"Когда-то здесь жили одинокие мужчины". Жители Астаны в шоке от того, во что превратился их красавец-дом
Общежитие в старой части Астаны. Заходим в подъезд, и первое, что бросается в глаза, - обшарпанная комната с коричневым умывальником. К нему подбегают дети и начинают мыть руки. Часть окна здесь закрыта кирпичами. Поднимаемся выше и на одном из этажей видим еще один умывальник, он засорен, под ним стоит ведро с мутной водой, она переливается через край. На стене зеркало, в котором отражение видно только наполовину. Пол мокрый. В коридорах общежития темно, лишь иногда горит желтая лампочка. Местами чувствуется резкий запах канализации. На каждом этаже есть туалет, он один на все 30 комнат. На вопрос, какая в доме главная проблема, жильцы советуют заглянуть в их уборную и сфотографировать. В подъезде много хаотично торчащих проводов, некоторые из них покрыты густым слоем паутины. "А еще у нас клопы и тараканы", - заявляет местная жительница. На стене надпись: "Ад". Таким корреспондент Tengrinews.kz Ренат Ташкинбаев увидел общежитие по адресу Янушкевича,12. Он пообщался с жильцами аварийного дома и узнал, почему не все из них хотят, чтобы их сносили.
Этот репортаж снимался на протяжении двух дней. Верхнее и нижнее фото были сделаны посреди недели. Обратите внимание на раковину.
На фоне комнаты с потеками, облупившимися стеной, потолком и полом, цвет этого умывальника создает чрезвычайно угнетающую атмосферу.
Как рассказали нам жильцы, в их доме в настоящее время нет КСК (говорят, что его нет уже на протяжении десяти лет), и все работы по содержанию общежития они выполняют своими силами.
"Подвал у нас забитый, канализацию без конца откачивают, трубы старые, гнилые, ремонта капитального ни разу не делалось. Чувствуете запах?" - говорят жильцы.
"Зимой идет пар из подвала, у нас здесь все в инее, провода замыкают", - рассказывают люди. Беспорядочно торчащая проводка здесь повсюду.
Некоторые провода покрыты паутиной.
"Вот видите, какие у нас стены. Я, например, у себя в комнате пробовала делать ремонт, но ведь сюда забить ничего невозможно, я как эту стену затронула, мама миа! Так вот это все у меня и посыпалось, это было что-то, оно уже все здесь прогнило, там ни цемента, ничего нет, сыпется песком, я убираю, а оно все сыпется", - рассказывает женщина, которая живет в этом общежитии уже 20 лет.
Соседи говорят, что как-то им предлагали отремонтировать весь дом. Но, некоторые жители считают, что это сделать практически невозможно.
"Легче снести этот дом, чем ремонтировать. Тронь эту трубу, она же рассыпается вся в труху, трубы еще с советских времен. Здесь проблем - мама не горюй: весь фундамент сыпется, здание просело", - говорит наша собеседница.
"У нас здесь условий нет, вы представьте, эта кухня у нас одна на всех, мы здесь берем воду, полоскаем, моем все посуду", - говорят жильцы.
На каждом этаже этого общежития порядка 30 комнат. Все их жители пользуются одной раковиной.
Такая же ситуация и на других этажах.
Например, здесь умывальник и вовсе оказался забит.
Из-за, так сказать, повышенной проходимости пол в коридорах, кажется, вообще никогда не просыхает.
"А еще у нас туалет один на 30 комнат. И так на каждом этаже. Вы представляете, что там делается. Еще и с улицы идут в нашу уборную", - сетуют жильцы и тут же предлагают сфотографировать туалет.
"Вон, в туалет наш зайдите. Если на улице дождь, то и в туалете - тоже дождь, с потолка прямо бежит. Это ладно у нас хоть чистая вода бежит, а у других прямо канализация бежит на пол", - рассказала еще одна жительница.
"А еще у нас тараканы и клопы, они не выводятся вообще. Их бесполезно травить, потому что кто-то травит, а они потом по коридору бегают и забегают в другие комнаты", - говорит еще одна жительница.
Кажется, что в этом общежитии нет такого места, которое не было бы проблемным.
"У меня клопы завелись, пришлось выкинуть всю мебель. Но у меня они, по-моему, до сих пор есть", - говорит Жанна Шудабаева, она купила здесь комнату в 2007 году.
"Зимой здесь сыро и холодно, батареи все старые, никто не хочет менять. Везде пахнет канализацией, у меня просто солнечная сторона, поэтому сухо, но вообще в действительности в доме сыро", - рассказывает женщина.
В подъезде можно заметить объявления о сдаче и продаже комнат.
Вид на соседнее общежитие, которое находится поблизости (адрес: Янушкевича, 12/1)
"В соседнем общежитии продают комнату за 6 миллионов, окончательно за 5,5 отдают. Но сколько уже стоит объявление, так никто не покупает. Мою комнату, наверное, за 3 миллиона можно было продать, но видите, за 3 миллиона я же потом себе нигде не куплю жилье", - рассуждает она.
Вместе с тем не все жители этого общежития считают, что его непременно нужно снести. Кое-кто полагает, что его еще можно отремонтировать.
"Этот дом построен в 1963 году, я здесь живу с 1970 года. А строил эти два дома мой зять, здесь была больница, потом жили одинокие мужчины, потом уже после мужчин семейным начали давать. Вот я тогда получила здесь комнату и с тех пор я живу здесь", - рассказывает Антонина Даниловна Склюева. В этом общежитии, говорит она, жили сотрудники "Целинтяжстроя". Она тоже там работала - на протяжении 25 лет поваром в столовой предприятия.
