1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Когда не хочется придираться

Интересная и полезная статья ✅ Когда не хочется придираться ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

 "Похоже, что "Казахфильм" обретает

свое место в мировом кинематографе" 

Реклама
Реклама

Variety.

 
Еще за полгода до выхода исторического эпоса "Жаужурек мың бала" отечественного режиссера Акана Сатаева было ясно, что картина однозначно будет греметь. Многочисленные публикации в средствах массовой информации, фото/видеофрагменты со съемочной площадки закручивали эту самую интригу и усиливали ожидание чего-то действительно невероятного для казахстанского кино. Если уж и не надеяться на гениальность сюжетной линии, то хотя бы ради масштабных батальных сцен и красивейших ландшафтов надо бы было его дождаться. И вот один из самых крупномасштабных и долгожданных проектов 2012 года выходит в широкий прокат менее чем через неделю.
 
 
Говоря о казахстанском кинематографе последних лет, кинокритики любят задаваться вопросом, когда же наступит возрождение и кто же станет тем "мессией", что зажжет звездочку Made in Kazakhstan на кинематографическом небосклоне. Еще в год выхода настрадавшегося, однако и так облюбованного отечественным зрителем "Рэкетира" того же Сатаева, критики страны писали, что момент настал. Прошло время, кинополе молчало, все ждали выстрела. В свое время статус фильмов, способных к арт-революции, приписывали и "Кочевникам" Сергея Бодрова, и "Сказу о розовом зайце" Фархата Шарипова, и даже "Ликвидатору". Но вот 2012 год, и вновь появился повод для хвалебных од и восторженных рецензий кинокритиков.
 
 
"Жаужурек мың бала" - картина, которую зритель действительно заждался, ведь продемонстрировать титанический труд съемочной бригады обещали то ко Дню независимости, то в начале марта. Ходили слухи о финансовых проблемах, о производственных сложностях. А сам режиссер на все вопросы отвечал, что просто не хочет "кормить зрителя сырым продуктом". И все задержки сроков связаны исключительно с созданием той "конфетки", от которой мы с вами уже будем не в силах отказаться.
 
 
Действие происходит в начале XVIII века в годы великого бедствия Ақтабан Шұбырынды и войны казахов с джунгарами. Юноша по имени Сартай, став свидетелем жестокой резни своего народа и своих близких, растет с неимоверным желанием однажды дать отпор джунгарским войскам. Возмужав, он возглавляет группу единомышленников, которые без благословения старейшин начинают вести свою, пока еще маленькую войну. Сражения набирают обороты, имя Сартая на слуху, что начинает раздражать его друга Таймаса. Между героями возникают разногласия, зависть, ссоры, что может отдалить их от желанной победы.
 
 
Однозначным плюсом картины стало появления свежих лиц, которые вдохнули в кино непринужденность и каплю свежести. Асылхан Толепов, Аян Утепбергенов и Алия Телебарисова доказали, что успех кино могут принести и начинающие актеры, при этом совсем не обязательно приглашать высокооплачиваемых голливудских первоклассных звезд.
 
 
Нельзя не сказать о съемочном периоде. На протяжении 90 дней команда, трудившаяся над фильмом, сменила четыре локации и 11 декораций. Съемки начались в районе Капшагая в феврале 2011 года. Весной группа переместилась в район Чарынского каньона, затем в Капал-Арасан. Заключительный этап съемок прошел на Большом Алматинском озере в середине лета. Не пожалел "Казахфильм" средств и на костюмы для главных героев и актеров эпизодических ролей. Полиуретановые доспехи джунгарского и казахского войск заказали у британской компании, стальные кольчуги по старинным технологиям клепания колец изготовила индийская фирма. Примечательно, что "Жаужурек мың бала" обошелся киностудии в 10 миллионов долларов, что в 3,5 раза меньше, чем "Кочевники".
 
 
Неотъемлемой частью любой шедевральной картины является музыка, которая должна перенести зрителей в атмосферу происходящего, помочь пережить те же ощущения, что и герои. Исполнить эту миссию взялся обладатель Гран-при Мальтийского международного музыкального фестиваля Ренат Гайсин. Четко, изящно и, главное, не назойливо каждая композиция Гайсина сопровождала очередную сцену. Пора уже издавать сборник собраний саундтреков этого композитора.
 
Обычно, заканчивая рецензию, автор дает свою оценку, но, как показывает опыт, она редко совпадает с общественным мнением. Мне, как обычному зрителю, придираться не хочется, для меня все было в меру.  "Жаужурек мың бала" смотреть однозначно надо. О фильме еще будут говорить, причем говорить до следующего шедевра казахстанского кинематографа.
 
Айжан Тугельбаева