Луч света в темном общежитии. На окраине Нур-Султана происходит невообразимое
Этот дом находится как бы на островке. Рядом с ним проходит железнодорожный путь. Дом старый, местами он выглядит очень угрюмо. Особенно печально обстоят дела в том месте, где располагаются общие балконы, ну и внутри, на этажах, в коридорах, порой все ужасно: торчащая проводка, облупившийся потолок, по углам рассыпан какой-то красный порошок - оказывается, это перец, таким образом соседи пытаются противостоять кошкам, чтобы те не превращали коридоры в туалет (помогает это или нет, наверняка никто сказать не может). В ненастную погоду синие коридоры, освещенные лампочкой с потолка, выглядят как-то совсем удручающе. Еще большую печаль всей этой картине придает скрежет металла, который временами доносится не то с железной дороги, не то с металлобазы.
Хочется отсюда сбежать, и как можно быстрее, но вдруг на первом этаже общежития открывается дверь, вы заходите в нее и буквально ныряете в атмосферу уюта, умиротворенности и покоя. На окнах цветы в горшках, комната окрашена в яркие тона, рядами стоят полки с бесчисленным количеством книг. Это царство света. В данном случае - царство тети Светы. А если быть точнее, Светланы Абдыгапаровны Грицаевой - библиотекаря с 30-летним стажем. Раньше она работала в других частях города, а последние два года трудится здесь, в общежитии на Лесозаводе (Ондирис, Тайбурыл 7А). Причем добирается сюда из старого центра с пересадкой на двух автобусах.
"Это как же надо любить свою работу, чтобы на двух автобусах каждый день вот так добираться на край города? А ведь еще у библиотекарей, наверное, не такая уж и высокая зарплата…" - начал рассуждать я вслух.
"Любовь библиотекаря - это любовь к чтению, любовь к книге, вот это вот, наверное, большой стимул для библиотекаря, не зарплата там какая-то или еще что-то, а именно чтение и книги", - отвечает мне Светлана Абдыгапаровна.
Сама она очень любит читать.
"Я вот недавно прочитала книгу и принесла ее, чтобы сдать обратно. Автор Татьяна Русуберг, я для себя ее открыла, уже вторую книгу читаю, и очень мне нравится. Она такие проблемы поднимает социальные, касающиеся молодежи. Вообще, книга развивает, а если ты уже взрослый человек, то она еще и развивает память", - рассуждает библиотекарь.
"Сейчас часто говорят о том, что молодежь совсем не читает, а только в своих гаджетах сидит", - продолжаю я беседу.
"Да, может быть, сидят, но в этом районе у детей гаджетов нет практически, они приходят просто полистать книжку. Чтобы их заинтересовать, я беру сказку и начинаю читать; вот они послушают, им нравится, может быть, разовьется интерес таким образом, но это маленькие дети", - говорит Грицаева.
Она рассказала, что раньше библиотека находилась в клубе "Юбилейный", где сейчас, по ее словам, располагается медресе для мальчиков.
"Вот эти мальчики к нам и ходят, и девочки из медресе, которое рядышком, тоже посещают нашу библиотеку. Еще приходят ученики из соседних средних школ, мамы с детьми. В основном у нас читают детективы, романы, исторические романы", - рассказывает библиотекарь.
"Книга, она как друг, твой личный", - замечает Грицаева.
"И сколько у вас здесь таких "друзей"?" - поинтересовался я.
"Очень много, 31 000 экземпляров здесь, но это еще маленький фонд", - ответила Светлана Абдыгапаровна.
Тем временем в коридоре первого этажа собрались местные жители, чтобы рассказать о том, какие есть проблемы в их доме.
"У нас сырость в комнатах, стены чернеют, наши дети этим дышат", - начинает одна жительница.
"За нашим домом загружают металл, им по барабану - день это или ночь, мы спать из-за этого шума не можем", - продолжает другая.
И все вместе рассказывают про соседнюю ТЭЦ, от которой в дом летит копоть.
"Что самое интересное: мы живем возле ТЭЦ, но у нас горячей воды нет", - замечают соседи. Но и это еще не все проблемы.
"Посмотрите, что у нас с электричеством, - говорит одна из жительниц верхний этажей, указывая на лампочку, окутанную проводами. - Вызываем всяких бродяг, платим им водкой, чтобы нас током здесь не поубивало".
"Еще к нашему крану прицепились с другой хаты, и воды не хватает, воды вечером нет вообще, потому что все подсоединяются квартиры отсюда, и у нас скандалы идут, ругань за эту воду", - рассказывает ее соседка.
"Только начинаешь стирать, вылетают с той секции, воду отрубают. Это что за жизнь? У них вода не поступает, потому что я тут стираю, а я причем? Я за это плачу", - возмущается первая.
"Нам говорят: трубы меняйте, давайте деньги. Я КСК 500 с чем-то плачу каждый месяц", - говорит одна.
"Почему мы должны менять? Мы же платим!" - подтверждает другая.
