"Лайк" как валюта будущего. Какой курс?
Год назад я вел Instagram одного из алматинских заведений. И в direct периодически поступали примерно такие сообщения: "Можно у вас поужинать, а за это я про вас пост напишу?". Хотелось ответить: "Хорошее предложение, но принимать мы его, конечно, не будем". А ведь на самом деле такой бартер вполне имеет место. Все потому, что "лайки" в соцсетях сегодня легко можно продать, вопрос только в стоимости. Это чуть ли не отдельный вид валюты. Почему дела обстоят именно так и что будет дальше?
Реклама как двигатель новой валюты
Все самое лучшее сегодня придумывает корпоративный сектор. Хорошая мотивация для внедрения технологий - все те же деньги. В этом плане "лайки", просмотры и комментарии так или иначе уже продаются, но владелец каждого аккаунта вправе выставлять свой "курс валют". Сфера SMM-маркетинга за последние несколько лет стала настолько актуальной, что многие компании заводят большой штат копирайтеров, трафик-менеджеров и аналитиков, потому что социальные сети приносят реальные деньги - это чуть ли не самый эффективный способ продвижения своего продукта.
Но и о блогерах забывать нельзя. Тот же ужин за пост в соцсетях - это неплохая сделка. Пусть блогеры - не профессиональные ресторанные критики, которых так боятся или жаждут владельцы заведений, но эффективность их поста может быть выше, чем у традиционной публикации в печатной газете или глянцевом журнале. А все потому, что давно прошли времена, когда в социальных сетях сидели только школьники или пенсионеры, ищущие одноклассников. Аудитория стала более качественной и платежеспособной, в том же Facebook или Instagram сидят люди из списка Forbes. Поэтому рекламировать в соцсетях можно как носки за 1 доллар, так и Rolls-Royce за миллион.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Не пора ли вписать соцсети в Конституцию?
На самом деле неплохая идея. В Китае подобная модель уже работает в тестовом режиме. Принцип прост - все граждане объединены в глобальную социальную сеть с системой рейтингов. Чем выше у человека рейтинг - тем лучше и качественнее ему живется. Условно, если в этой системе человек получает много "лайков" - от других пользователей или даже государственных служб - то и отношение окружающих к нему соответствующее. Человек может взять кредит по самой выгодной ставке, его могут освободить от некоторых налогов.
Точно так же это работает и в обратную сторону - гражданину с низким социальным рейтингом могут отказать в приеме на работу, аренде жилья и многом другом. Зарабатывать рейтинг можно по-разному. Либо переводить старушек через дорогу, либо… "стучать" на других людей. Например, если после проверки вашего заявления подтвердится, что сосед выбросил мусор на дорогу, то его накажут, а вас поощрят.
Главная проблема здесь - несовершенство технологий. Трудно создать систему с таким сложным алгоритмом, которая бы связала все сферы деятельности и все слои общества, да еще и была устойчива ко взломам. Вторая причина, по которой эта модель может не прижиться, - лицемерие. Никому не хочется, чтобы в будущем люди вели себя достойно только ради "лайков" в своем профиле.
Актуальный курс "лайк"/тенге на сегодня
Если мы говорим о "лайках" как о валюте, то нужно рассказать об одном минусе. Это очень нестабильная валюта. Логика такая - появились новые методы накрутки "лайков" - произошла девальвация. Администрация соцсети начала бороться с накруткой - валюта укрепилась. Тут все немного проще, и факторов, влияющих на курс, очень мало. Рынок специфический, но он есть и живет по законам свободной конкуренции.
Для того чтобы вывести актуальный курс на сегодняшний день, мы просмотрели предложения одной из самых популярных бирж "лайков" для Instagram - то есть место, где можно оптом накупить самых разных "сердечек". Самыми качественными "лайками" там считаются те, что можно накрутить по заданным параметрам - задействовав мужскую или женскую аудиторию, указав желаемый возраст и страну. Сервис российский, а значит все цены в рублях. Сейчас будет много цифр и расчетов.
100 "лайков" - 29 рублей, или 162,4 тенге. Делим одно на другое и получаем биржевой курс покупки - 1,624 тенге за один "лайк".
Иллюстративное фото: pixabay.com
А что с продажей? Здесь расчеты еще более усредненные и условные. Попробуем соотнести стоимость рекламного поста в популярных аккаунтах с количеством "лайков", которые собирают публикации. Анализ нескольких популярных страниц в Instagram показал, что при количестве в один миллион подписчиков пост собирает в среднем 30 тысяч "лайков", а реклама стоит 300 тысяч тенге.
Опять же, цифры усредненные - здесь разброс очень большой, все зависит от качества аудитории - она ведь тоже может быть "накрученной" искусственно. Но все же выводим цифру:
300 тысяч тенге делим на 30 тысяч лайков. Получается, что курс продажи - 10 тенге за "лайк". А покупка на бирже, напомним, 1,624 тенге.
Это вполне справедливая разница, поэтому не обращаем внимания на такой разброс цен и смело усредняем показатели покупки и продажи по формуле (10 + 1,624) / 2.
И, наконец, получаем заветную цифру - рыночный курс - 5,821 тенге за "лайк". Ну пусть будет шесть. Близко к курсу рубля, кстати.
Когда можно будет расплачиваться "лайками"
Теоретически в ближайшие пять лет. Но это очень оптимистичный прогноз - нужно верить, что разработчики закроют все "дыры" в соцсетях, которые сейчас позволяют накручивать "лайки" как вручную, так и с помощью специальных сервисов. И в этом направлении работа ведется постоянно. К примеру, недавно стало известно, что Instagram научится распознавать "лайки", комментарии и подписчиков, добавленных с помощью сторонних программ.
Это большая война, по одну сторону баррикад находятся инженеры соцсетей , по другую - разработчики этих самых сервисов по "накрутке". В этом противостоянии логично будет сделать ставку на первых - все-таки там и люди опытнее, и штат больше, и возможности почти безграничны. В принципе, все искусственные способы привлечения аудитории уже сейчас не так актуальны, как год или два назад. Сейчас важнее создавать качественный контент, нежели искать технические возможности его продвижения.
На первом этапе хотелось бы видеть, как компании начнут "покупать" лайки лояльных клиентов, поощряя их активность в соцсетях подарками. В единичных случаях это уже работает. Помните историю о медбрате из Калифорнии, который проехал на своем пикапе Toyota сквозь пожар, чтобы спасти пациентов?
В своем посте, который набрал десятки тысяч "лайков", он так и сказал: "Вот моя реклама Toyota. Этот внедорожник спас мне жизнь сегодня". И в Toyota отреагировали на пост героя, подарив ему новый внедорожник. Не хочется рассматривать этот кейс с точки зрения рыночных отношений, но все же в сухом остатке получаем следующее: клиент создал в соцсетях наикрутейшую рекламу бренду, а представители бренда заплатили ему за это новым автомобилем. И я уверен, что обе стороны остались довольны этой сделкой.
Конечно, нельзя серьезно верить в то, что "лайки" станут полноценной, устойчивой валютой, хотя бы такой же, как биткоины. Но эта сфера постоянно совершенствуется и структурируется, она становится более прозрачной и понятной. Социальные сети уже далеко не развлечение - там люди зарабатывают миллионы. Но я был бы очень не против, если бы после каждого клика на "сердечко" в Instagram мне на банковскую карту падало по 6 тенге.
Подготовил Дмитрий Хегай