Креативная и открытая нация через осмысление позитивного исторического опыта
Основной императив современного этапа развития Казахстана можно сформулировать как системное и синхронное обновление сфер жизни на уровне гражданина, общества, государства. Именно поэтому стратегическое значение приобретает программная статья Елбасы "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания".
Модернизация общественного сознания как основа и фундаментальное условие духовного возрождения и пассионарного подъема общества предлагается через новое осмысление позитивного исторического опыта, обычаев и традиции народа, лучших достижений государства и международного сообщества, сохранение национального кода. Поэтому программу "Рухани жаңғыру" можно позиционировать как новую идеологию формирования социальной памяти казахстанцев, фундамент конкурентоспособной, прагматичной, креативной и открытой нации.
Программа "Рухани жаңғыру" сформулировала основные принципы модернизации общественного сознания (конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие, открытость сознания), которые становятся долгосрочными индикаторами адаптивной включенности Казахстана в динамично изменяющуюся внешнюю среду. Поэтому практические аспекты реализации данных принципов были сконцентрированы и обеспечены во всех проектных направлениях программы "Рухани жаңғыру".
Латиница. Переход на латиницу получил стартовый задел принятием соответствующего указа Президента Республики Казахстан, созданием Национальной комиссии и утверждением плана поэтапного внедрения новой графики. В среднесрочном периоде с 2025 года переход на латиницу приобретет всеобщий и полноформатный характер. Тем не менее уже с 2019 года начнется конкретная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы для внедрения латиницы, изданию учебной, методической, художественной литературы на основе латинской графики.
Учитывая высокое общественно-политическое значение процесса перехода на латинскую графику, следовало бы уже на нынешнем этапе активнее расширять платформу ее распространения. Например, в студенческой среде можно было бы развернуть проект "Біз латынша жазамыз", а в социальных сетях и в медиапространстве в целом ряд рубрик, аннотаций и тематических материалов подавать в новой графике. Внешнее оформление рекламных стендов, названий населенных пунктов, улиц, различных вывесок, всех материалов по тематике "Рухани жаңғыру" следовало бы также переформатировать на латиницу в текущем периоде.
Культ знаний. В 2018 году из первоначального списка учебников в учебный процесс в вузах страны интегрированы 18 книг по психологии, экономике, философии, социологии, религиоведению. "Новые учебники – это настоящая энциклопедия знаний. Сейчас важна не только методика образования, но и его содержание. В этой связи программа "Рухани жаңғыру" дает возможность осуществить пятилетку общенационального обучения", – справедливо отметил в своем выступлении Нурсултан Назарбаев.
Данный проект приобретет особую значимость в решении ряда гуманитарных проблем образования:
- учебники для вузов трансформируется в понятия "введение в науки";
- расширяется практика прямых переводов научных изданий на казахский язык;
- внедрение иностранных учебников расширяет категорийно-понятийный аппарат ряда научных дисциплин на казахском языке.
В этой связи вполне ожидаемо развитие инициативы ученых и практиков высших учебных заведений Казахстана, которые можно было бы выразить в следующих направлениях:
а) расширить номенклатуру гуманитарных учебников, перевод на казахский язык учебников по техническим, аграрным, медицинским специальностям;
б) учесть необходимость обеспечения новыми учебниками 30 процентов студенческого контингента, обучающегося на русском языке;
в) внедрить элементы содержания новых учебников при преподавании предметов "Человек и общество", "Основы религиоведения" в школах одаренных детей.
"Туған жер". Спецификой данного проекта является активное и инициативное участие в его реализации широкой общественности всех регионов страны. Только за первый год реализации программы "Рухани жаңғыру" в рамках данного проекта реализовано более 700 конкретных проектов, осуществляется более 320 проектов. За счет меценатов привлечено более 51 миллиарда тенге спонсорской помощи.
Наиболее доступной формой реализации проекта в регионах стали такие мероприятия, как:
- историко-краеведческие экспедиции;
- археологические и этнографические экспедиции;
- издание книг, брошюр и монографий по истории края;
- проведение научно-практических семинаров и конференций;
- информационно-аналитическое сопровождение проекта и другие.
По проекту "Туған жер" сохраняется значительный потенциал по его углублению и рационализации, который можно выразить в следующих мероприятиях.
"Қасиетті Қазақстан. Сакральная география Казахстана". Основные объекты данного проекта получили статусную поддержку на этапе осуществления программы "Культурное наследие" и "В потоке истории". Поэтому за достаточно короткий период был сформулирован список объектов общенационального и регионального значения, соответственно, 183 и 520 объектов.
Развитие проекта возможно при расширении практики отнесения тех или иных объектов к памятникам сакрального характера. Поэтому предлагаем обеспечить учет следующих направлений проекта:
Первое. Включить в состав сакральных объектов культурные памятники, находящиеся за пределами территории страны.
Второе. Учесть необходимость включения в список памятников объектов нематериальной культуры.
Третье. Совершенствовать институциональные основы новых понятий сакральной географии в законодательных и нормативно-правовых актах государства.
"Современная казахстанская культура в глобальном мире". Главным условием отбора произведений художественной литературы, кино, музыки и научных исследований является их уникальность.
Предполагается их открытое продвижение в крупнейших центрах мировой культуры и науки, издание на шести языках ООН. Данный проект может быть организационно усилен созданием сети "Институтов Абая" как центров продвижения отечественной культуры за рубежом.
В международной практике существует значительный опыт функционирования такого типа организаций, поддерживаемых национальным правительством в различных странах. Это Институт Гете, Институт Конфуция, Институт Сервантеса, Институт "Британский Совет" и другие. Обучение казахскому языку, распространение художественной и научно-популярной литературы о культуре и традициях народа, современных реалиях независимого развития государства, в том числе их трансляцию на шесть языков ООН, выполняли бы Институты Абая. Институты Абая следовало бы, прежде всего, открывать за рубежом в наиболее развитых странах мира.
"100 новых лиц Казахстана". Фактически проект придал программе "успешное лицо" современников молодого Казахстана. За годы независимости в стране сформировался слой представителей различных профессий и сфер деятельности, достигших выдающихся и значимых достижений. Целеустремленность, профессионализм, патриотизм, уникальность - такими чертами характера отличаются первые 100 победителей национального конкурса.
В целом этому проекту должны придать новый импульс региональные конкурсы, отбор участников не только по профессиональным качествам и нравственно-ценностным поступкам, формирование специальных проектов на уровне коллективов организаций и предприятий страны.
С точки зрения управления программой целесообразным является устранить ряд недостатков, выявленных на первом этапе реализации:
во-первых, обеспечить переход от одноразовых мероприятий к системным проектам;
во-вторых, сформировать пул проектов республиканского и международного значения во всех регионах страны;
в-третьих, повысить качество медиасопровождения программы;
в-пятых, внедрить технологии работы над проектами в рамках специальных фокус-групп.
Ерлан Арын, профессор, эксперт-аналитик