Как казахстанское кино стало зарабатывать миллиарды и покорять новые рынки

Лилия Гайсина Корреспондент
Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Ещё десять–пятнадцать лет назад трудно было представить, что казахстанские фильмы смогут обойти в прокате российские и даже западные релизы. Сегодня это уже норма: отдельные продюсеры становятся миллиардерами, картины из Казахстана обсуждают далеко за пределами страны, а аудитория всё чаще выбирает национальный контент.

Ещё десять–пятнадцать лет назад трудно было представить, что казахстанские фильмы смогут обойти в прокате российские и даже западные релизы. Сегодня это уже норма: отдельные продюсеры становятся миллиардерами, картины из Казахстана обсуждают далеко за пределами страны, а аудитория всё чаще выбирает национальный контент.

Почему это произошло и какие перспективы у казахстанского кино, Tengrinews.kz спросил у экспертов.

В Казахстане регулярно происходят кинопремьеры, фильмы попадают на фестивали, даже на Каннский, вызывают споры и даже скандалы.

Буквально лет десять–пятнадцать тому назад о такой полной событий киношной жизни местные зрители даже не мечтали. Тогда они предпочитали местному продукту иностранный контент, а своё кино ругали на чём свет стоит. Хотя справедливости ради надо отметить, что у казахского кинематографа во все времена были отдельные шедевры, но чаще всего это были фестивальные фильмы.

Теперь к ним подтянулись и коммерческие проекты.

"Казахские фильмы стали разножанровыми: это уже не только комедии или мелодрамы, но и фантастика, хорроры, драмы, разные смешанные жанры. Кино становится разнообразным, индустрия развивается, и сегодня фильму очень непросто выжить, если он сделан плохо".

Дмитрий Мостовой
кинокритик

Как результат — казахстанская киноиндустрия стала зарабатывать. На прошлой неделе Министерство культуры и информации напомнило, что в 2024 году местные картины собрали в прокате свыше 22 миллиардов тенге. Например, дебютный полный метр режиссёра Думана Еркимбека "QAITADAN" в начале этой осени всего за три недели собрал более миллиарда тенге.

Причём зрители в Казахстане платят за местный контент без какого-либо дополнительного стимулирования.

"В России в последние годы было много мер, направленных на то, чтобы сдерживать голливудское кино и продвигать своё. Государство активно продвигало отечественное производство. В Казахстане, по сути, ничего подобного нет: рынок не защищён, запретительных механизмов нет, государственные средства чаще уходят на некоммерческие проекты, но аудитория всё равно выбирает казахские фильмы".

Елена Бродская
директор по международному развитию контентных вертикалей в Яндексе

По её словам, в России в периоды самых жёстких ограничений доля российского кино в прокате редко поднималась выше 30 процентов.

Тогда как в Казахстане больше 50 процентов кассы дают именно местные фильмы.

Бродская рассказывает, что подобная ситуация когда-то сложилась в Южной Корее: там национальный контент тоже пользовался высоким спросом — около 40 процентов. И это не было связано с успехом "Паразитов", тенденция началась намного раньше.

О том, что казахский кинематограф сейчас на большом подъёме, говорит и Игорь Воробьёв, продюсер Кинопоиска.

Он напоминает, что казахстанское кино долгие годы критиковали за низкое качество, однотипные комедии и простой юмор. Но почти в любой стране индустрия проходит такой этап: сначала появляется большое количество проектов, и только потом это перерастает в качество.

"Индустрия не возникает за один день — никто сразу не снимет "Аватар". Для этого нужны подготовленные специалисты, а их появление требует времени. Прежде чем человек дойдёт до полнометражного фильма, он должен пройти короткие метры, рекламу, другие форматы. Кино — это ремесло, тяжёлый производственный труд, где задействованы десятки профессионалов, и, чтобы они выросли, нужно время".

Игорь Воробьёв
продюсер Кинопоиска

Причём в Казахстане сейчас появляются проекты, которые выигрывают за счёт креативных решений и находят аудиторию не только в Казахстане, но и далеко за пределами. Например, по данным Минкульта, за последние пять лет фильмы из РК приняли участие более чем в 300 фестивалях, получив 177 наград.

Почему казахское кино "взлетело"?

Воробьёв объясняет, что продюсеры коммерческих фильмов в Казахстане работают в условиях частного инвестирования, стараются снижать риски и ориентироваться на проверенный формат, который стабильно продается. Многочисленные комедии-франшизы и были тем самым гарантированным продуктом.

"Но со временем зритель насытился и стал требовать новых жанров. На рынке появились первые успешные примеры — такие фильмы, как "Дәстүр", которые показали, что вне комедийной модели тоже можно собрать значительные кассы. Это подтолкнуло продюсеров к экспериментам, расширению жанровой линейки и инвестициям в проекты, которые раньше считались слишком рискованными, например, катастрофы, экшен и жанровое кино", — рассказывает эксперт.

Кадр из фильма "Дәстүр"

Второй причиной взлёта казахстанского кино эксперты называют изменения на глобальных рынках.

"После ковида и забастовки сценаристов Голливуд сильно просел — и по сборам, и по востребованности. Аудитория захотела свои истории. Поэтому сейчас либо локальные сюжеты работают, либо простые, понятные, перекликающиеся темы", — объясняет Бродская.

