10 ноября 2022 | 07:51

Было лучше любого лагеря. Как юные целиноградцы поездами управляли

Первая половина 1960-х. Фото Нурмухамата Имамова / imamov.kz

Для казахстанцев, родившихся и выросших в СССР не будет новым узнать, что в некоторых городах нашей страны когда-то действовали детские железные дороги. И речь сейчас не о простом аттракционе, на котором можно было прокатиться за деньги. Это были целые детские сообщества, обучающие школы, самые настоящие подвижные составы, рельсы и железнодорожные станции. И трудились на них ребятишки, которые предварительно проходили специальные курсы и получали на руки удостоверения юных железнодорожников. Так в советские годы решали вопрос с нехваткой кадров, ведь впоследствии для многих детское увлечение помогало определиться с выбором будущей профессии. Какой же была первая детская железная дорога в Казахстане и почему ее закрытие не иначе как печальным не назовешь? Выяснял корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Для казахстанцев, родившихся и выросших в СССР не будет новым узнать, что в некоторых городах нашей страны когда-то действовали детские железные дороги. И речь сейчас не о простом аттракционе, на котором можно было прокатиться за деньги. Это были целые детские сообщества, обучающие школы, самые настоящие подвижные составы, рельсы и железнодорожные станции. И трудились на них ребятишки, которые предварительно проходили специальные курсы и получали на руки удостоверения юных железнодорожников. Так в советские годы решали вопрос с нехваткой кадров, ведь впоследствии для многих детское увлечение помогало определиться с выбором будущей профессии. Какой же была первая детская железная дорога в Казахстане и почему ее закрытие не иначе как печальным не назовешь? Выяснял корреспондент Tengrinews.kz.

Информация обо всех детских железных дорогах, открытых во время Советского Союза, кропотливо собрана энтузиастами на сайте "Детские железные дороги". Благодаря этому ресурсу можно оценить масштабы идеи того времени по воспитанию будущих железнодорожников. 

Согласно информации с сайта, детские железные дороги в разное время были открыты в 15 городах Казахстана. В том числе в современных городах-миллионниках Алматы и Шымкенте. А вот самая первая появилась в 1946 году в Акмолинске (ныне город Астана).


Год и авторство фото неизвестны. Предположительно начало 1950-х


Фото из архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова. 1951 год / dzd-ussr.ru

Первое время она называлась "Малой Карагандинской", так как и главная городская станция тогда относилась к Карагандинской железной дороге. В 1959 году детская железная дорога в Акмолинском парке была переименована в "Малую Акмолинскую". К тому моменту в Караганде уже была своя детская железная дорога.

Когда город был переименован в Целиноград, снова сменилось название и у детской железной дороги.


Фото из архива ДЖД. 1958 год / dzd-ussr.ru


Фото из коллекции Леонида Москалtва. 1950-е годы / dzd-ussr.ru

В 1958 году была проведена реконструкция. Рельсы заменили на более тяжелый тип, колею увеличили с 600 до 750 миллиметров. На детской железной дороге взамен старого появился новый тепловоз ТУ2 и пассажирские вагоны. 

Тепловозы впоследствии заменяли несколько раз. Так же, как и деревянные пассажирские вагоны сменились вагонами Pafawag. Именно их и запомнили жители города, ведь они использовались до самого закрытия ДЖД.


Реконструкция дороги (перешивка колеи). Фото из архива ДЖД. 1958 год / dzd-ussr.ru

Детская железная дорога была кольцевой и имела протяженность чуть больше полутора километров. Вдоль дороги стояли две станции "Абай" и "Победа". 

По воспоминаниям целиноградцев, отправка со станции была целым событием. Сначала горожане дожидались прибытия поезда, а после провожали друг друга так, словно они отправлялись в далекое путешествие или, как минимум, в другой город. 

Станция "Победа". Фото из открытых источников. Авторство и год неизвестны


Фото из открытых источников. Авторство и год неизвестны


Фото из открытых источников. Авторство и год неизвестны

Главной особенностью детской железной дороги было то, что трудились на ней ребятишки. Сначала они проходили обучение, сдавали зачет и получали на руки удостоверение юного железнодорожника. 


Стрелочный пост станции "Абай". Фото из архива ДЖД. 50-е годы / dzd-ussr.ru


Рабочее место дежурного по станции "Победа". Фото из архива ДЖД. Предположительно, конец 80-х годов / dzd-ussr.ru

Дежурных по станции ребятня в шутку называла красными шапочками из-за цвета фуражки. 


Фото из открытых источников. Авторство и год неизвестны.

Глядя на фото, коренные жители вспоминают то время, как "по-настоящему счастливое детство". На железной дороге у школьников пролетали каникулы. Говорят, что время проводили лучше, чем в любом летнем лагере.

Многие, повзрослев, станут настоящими железнодорожниками. В наши дни в АО "КТЖ" еще можно найти тех, кто когда-то работал на детской железной дороге. Они стали проводниками, работниками станций, машинистами тепловозов.


Вид на пешеходный мост. Год и авторство неизвестны.

Дети здесь работали, веселились, влюблялись...

"А еще ходили слухи, что ее продлят на дачи и мы будем, прям, как взаправдашние железнодорожники возить людей. А как инструкторы нас ловили, когда мы, не переодевшись дома, шли купаться на Ишим, а потом гуляли по парку. Мы же тогда не понимали, что они за нас отвечают", - оставил комментарий под фото с ДЖД в Facebook пользователь под ником Тимофей Аркадьевич.

"Мне нравился один мальчик. Он был старше и был машинистом. Ваня, кажется, зовут. Первые детские чувства", - написала в Facebook под одной из фотографий девушка под ником Natalia Didenko.

Первая половина 1960-х. Фото Нурмухамата Имамова / imamov.kz


Дежурный по станции. Год и авторство неизвестны.


Фото М. Хельме. 26 июля 1991 года / dzd-ussr.ru


Фото Т. Батыршина. Август 2000 года / dzd-ussr.ru

На сайте "Детские железные дороги" также приведены воспоминания одного из детей, трудившихся на ДЖД.

"Занятия проводились один раз в неделю, но мы с нетерпением ждали наступления весны. Ведь именно весной начинались практические занятия на ДЖД. После успешно сданных зачетов нам выдали удостоверения юных железнодорожников. 23 мая 1999 года я впервые смог почувствовать себя настоящим железнодорожником. В этот день я работал проводником в третьем вагоне. Было немножко страшно, я очень переживал, что у меня не получится и я подведу своего инструктора – Гасникову Татьяну Григорьевну. Было очень интересно: множество пассажиров, ревизоры, вводный инструктаж и планерка – в общем, все было по-настоящему, как на большой железной дороге", - вспоминает Сергей Петров.

Этими воспоминаниями с авторами сайта Сергей поделился в 2007 году. На тот момент он уже отучился на железнодорожника и работал помощником машиниста в локомативном депо Астаны. 


Фото из открытых источников. Август 2000 года

По информации с сайта "Детские железные дороги", Целиноградским станциям не очень везло. Обе в разное время полностью сгорели.

Станция "Победа" незадолго до пожара. Фото из архива ДЖД. 1962 год / dzd-ussr.ru


Станция "Победа" на следующий день после пожара. Причиной возгорания стал удар молнии. Фото из архива ДЖД. 8 августа 1962 года / dzd-ussr.ru

Спустя время станция была отстроена заново.


Станция "Победа". Фото Т.Батыршина, август 2000 года / dzd-ussr.ru

А вот станцию "Абай" после пожара так и не восстановили. Поэтому до самого закрытия детской железной дороги остался лишь перрон.


Фото из архива ДЖД. Первая половина 90-х годов / dzd-ussr.ru


Перрон станции "Абай". Фото Т.Батыршина, август 2000 года / dzd-ussr.ru

Согласно информации на сайте "Детские железные дороги", в начале 2002-х детская железная дорога была передана на баланс города. До этого времени она содержалась компанией "КТЖ". 

После хватило нескольких месяцев, чтобы сначала детскую железную дорогу закрыли, а после и вовсе разобрали на металлолом. Работники ДЖД до последнего охраняли состав и станцию.


Фото Д. Конищева. 3 марта 2002 года / dzd-ussr.ru

В здании станции "Победа" какое-то время работало кафе. Однако в 2006 году помещение опустело и было снесено. Сейчас это место изменилось настолько, что о детской железной дороге ничего не напоминает. Там, где пролегали пути, прошелся бульдозер и проложили тротуарные и беговые дорожки.


Станция "Победа". Фото Т. Батыршина. 25 апреля 2002 года / dzd-ussr.ru

Куда делся тепловоз, неизвестно. А вот пассажирские вагоны некоторое время горожане встречали на территориях стройплощадок. Их использовали как бытовки для рабочих. Дальнейшая их судьба также остается загадкой.


Фото Т.Батыршина. 25 апреля 2002 года / dzd-ussr.ru

Почему было принято решение о закрытии детской железной дороги, к сожалению, выяснить не удалось. По информации, которую предоставили в городском акимате, с тех пор прошло много времени, и сейчас уже невозможно найти необходимую документацию. Она осталась лишь в воспоминаниях горожан, на фотографиях и редких видеозаписях, которые успели сделать до ее закрытия.

На видео ниже есть фрагмент (2.31 - 3.33) с детской железной дороги, незадолго до ее закрытия. 

К слову, детские железные дороги в некоторых городах Казахстана все же удалось сохранить. Правда, в наши дни они стали обычными аттракционами и никакой обучающей функции не выполняют.

Текст: Иван Сухоруков. Фото и информация: dzd-ussr.ru и из открытых источников.

Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная