Ранее редакция рассказывала, что аппарат акима Восточно-Казахстанской области арендует вертолёты "сам у себя" и потратил на это больше миллиарда тенге за шесть лет. Но они не только тратят, но и зарабатывают на этом.
Tengrinews.kz удалось выяснить, что власти региона сдают свой авиатранспорт в аренду другим госорганам. И это тоже довольно интересный круговорот бюджетных денег. Рассказываем, каким образом администрация области получает доход от вертолётов и сколько удалось заработать за пять лет.
Вертолёты для студентов и Берика Уали
Напомним, у аппарата акима ВКО есть подведомство, которое называется "Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области". Если верить словам бывшего главы этого региона Даниала Ахметова, на балансе организации находятся четыре вертолёта. Ранее мы рассказывали, как ими пользовался сам Ахметов для личных полётов или перевозки биотуалетов.
Теперь же мы узнали, что акимат не только всё ещё использует вертолёты в рабочих поездках, но и ежегодно сдаёт их в аренду другим организациям. Причём для самых разных целей, начиная от мониторинга лесных пожаров до обучения студентов-пилотов.
Так, самый крупный контракт в этом году был заключён в августе. Авиационное подразделение подписало двухлетний договор с Академией гражданской авиации на предоставление двух вертолётов для обучения студентов-пилотов. Сумма контракта составила 759,3 миллиона тенге. Однако, учитывая, что он будет действовать до конца 2026 года, в этом году будет выплачено только 168,7 миллиона тенге.
Согласно техспецификации, Авиационное подразделение предоставит для обучения два исправных вертолёта:
- Обучение будут проходить 27 курсантов.
- Всего они проведут в воздухе 1 350 часов, это по 50 часов на каждого студента.
- Практику будут вести инструкторы с действующими свидетельствами, допусками и налётом не менее тысячи часов.
- Занятия будут проходить на аэродроме, предположительно — в Усть-Каменогорске.
Также вертолёты акимата брала в аренду Казахская база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства. В марте этого года они заключили контракт на 302,4 миллиона тенге на аренду вертолёта второго или третьего класса.
В этот раз авиатранспорт необходим для охраны лесов и тушения пожаров. Работы предполагают полёты по маршрутам протяжённостью не менее 361 километра, посадки на площадки, подобранные с воздуха рядом с очагами пожара, и доставку десантников-пожарных со средствами тушения.
Всего судно должно провести в воздухе не менее 171 часа. Договор будет действовать до конца года. Важно уточнить: в требованиях говорится, что нужен только один вертолёт, но если он выйдет из строя и ремонт займёт больше суток, поставщик обязан выставить резервный.
Авиатранспортом администрации ВКО пользуются и другие акиматы. Например, в июне воздушный транспорт брал в аренду аппарат акима области Абай. Ведомства заключили между собой контракт на 41,2 миллиона тенге.
В требованиях не уточняется, кто именно будет использовать судно, однако известно, что полёты нужно будет выполнять по всей территории области Абай; и над равнинной местностью, и над горной.
Судя по документам на сайте госзакупок, перевозить необходимо будет как пассажиров, так и груз весом не более трёх тысяч килограмм. Всего транспорт проведёт в воздухе 26 с половиной часов. Учитывая, что вертолёт арендует аппарат Берика Уали, можно предположить, что и ему самому доведётся полетать на этом легендарном транспорте.
Кстати, в марте акимат области Абай уже заключал похожий контракт, а в апреле в регионе произошли пожары. Тогда глава региона Берик Уали совершал облёт погоревшей территории. Но видео было опубликовано в официальном телеграм-канале МЧС, и непонятно, чей авиатранспорт для этого использовался: арендованный у акимата ВКО или тот, что принадлежит спасателям.
И в этой путанице как раз и заключается главная проблема. Но об этом позже.
А пока вернёмся непосредственно к аренде вертолётов у акимата ВКО, точнее, у его подведомства. Выходит, это недешёвое удовольствие. Суммы контрактов могут разниться от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов тенге в рамках одного договора.
То, что мы упомянули в этой главе, — малая часть. За год договоров гораздо больше - и больше денег. Далее разберём их.
"Отбить" шестилетние вложения за год
По данным того же портала госзакупок, за год Авиационное подразделение акимата ВКО выступило поставщиком в 11 контрактах и везде речь шла о сдаче вертолётов в аренду.
Общая сумма всех этих договоров — больше 1,1 миллиарда тенге. Ниже перечисляем лишь некоторые организации и суммы, которые они уже выплатили или заложили в контракт за аренду авиатранспорта:
- Казахская база авиационной охраны лесов — три контракта на 660,7 миллиона тенге;
- Академия гражданской авиации — один на 379,6 миллиона тенге;
- Сам аппарат акима ВКО, в которое входит Авиационное подразделение, — три договора на 226 миллионов тенге;
- Отряд оперативного реагирования лесного и охотничьего хозяйства — контракт на 51,2 миллиона тенге;
- Аппарат акима области Абай — два контракта (мартовские и июньский, оба упомянуты выше) на 82,4 миллиона тенге;
- Департамент полиции ВКО — договор на 16,6 миллиона тенге.
Сумма получилась внушительной, однако говорить о том, что Авиационное подразделение реально заработало 1,1 миллиарда тенге на аренде вертолётов, нельзя.
Дело в том, что часть этих контрактов заключалась между разными ведомствами одного и того же акимата Восточно-Казахстанской области. По сути, деньги не приходили со стороны, а просто перераспределялись внутри областного бюджета.
Чтобы понять, сколько средств подразделение действительно смогло привлечь извне, нужно провести корректировку.
Для этого необходимо вычесть из общей суммы контракты с аппаратом акима ВКО — ведь это прямое финансирование "от начальства подчинённым", а не полноценный тендер. Кроме того, следует убрать из списка и суммы, уплаченные отрядом оперативного реагирования: он входит в структуру управления природных ресурсов ВКО, то есть тоже подведомственный орган акимата.
Путём таких нехитрых вычислений получаем 928,6 миллиона тенге, которые Авиационное подразделение аппарата акимата ВКО сможет "заработать" за неполный 2025 год на сдаче вертолётов в аренду после исполнения всех заключённых контрактов (часть из этих денег уже выплачена).
В предыдущем расследовании мы рассказывали, что аппарат акима Восточно-Казахстанской области ежегодно арендует вертолёты как бы сам у себя, то есть у своего подведомства — Авиационного подразделения. За шесть лет, по нашим подсчётам, такая аренда обошлась в миллиард тенге. Но, по сути, эти деньги не уходили за пределы акимата, их просто переводили от ведомства к подведомству, так сказать, от "начальства к подчинённым".
И эти же вертолёты Авиационное подразделение сдаёт в аренду и сторонним организациям, то есть реально привлекает дополнительные деньги.
Выходит, что только за один год подразделение может практически "отбить" всю ту сумму, которую аппарат акима формально потратил на аренду вертолётов у своего же подведомства за шесть лет.
Таким образом, будто получается, что вертолёты работают не в убыток бюджету, а наоборот — приносят ощутимую прибыль. Правда, деньги на них приходят тоже из госбюджета, но от других учреждений.
И это уже не первый год.
Сколько сдача вертолётов в аренду принесла за пять лет
Мы подняли на сайте госзакупок и изучили подобные контракты Авиационного подразделения ВКО с 2021 года. Вот что получилось:
- В 2024 году подразделение заключило 14 контрактов на общую сумму 1,5 миллиарда тенге. Самые крупные сделки — три договора с РГКП "Казавиаселеохрана" на 871,5 миллиона тенге. Если снова убрать контракты, заключённые внутри системы акимата, то доход составил около 1,2 миллиарда тенге.
- В 2023 году был подписан 21 договор на 1,3 миллиарда тенге. Исключая внутриведомственные оплаты, подразделение привлекло чуть больше миллиарда тенге.
- В 2022 году они заключили 14 контрактов на 783,3 миллиона тенге, но извне удалось привлечь только 481,3 миллиона тенге. Более 300 миллионов пришлось на договоры с аппаратом акима ВКО и управлением природных ресурсов.
- В 2021 году организация подписала 15 контрактов на сумму чуть больше миллиарда тенге. Из них внешними стали 840,1 миллиона тенге.
Если учесть 2025-й и сложить все доходы Авиационного подразделения за пять лет, получится больше 6,4 миллиарда тенге.
Но из этой суммы необходимо исключить примерно 1,7 миллиарда тенге, так как эти средства пришлись на контракты с другими подведомствами акимата региона. Это значит, что деньги как были в бюджете области, так и остались, только переходили от одного подразделения к другому.
Так вот, если их не учитывать, выходит, что за пять лет Авиационное подразделение привлекло извне около 4,5 миллиарда тенге. Это и есть доходы от аренды вертолётов от сторонних организаций.
Куда уходят эти деньги?
Это вполне логичный вопрос.
Несмотря на то что эти деньги формально заработало Авиационное подразделение, средства не "оседают" у них. Они считаются неналоговыми поступлениями от использования коммунального имущества. Вертолёты — собственность региона. Значит, все эти деньги поступают напрямую в областной бюджет. Такое правило закреплено в Бюджетном кодексе и законе "О государственном имуществе".
Таким образом, можно сказать, что Авиационное подразделение "заработало" для акимата Восточно-Казахстанской области около 4,5 миллиарда тенге за пять лет на сдаче вертолётов в аренду.
Кроме того, часть этих доходов может возвращаться в Авиационное подразделение — например, на ремонт, зарплаты или обновление техники, что, по сути, обычное финансирование подведомства.
Но это наше предположение. Точных данных об использовании именно этих средств найти не удалось — областной акимат не публикует настолько подробных отчётов о распределении своих доходов.
Вертолёты есть, нет конкуренции и отчётов
Но как же так получается, что акимат Восточно-Казахстанской области зарабатывает такие крупные суммы на аренде вертолётов? Почему именно к Авиационному подразделению обращается большинство госорганизаций региона?
На этот вопрос уже отвечал бывший глава области Даниал Ахметов: в регионе просто "нет конкурентной среды".
"В Казахстане нет конкурентной среды. Авиационная компания в ВКО — единственная. Обслуживает она весь регион. Цели — охрана зелёных насаждений. 40 процентов лесов Казахстана — это ВКО, если вы живёте в этой области, то видели, что огромное количество пожаров локализуется и решается посредством этого. Второе — это авиамедицина. Сегодня нет ни одного самолёта, который может садиться на грунтовых площадках, а расстояние между Усть-Каменогорском и Урджаром — 660 километров, между Усть-Каменогорском и Зайсаном — 720 километров и так далее. Поэтому этот транспорт используется для защиты здоровья населения и защиты природных насаждений", — говорил он.
Отсутствие конкуренции подтверждает и тот факт, что немалое количество перечисленных нами контрактов было заключено способом "из одного источника". Значит, полноценный конкурс не проводился, а заказчики просто выбирали поставщика: либо напрямую, либо после того, как тендеры несколько раз были признаны несостоявшимися.
И получается довольно двойственная ситуация.
С одной стороны, в регионе действительно нет конкуренции, нет других авиакомпаний, готовых выполнять такие работы. Именно поэтому услугами Авиационного подразделения пользуется как сам акимат ВКО, так и другие госорганы.
С другой — администрация региона не только тратит миллиарды на аренду вертолётов у собственного подведомства, но и зарабатывает на этом — тоже миллиарды.
С третьей — вертолёты есть у других ведомства Казахстана, например, у МЧС. Но нет понятной отчётности. Или вообще никакой нет. Как определить, когда и на каком именно вертолёте летает аким — например, тот же Берик Уали во время пожаров — на том, что арендовал у соседей, или на борте МЧС?
Насколько эффективно используются большие бюджетные деньги разных ведомств на аренду этого вида транспорта на востоке страны? Что можно было бы оптимизировать, какие полёты совместить? Миллиардные траты всегда вызывают много вопросов, как и миллиардные доходы: идут ли средства, заработанные Авиационным подразделением, на его же содержание в виде госзакупок со стороны акимата ВКО? Или они идут на что-то другое? Прозрачность в использовании бюджетных средств могла бы снять все эти вопросы.
Ещё при подготовке первого материала об аренде вертолётов редакция направила официальный запрос по этой теме в акимат ВКО, но ответ так и не получила.
Читайте также:
Миллиард тенге за шесть лет. Зачем акимат ВКО арендует вертолёт сам у себя
Как акимат Алматы "похоронил" тысячу автобусов и потратил 170 миллиардов на новые
27 триллионов тенге — расходы на 2026 год. Разбираем, куда Казахстан их потратит и откуда возьмёт