В самом низу мы встречаем председателя КСК Майру Касенову. Этим домом она занимается с 2009 года.
"Можно ли сделать здесь ремонт?" - поинтересовались мы у нее.
"За счет каких денег?" - отвечает председатель и показывает нам список с должниками.
"Вот сейчас если бы эти 360 тысяч тенге легли на стол, тут бы идеальный был ремонт, просто идеальный. Если бы сейчас люди друг другу сказали: послушай, я плачу, давай и ты плати-ка; ведь если ты сейчас заплатишь эти деньги, то нам сделают ремонт. Ну неужели трудно это? Вот сейчас долг по общежитию составляет 700 тысяч", - объясняет Касенова.
"У нас есть пенсионеры, которые вовремя платят, а есть люди, которые имеют по две комнаты, которые сдают квартирантам, и имеют долги. Отключить свет мы им не можем, так как у нас общие сети, вот такой замкнутый круг", - говорит она.
Касенова уже несколько раз собиралась сложить полномочия, потому что работа в КСК ей, кроме стресса, ничего не приносит (зарплата 35 тысяч тенге).
"Предыдущий собственник общежития перепродал здесь все. Ну разве можно было холл продать? Разве можно было продать общие кухни, где находятся вентиляционные шахты? Сейчас люди готовят еду у себя в комнатах, а они же не приспособлены для этого. Разве можно было забрать бойлер и оставить жильцов без горячей воды? То есть обули эту общагу в полный рост.
А теперь, оказывается, я, председатель КСК, не так работаю, не так делаю. Тому, кто на меня кричит, я говорю: дорогая, вот ключи, возьми, я только тебе спасибо скажу. Потом акимат говорит: Майра, если вы сейчас оставите, то у нас медресе и спортзал (расположенные рядом) встанут, они знают, что я колодцы чищу. Вот сейчас я отопительный период хочу довести и уйти из КСК, потому что, честно говоря, нерентабельно держать это общежитие", - говорит она.
И хотя дом этот не признан аварийным и конкретных сроков его сноса нет, у Майры Касеновой есть информация, что к 2025 году в городе не должно быть малосемейных общежитий.
"В ДВД сами говорят: общежития - это очаг преступности, там кражи, пьянка, гулянка. А что тут вечером творится... у нас своих алкашей хватает, так еще со стороны приходят. Здесь сидят в коридоре пацаны и бренчат, ну некуда ребятам идти, клуба нет, клуб "Юбилейный" был, но его забрали под медресе, куда им идти отдыхать?" - задается вопросом председатель.
"В библиотеку", - неуверенно предположил я.
"Библиотека в шесть вечера закрывается. Вот если бы это помещение отдали жителям, то там можно было организовать для всех культурный досуг, наши женщины могли бы внутри там кулинарные кружки вести. Я просила: пусть эта библиотека уйдет в соседнюю школу, ведь она там пустая стоит. А на 75 квадратах пусть будет детский сад, пусть там будут направления по интересам, где бы люди могли проводить время.
У меня есть план дома, там написано, что предусмотрен красный уголок. Верните вы его людям. Если бы это была общая собственность, то там бы можно было организовывать мероприятия для жителей и на Новый год, и на 8 марта. Зачем туда завозить тоннами книги, которые никто не читает, у всех сейчас компьютеры, детвора не будет читать эти книги, и женщины тоже, интернет же есть", - рассуждает Майра Касенова.
Через какое-то время я снова заглянул в библиотеку, расположенную в общежитии.
"Такая тишина здесь …" - заметил я, найдя на привычном месте Светлану Абдыгапаровну.
"Ну в библиотеке должна быть тишина в принципе", - не удивилась она.
"Сегодня у библиотек, вообще, есть будущее?" - спросил я.
"Ну конечно. Мне кажется, все равно скоро тяга читать электронные книжки пропадет. Будет стремление читать книги именно в книжном варианте, так же интереснее. Когда мода отойдет на вот это все (на гаджеты), когда люди пресытятся, они потянутся к книгам. Я оптимист в этом плане, и я просто уверена даже", - сказала библиотекарь.
"Вы думаете люди пресытятся?" - с сомнением спросил я.
"Конечно", - с уверенностью ответила Грицаева.
Это может быть совпадением, но именно в тот день вечером в мире случился глобальный сбой, который на какое-то время сделал недоступными популярные социальные сети.
Что же касается ситуации с проблемным общежитием, то аким района Байконур Нурбол Нурсагатов сообщил нам следующее:
"Это бывшее общежитие вагоноремонтного завода. Мы людям говорим, что необходимо решать вопрос через программу по модернизации ЖКХ. То, что находится рядом с этим общежитием в плане благоустройства, мы это сделаем, а внутрь общежития заходить мы законного права не имеем. Если жители будут готовы пройти через программу модернизации ЖКХ, мы готовы оказать содействие".
Вместе с тем он отметил, что в будущем это общежитие все-таки надо будет сносить, однако конкретные сроки не назвал.