Упадок испытывает и российское кино в иностранном прокате. Так, по данным отраслевого издания "Бюллетень кинопрокатчика", за девять месяцев сборы российских фильмов в иностранном прокате составили 8,5 миллиона долларов, что на 44,4 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года (15,3 миллиона долларов).

"Спрос на российские картины очень сильно упал в Казахстане, их кино стало непопулярным, качество снизилось. Я, например, сам его уже давно не смотрю. И многие казахстанцы тоже", — говорит Мостовой.

С тем, что уровень голливудского кино упал, этот эксперт также согласен.

"Западные фильмы стали менее интересными сами по себе. Большие блокбастеры по-прежнему пользуются спросом, но их становится всё меньше, а среднее западное кино никому не интересно, есть такое своё, но своё всегда привлекательнее", — объясняет Мостовой.

Другая причина, которая привлекла внимание казахстанской аудитории, — актуальность местных картин.

Мостовой говорит, что, несмотря на то, что в коммерческом кино по-прежнему в центре внимания остаются любовь, семья, межчеловеческие, семейные взаимоотношения, неожиданно стала популярна тема путешествий во времени. Герои обращаются к прошлому в попытке изменить настоящее.

"Сказывается неудовлетворенность сегодняшней жизнью, люди пытаются осмыслить, что было сделано не так. Как минимум три картины за последние месяцы были посвящены этой теме: "Назад в 90-е. Мен оралам", "Алло", "Салем, папа", — приводит примеры кинокритик.

Что касается авторского кино, то, по словам Мостового, в Казахстане сейчас есть фильмы о лжеблаготворительности, о бытовом насилии, о коррупции — так или иначе большинство местных фильмов затрагивают реальную жизнь в отдельных сценах, отдельными штрихами, сюжетами и линиями. Оно стало более актуальным и менее оторванным от жизни.

"Не могу сказать, что авторское и коммерческое кино стали близки, но они точно на пути сближения. И это заслуга коммерческого кино, которое поняло в какой-то момент, что быть оторванным от жизни больше нельзя, потому что люди хотят видеть даже в коммерческих картинах что-то важное", — уточняет Мостовой.

Кроме того, эксперты указывают на такую неочевидную причину, как популярность казахской музыки, которая растёт как внутри страны, так и за её пределами. Создатели фильмов используют её в качестве саундтреков, что повышает привлекательность продукта.

Почему у казахского кино сложные отношения с "Оскаром"?

Елена Бродская говорит, что с точки зрения фестивального кино у Казахстана есть широкая представленность на глобальном уровне, работы местных режиссёров любят и ценят.

"Был фильм "Бақыт", который на Берлинале получил приз зрительских симпатий. Сейчас много новостей про фильм "Ауру", который уже был на Каннском фестивале и тоже громко прозвучал. Есть режиссёр Фархат Шарипов и другие режиссёры арт-направления, чьё кино абсолютно востребовано на международном уровне. У фестивального кино есть своя специфическая тональность, и создатели из Казахстана в эту тональность попадают", — объясняет она.

Иллюстрация к постеру фильма "Бақыт"

При этом с главной мировой премией "Оскар" у Казахстана традиционные проблемы, и местные картины туда часто просто не доезжают.

Эксперт Дмитрий Мостовой отмечает, что "оскаровская тема традиционно сложная" для местной индустрии. Казахстан много лет сталкивается со скандалами вокруг национального оскаровского комитета. Бывали годы, когда страна сама отказывалась отправлять фильм.

"Если изучить историю участия Казахстана в "Оскаре", видно, что там нет ни преемственности, ни традиции. Не всегда понятно, почему в отдельные годы выбирали тот или иной фильм — иногда это была откровенная конъюнктура и непотизм, потому что отправлялись абсолютно отвратительные картины. Когда работа комитета наконец устаканится, тогда можно будет на что-то рассчитывать. Но пока мы себя сами закапываем", — уверен Мостовой.

Последний инцидент произошёл в этом году: фильм "Кадет" Адильхана Ержанова, выдвинутый национальным комитетом на "Оскар", был снят с рассмотрения. Хотя выбор не удивил индустрию, картину ранее высоко оценил Альфонсо Куарон — Лига кинематографистов заявила о конфликте интересов. По их словам, оператор фильма Еркинбек Птыралиев входил в комитет и мог повлиять на решение.

Комитет это отрицал, однако Лига направила жалобу напрямую организаторам премии. В итоге "Оскар" отказался разбираться в споре и исключил фильм, тем более что времени на новый отбор уже не оставалось.

Кадр из фильма "Кадет"

Читайте также: 15 лет назад Tengri написал про мальчика, похищенного из роддома. Мальчик вырос и снялся в кино, которое выдвинули на "Оскар"

Эксперты отмечают, что современное казахстанское кино уже достигло уровня, позволяющего конкурировать за участие в главной кинопремии мира, и главным препятствием становятся не качество, а слабые механизмы продвижения. Отрасли понадобилось время, чтобы сформировать профессиональные команды, научить режиссёров точнее работать с реальностью и попадать в запросы аудитории.

Того же сейчас требуют и институты, отвечающие за продвижение национального кино: комитетам и объединениям необходимо выстроить прозрачные процессы и научиться отстаивать интересы всей отрасли, а не отдельных участников.

Читайте также:

Сразу три международных кинофестиваля покорила Казахстанская мистическая комедия

Единственный в Азии филиал New York Film Academy открылся под Алматы

Реклама
Реклама
Tengrinews
Вопрос от автора
Любите ли вы казахстанское кино?
news42
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама