни времени, ни условий: нужно было обеспечивать семью здесь и сейчас.
"Лишь бы был диплом", или Психологические причины
"Принеси нам диплом о высшем образовании, а потом работай хоть ассенизатором, — сказали в конце концов мои родители", — рассказывает свою историю наша следующая героиня, Асель.
После школы девушка поступала в медицинский институт, но не прошла по баллам. Устроилась в торговую компанию помощником руководителя, намереваясь за год получше подготовиться к экзаменам, но за это время охладела к профессии медика:
"Это была какая-то детская идеальная мечта. Моя бабушка была врачом, в доме постоянно были разговоры на медицинские темы, и я с детства представляла, что "буду, как бабушка". Но за этот год как будто повзрослела и поняла, что не хочу связывать свою жизнь с болезнями и болью".
Следующие пару лет Асель провела в попытках организовать вместе с подругой бизнес по продаже одежды и "другие глупости", по её собственному выражению. Пока родители не начали активно возмущаться тем, что дочь "осталась необразованной". Они требовали с неё диплом.
К тому времени у Асель вообще не было представления, чем ей хотелось бы заниматься, и не раздумывая долго, она подала документы на филологический факультет. Выбрала его, "потому что технические предметы и всякую математику просто не потянула бы, а читать любила".
Диплом в итоге девушка получила, но устраиваться в школу так и не пошла. При этом на занятиях по информатике в вузе впервые познакомилась с графическими программами и поняла: дизайн — это то, что ей по-настоящему интересно. После института окончила курсы и сейчас работает дизайнером.
"Диплом о высшем образовании лежит в шкафу. Он больше нужен был родителям, чем мне", — подводит итог Асель.
"В 16–17 лет профессию выбирают почти вслепую"
Эту историю нам комментирует психолог Юлия Белянина: "В профессиональной среде часто напоминают: область мозга, отвечающая за взвешенные решения, самоконтроль и способность видеть долгосрочные последствия, формируется примерно до 25 лет".
А определяться, куда поступать, обычно приходится сразу после школы. И как это происходит?
"Профессию в 16–17 лет выбирают почти вслепую, — продолжает психолог. — Поэтому подросток часто просто выбирает то, что "кажется подходящим", а не то, что — действительно его путь. И в такие моменты рядом нужен взрослый, который не давит, а даёт пространство подумать, почувствовать и услышать себя — пока внутренняя зрелость ещё набирает обороты".
В то же время не должно быть родительского давления, чтобы не заглушить склонности подростка.
"Родительские сценарии работают громче любых желаний, — добавляет Белянина. — "На юриста — надёжно", "На экономиста — там деньги". Ребёнок слушается, потому что так безопаснее. Но потом психика тихо поднимает бунт, и человек спустя годы уходит в барберинг, маркетинг, дизайн, психологию. Просто потому, что наконец-то выбирает своё, а не родительское".
Система ЕНТ, или техническая причина
Ещё одной причиной, по которой молодые люди сегодня идут обучаться неподходящей профессии, может быть, как ни странно, система ЕНТ.
Евгения из Алматы делится своим опытом и видением этой неявной проблемы:
"После 9 класса я поступала в Алматинский полиграфический колледж (АПК) на профессию "оператор электронного набора и вёрстки", по-другому — "дизайнер". Сдала экзамен, но не прошла по баллам. На те баллы, что я смогла набрать, мне предложили в этом же колледже выбрать профессию "переплётчик".
Процесс обучения был интересным, но отучившись и устроившись по специальности, девушка поняла, что это дело для неё слишком тяжёлое.
"Проработала 9 месяцев, во время работы очень уставала, дышала пылью от бумаги, резалась о бумагу, дышала краской после печати. И поняла, что эта профессия для более выносливых людей с крепким здоровьем и ушла", — делится Евгения.
Сейчас она торговый дистрибьютор, а диплом лежит без дела — мечта стать дизайнером отложена "до лучших времён".
