Шестые сутки в районе Сорбулакского водохранилища ведутся масштабные поиски вертолёта Минобороны, который потерпел крушение днем 25 июля. Корреспондент Tengrinews.kz побывал на месте и рассказывает, как проходят поисковые работы. К настоящему времени были найдены лишь фрагменты воздушного судна: части обшивки, колёса и некоторые личные вещи экипажа. Сам вертолёт, чёрный ящик и тела троих военнослужащих пока не найдены.
Вертолёт EC-145 воздушной обороны Вооружённых сил Казахстана, по словам заместителя командира части по воспитательно-идеологической работе полковника Ербола Исманкулова, 25 июля возвращался из Шымкента в часть в Алматинской области и не долетел до неё совсем немного. На борту находились трое военнослужащих.
В какой-то момент вертолёт пропал с радаров, а позже стало известно, что он потерпел крушение в районе Сорбулакского водохранилища.
На место сразу же выехали спецкомиссия, МЧС и силы Министерства обороны. Первоначальный осмотр местности результатов не принёс. Лишь небольшие разводы топлива на воде дали подсказку, где мог рухнуть борт.
Несмотря на то, что вокруг озера есть несколько крестьянских хозяйств, очевидцев, видевших точку падения, нет. Поэтому поиски ведутся по всему Сорбулаку, а это не менее 89 квадратных километров воды и больше трёх километров болота, заросшего трехметровым камышом. Самая глубокая точка водоёма — 25 метров, при этом видимость в воде нулевая.
Поисковые работы ведутся и в воде, и в камышах. Практически непроходимые болотные заросли ежедневно прочёсывают 150 солдат, вооружённые небольшими серпами. Они начинают работу с первыми лучами солнца и не заканчивают до темноты.
"Это сослуживцы из нашей части. Мы своих ребят ищем", — сообщили нам вышедшие из камышей солдаты и снова скрылись за густыми зарослями.
Командный штаб расположен ближе к точке предполагаемого падения. Здесь сосредоточены основные силы, которые ведут поиски в воде.
Озеро поделили на секторы и каждый тщательно осматривают.
Сначала по воде проходит эхолот, который сканирует дно. В точках, где прибор ловит сигналы, устанавливаются метки, куда отправляются водолазы. Они в условиях нулевой видимости буквально на ощупь проверяют дно.
Места, где мелко и лодки не могут подойти, военные проходят ногами, прощупывая илистое дно длинными палками.
"Подразделение понтонно-мостового батальона сверху проводит разведку для обнаружения обломков. Также три звена понтонно-мостового парка находятся тут. Когда обнаружим большой фрагмент вертолёта, мы будет поднимать его на понтон. Он оснащён якорным оборудованием и краном, которые способно поднять до трех тонн", — объясняет заместитель командира по техническому обеспечению инженерно-саперной бригады, подполковник Руслан Айтишев.
Всего в поисках задействовано более 400 человек — это силы МЧС, МВД, Министерства обороны и 140 единиц различной техники, в том числе беспилотники.
"Также сегодня сюда привезли шесть собак поискового отряда МЧС. Спасатели с собаками будут прочёсывать участки", — рассказывает полковник Ербол Исманкулов.
"Поиски будут продолжаться до тех пор, пока погибшие и вертолёт не будут найдены. О причинах крушения мы сможем говорить только тогда, когда будет обнаружен чёрный ящик", — отмечает Исманкулов.
На месте предполагаемой трагедии также находятся родственники военнослужащих, которые были на борту разбившегося вертолёта. Они вместе со всеми осматривают территорию с воздуха и с воды.
Первые дни после катастрофы родные военнослужащих давали интервью журналистам, но к нашему приезду устали от внимания и попросили не беспокоить их, так как и сама трагедия, и мучительное ожидание вымотало их морально.
Что известно о вертолётах EC-145 в Казахстане
EC-145 — это многоцелевой двухдвигательный вертолёт европейского производства, используемый в Казахстане как в военных, так и в гражданских целях. С 2011 года Казахстан начал получать их в рамках сотрудничества с концерном Airbus Helicopters. Сборка и техническое обслуживание вертолётов осуществляется на базе совместного предприятия Eurocopter Kazakhstan Engineering в Астане.
На вооружении Сил воздушной обороны и в структуре МЧС Казахстана состоят десятки вертолётов EC-145. Они активно используются для:
- санитарной авиации и эвакуации;
- поисково-спасательных операций;
- патрулирования и мониторинга территорий;
- транспортировки личного состава и грузов;
- выполнения задач в условиях высокогорья и резких перепадов температур.
Ранее редакция сообщала, что министр обороны Даурен Косанов встретился с родственниками пропавших пилотов в районе поиска. Он выразил им поддержку и заверил, что операция продолжается в круглосуточном режиме, задействованы все возможные ресурсы и военные делают всё возможное, чтобы найти своих товарищей.