В целом жизнь в этом общежитии ее устраивает, единственное, на что она обращает внимание, - это на отсутствие горячей воды, торчащую проводку и на поведение некоторых непостоянных жильцов. "С 70-го года я здесь живу, хоть бы раз капнула вода горячая, все холодна и холодная", - говорит пенсионерка.
"Я думаю, этот дом еще стойкий. Мне кажется, взялись бы лучше за него. А сейчас, знаете, сколько надо этих квартир? Его можно еще восстановить, он у нас красавец стоял (в свое время - прим. автора), все было сделано хорошо, а потом все… Вот так и скажите, этот дом стойкий, он еще 100 лет простоит", - отмечает Антонина Даниловна.
"У нас, знаете, собственных хозяев здесь, таких как я (не так много - прим. автора), а вот квартирантов полно. Мы жалеем дом, стараемся, чтобы чисто было. Сейчас мы живем на пятом этаже, у нас все хорошо. Руководителя у нас нет, мы сами все делаем", - продолжает она.
"Было дело, у нас как-то туалет падал. Деньги собрали руководителю, он их взял и умотал. Потом мы собрали деньги еще раз и теперь мне там все так нравится. У нас моют, нанимаем женщину, ей по 700 тенге платим. Свет есть, вода холодная есть, мне нравится. Только не троньте вы этот дом, он стойкий, если руководитель хороший придет, то дом этот еще проживет", - считает женщина.
С ней согласен и Аулетбай Айтымов.
"Если хороший ремонт сделать, капитальный, то этот дом еще ой-ой-ой сколько будет стоять, это же совдеповские дома, после ремонта он будет хороший. Надо кровлю сделать, подвал осушить, трубы поменять, канализацию поменять, электричество поменять, и все будет нормально работать", - уверен мужчина. Он говорит, что часто ему приходится в этом общежитии ремонтировать трубы или проводку.
"А где гарантия, если сейчас дадут жильцам новое общежитие, что они его в такой же бардак не превратят? Вот через месяц увидите", - рассуждает он. На вопрос, как же получилось, что дом оказался в подобном состоянии, он отвечает: "Потому что безалаберные, никто ничего не хочет, если это твоя частная собственность, то ты ведь должен ремонт делать. А то думают, вот сейчас новый дом получим, и там проживем 10-15-20 лет. Но надо же за ним ухаживать, даже если месяц живешь, неделю, тогда он будет стоять".
На самом деле дом этот неоднородный. Одна часть его - пристройка с обычными квартирами.
"В 1987 году одна сторона дома ушла, там был туалет, и вот этот туалет повалился. Потом там достроили и сделали благоустроенные квартиры. Вот там, где трещина, - это пристройка", - рассказывают местные жители.
"Зайдите в наш подъезд. Там никто даже сигарету не бросит, никто не плюнет, почему так?" - обращается к нам жительница благоустроенной пристройки.
Подъезд в благоустроенной части дома
"От жильцов зависит", - отвечает ей сосед. "А там тараканов развели больше чем надо и дайте им квартиры", - говорит, указывая на общежитие, женщина.
В доме есть еще один подъезд с квартирами. Говорят, что здесь живут сотрудники полиции. "Вот здесь течь была, ее так и не устранили. Здесь был опорный пункт полиции, его сейчас перенесли в другое место", - рассказывают люди.
Напротив Янушкевича, 12, есть еще одно общежитие - Янушкевича, 12/1. В отличие от первого, во втором есть обслуживающая организация.
В доме есть объявление от местного КСК, которое приступило к работе месяц назад. В нем жителей призывают соблюдать чистоту со словами: "Мы начинаем жить по-новому".
В отличие от первого общежития, в этом есть душ.
Что же касается туалетов, и других помещений, то здесь они выглядят примерно так.
За комментарием относительно этих двух домов мы обратились к акимату района Байконур.
Нам сообщили, что дом по адресу: улица Адольфа Янушкевича, 12, подлежит сносу в 2020 году, а Янушкевича, 12/1, - в 2021 году. На эти же сроки запланировано переселение жильцов.
"Переселение жителей общежитий по улице Янушкевича, дома 12, 12/1, будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по сносу аварийных домов в рамках второго этапа пилотного проекта на 2018-2022 годы", - говорится в ответе районного акимата.
Местные жители о примерных сроках сноса уже не раз слышали. "Сейчас еще только 18-й, а еще значит - 19, 20, 21-й годы, у-у-у сколько еще", - говорит одна из наших собеседниц.
Жители просят обратить внимание на кирпичи, которые падают с фасада их дома.
"Едва успеваем уворачиваться", - говорят они.
На этот вопрос в районном акимате отвечают так: "С учетом наличия чрезвычайной ситуации техногенного характера по общежитиям № 12, 12/1 рассматривается вопрос проведения ремонтно-восстановительных работ фасадов за счет средств резерва местного исполнительного органа на неотложные затраты по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренного в бюджете Астаны на 2018 год".
То есть речь идет о том, что вопрос проведения ремонта фасадов, только лишь рассматривается. Но еще до ответа районного акимата тему возможного ремонта комментировали местные жители. "Какой смысл ремонтировать фасад, ставить кирпичи туда, где выпали, там уже под окнами до такой степени отсырело, люди то, что могли, сами сделали. Если сейчас фасад начнешь делать, он еще больше посыпется. Пока стоит, его не надо трогать", - говорят местные.
"Надо этот дом снести и новый построить", - убежден еще один из наших собеседников.
Кстати, в начале репортажа мы упоминали о том, что фотографировали дом по адресу: Янушкевича, 12, на протяжении двух дней. Фото с коричневой раковиной, снятое в будний день, мы уже показывали. А это кадры, сделанные в минувшее воскресенье.
Кажется, раковина стала чище.
Ренат Ташкинбаев©