Видимо, подобное случается часто, потому что об этом упомянул вице-министр труда и социальной защиты населения Казахстана Аскар Биахметов на брифинге в правительстве в июле этого года. Сначала он привёл статистическую информацию:
Потом обозначил влияющие на это факторы:
"Например, выпускник заканчивает школу и хочет идти на какую-то конкретную специальность, но у него недостаточно баллов по ЕНТ, чтобы претендовать на грант. При этом у него достаточно баллов на другую специальность, поэтому он идёт туда".
Обманутые ожидания и выгорание
"Будешь лежать на пляже за компом"
А бывает так, что люди выбирают вуз сознательно, но позже осознают, что реальность сильно расходится с их ожиданиями.
"Мне продали идею: "ты будешь лежать на пляже за компом и вообще — цифровые профессии — это очень перспективно", — делится своим опытом Лана, окончившая факультет информационных технологий.
По её словам, остальные профессии были ей не так понятны или не вызывали восторга. Но начав работать, девушка поняла, что программирование — совершенно "не про неё" и что есть варианты заработать быстрее.
Лана переориентировалась на маркетинг, но университетские знания частично всё же пригодились: её работа связана с внедрением ИИ-ассистентов для продаж.
"Какое счастье — просто играть с детьми!"
Следующая наша героиня — Анель. Она сменила модную профессию дизайнера на одну из самых традиционных — на воспитателя.
Причём, на дизайнера девушка отучилась за границей и первые несколько лет с удовольствием трудилась в сфере рекламы.
Но со временем устала посвящать этому всю жизнь — было много переработок. И кроме того, начала разочаровываться в профессии — её стали раздражать бесконечные переделки проектов под вкусы клиентов.
В какой-то момент у Анель случился нервный срыв, а вслед за этим она тяжело заболела. На больничном поняла, что категорически не хочет заниматься тем же самым. В это непростое время знакомая предложила ей попробовать себя в роли воспитательницы в частном детском саду.
Там она уже больше года и в дизайн возвращаться не планирует:
"Это такое счастье! Никаких нервных клиентов, дедлайнов, ночных работ, бесконечного "перекрасьте это в синенькое, нет, лучше в красненькое, нет — теперь сделайте, как было вначале". Ты просто играешь с детьми да ещё и получаешь за это деньги. У меня прошла многолетняя мигрень, которой я мучилась по несколько дней в месяц", — радостно делится она.
"Выгорание толкает людей к переменам, в том числе к смене профессии", — объясняет психолог Юлия Белянина:
"Когда работа становится хроническим стрессом, психика действует прямолинейно: "Нам сюда больше нельзя". И человек уходит куда угодно — лишь бы дышать. В маникюр, SMM, логику, музыку — туда, где наконец-то "не болит".
Гонка за успехом, непредсказуемый мир и тренды
В последние годы на карьерный выбор казахстанцев влияют не только личные желания, но и давление общества, соцсетей и ролевые модели. Люди всё чаще ориентируются не на свои способности, а на тренды и обещания лёгкого успеха.
Вот как говорит об этом профориентолог Дарья Бублик:
"Сегодня в обществе (особенно в соцсетях) формируется иллюзия, что можно легко стать успешным: достаточно "войти в IT" или выбрать модную профессию — и успех гарантирован. Люди начинают верить, что успех — это про удачу, тренд или нишу, а не про усилия и долгий путь".
Она добавляет, что умение адаптироваться, учиться, менять направление, искать новые возможности — это замечательно.
Психолог Юлия Белянина также считает, что особенности времени влияют на то, что многие смело меняют профессию даже во взрослом возрасте:
"Мы живём в эпоху, где каждый второй говорит про личные границы, зону комфорта, "успешный успех", про достижения, про то, как важно найти себя, следовать призванию и слушать внутренний голос. Люди сталкиваются с этой информацией в разное время. Кого-то накрывает в 20, кого-то в 28, кого-то в 35. У каждого свой момент, когда фраза "ты имеешь право жить свою жизнь" вдруг попадает ровно в больное место — и человек понимает: всё, пора менять курс".
В результате люди работают не по специальности не потому, что потеряли себя. А потому, что:
- когда выбирали профессию, выбора по сути и не было;
- выросли и стали другими;
- чужие сценарии перестали им подходить;
- мир изменился.
"И, если честно, это не кризис. Это признак того, что мы взрослеем и наконец-то выбираем себя, а не то, что когда-то выбрали за нас", — заключает психолог.
Почему это проблема?
У читателей может возникнуть вопрос: что же тогда плохого в том, что люди работают не по специальности? Если жизнь меняется, интересы тоже, и многие действительно находят себя в другой сфере.
Но массовый уход специалистов "не туда" — это симптом системного сбоя.
- Во-первых, государство и семьи вкладывают годы и деньги в подготовку кадров, которые потом так и не становятся теми самыми учителями, инженерами или медиками.
- Во-вторых, на рынке труда образуются перекосы: в одних отраслях хронический дефицит кадров, в других — перенасыщение.
Это бьёт и по самим людям: разочарование, ощущение, что они зря получали образование, страх начинать всё сначала в 30–40 лет.
Многие всю жизнь трудятся там, куда их занесло случайно, а не там, где могли бы раскрыться.
И страдает экономика: рабочие места в критически важных сферах так и остаются вакантными.
Каких специалистов не хватает в Казахстане?
Ответить на этот вопрос мы попросили представителей HR-компаний — профессионалов, которые соединяют работодателей и соискателей.
Нужны новые профессии
Рената Нуреева, руководитель рекрутинговой компании, отмечает, что сегодня на казахстанском рынке труда возникает парадокс: вакансий много, людей много, а совпадений — мало.
"Что же касается традиционных технических позиций — например, сейчас мы ищем людей в авиацию, сложные физические вакансии — там всегда требуется соответствующее традиционное образование, и эти люди работают по специальности", — уточняет эксперт.
Основная проблема возникает с современными, новыми профессиями:
"Работодатели жалуются, что не могут найти нужных специалистов, а соискатели — что не могут устроиться. И эта проблема только усиливается, потому что профессии постоянно меняются и появляются новые", — говорит Нуреева.
И обозначает, что не хватает в первую очередь разнообразных "продактов" (продакт-менеджер, специалист по продукту — прим. ред.):
"Какая-то на них суперпотребность появилась, не знаю, лет 5−7 назад, а в университетах пока не учат на таких позициях".
Также Рената Нуреева обращает внимание на то, что сейчас большая потребность в специальностях, связанных с искусственным интеллектом — это нужно уже почти в каждой сфере. Но оговаривается, что этому учат пока только в иностранных вузах. И ждут на такие вакансии людей, готовых трансформироваться.
Кроме того, необходимы новые инженеры — MLOps — эта вакансия давно ждёт и не находит своего соискателя, приводит пример руководитель рекрутинговой компании.
Проблема в том, что вузы не успевают адаптироваться к этим изменениям, а люди — тем более. Многие выпускники выходят на рынок с устаревшими навыками и не готовы учиться новому. В итоге — вакансии и кандидаты просто "не видят" друг друга. Компании ищут одних, а приходят другие.
Так появляется разрыв: рынок труда меняется быстрее, чем люди успевают подстроиться, отмечает эксперт.
Рифат Абдураманов, основатель сервисной компании в сфере HR, одной из причин работы не по специальности также считает разрыв между тем, что дают вузы, и тем, что требуется рынку:
"Многие программы устарели, а экономика меняется быстрее, чем система образования успевает адаптироваться. В результате выпускник получает диплом, но не получает прикладных навыков и вынужден переучиваться прямо на рабочем месте".
Этот эксперт останавливается и на других факторах:
- избыток "модных" гуманитарных специальностей, возникший за последние годы;
- экономическое давление — многим приходится искать ту работу, где платят больше, а не ту, которой они учились.
На наш вопрос о современном дефиците кадров Абдураманов отвечает, что самая серьёзная "боль" его клиентов-работодателей — это поиск специалистов по продажам и маркетингу.
"Ведь не секрет, что сегодня мало произвести товар, главное — его реализовать", — разъясняет он.
Другие востребованные сферы: IT-специалисты — от DevOps до data engineers, инженеры и технические кадры, квалифицированные рабочие, а также специалисты в логистике.
Есть большой спрос и на современных HR-профессионалов: HRD, аналитиков, экспертов по обучению и корпоративной культуре, добавляет эксперт.
Что касается официальной информации, то вот как выглядит топ-10 самых востребованных профессий в 2025 году:
- Учителя средней школы по общественным наукам — 29 500 вакансий.
- Средний медицинский персонал по уходу — 23 300.
- Воспитатели в дошкольном образовании — 22 000.
- Работники по уходу за больными — 19 200.
- Учителя начальной школы — 17 000.
- Няни (в детском саду) — 15 800.
- Охранники — 15 200.
- Учителя средней школы по естественным наукам — 15 100.
- Водители легковых автомобилей — 14 300.
- Учителя средней школы по математическим наукам — 13 100.
Топ-10 самых востребованных рабочих профессий в 2025 году:
- Операторы бойлеров и паровых машин — 10 000.
- Строители-монтажники и рабочие родственных занятий — 9 100.
- Слесари промышленного оборудования — 9 100.
- Газорезчики — 8 900.
- Водители автобусов — 7 600.
- Операторы по выработке электроэнергии — 6 700.
- Сантехники и трубопроводчики — 6 400.
- Трактористы — 6 200.
- Водители грузового автомобиля — 5 800.
Как решить проблему?
Адаптация системы образования
По словам вице-министра труда Аскара Биахметова, ключ к решению проблемы — повышение качества образования и обновление учебных программ под потребности рынка:
"Необходимо повышать качество образования. На сегодня запланировано принятие 100 новых профессиональных стандартов по рабочим профессиям. Уже разработаны 864 профстандарта — на их основе должны обновляться учебные программы и стандарты подготовки, — сказал вице-министр на брифинге в Правительстве.
Идея проста: выпускники должны выходить на рынок труда с актуальными навыками, а не с устаревшими знаниями.
Профориентация
Дарья Бублик подчёркивает: чтобы снизить риск ошибочного выбора, важно правильно выстраивать профориентацию ещё в школе.
"У выпускников школ не всегда есть понимание, как выглядит их будущее. Но чем больше подготовки мы сделаем на старте, то есть — как можно больше университетов рассмотрим, разберёмся, кто и где какие возможности карьерные даёт и сравним их — тем легче будет ребёнку увидеть правильный карьерный путь", — утверждает она.
Смена профессии — новая норма
А психолог Юлия Белянина указывает на важный нюанс: смена професии — не всегда проблема.
"Личность меняется, интересы меняются, и карьерная траектория тоже.
Мы больше не живём в эпоху, когда один диплом определяет всю жизнь.
Сегодня ценится не "правильное образование", а способность адаптироваться, учиться новому и менять направление, если нужно.
Таким образом, работа не по специальности — это не всегда ошибка или "беда" работника. Скорее — симптом того, что наш рынок труда быстро перестраивается, а система образования и профориентации за ним не успевают. По большому счёту, быстро меняется и весь мир. И от профессионалов сегодня требуется не только образование, но и гибкость, желание, способность постоянно обучаться и меняться вместе с ним.
Читайте также:
Быстро заработать в Казахстане: реальные возможности, нелегальные способы и "вакансии"от мошенников
Парень на 1,2 миллиона тенге? Правда и мифы о современных казахстанских чабанах
Казахстану нужны хорошие врачи. В чём проблема нашего медицинского образования