1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

"Лучше бы пошел в дворники". Телефонный мошенник, наркодилер и другие преступники о жизни в колонии

Интересная и полезная статья ✅ "Лучше бы пошел в дворники". Телефонный мошенник, наркодилер и другие преступники о жизни в колонии ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Есть недалеко от Степногорска учреждение, в котором отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. Мошенники, убийцы, педофилы и наркодилеры. Все под одной крышей. Разница лишь в тяжести совершенного ими преступления и, соответственно, времени пребывания за решеткой. Корреспонденты Tengrinews.kz посетили колонию. И своими глазами увидели, как отбывают наказание за колючей проволокой, а также побеседовали с несколькими заключенными, чтобы узнать, за что можно сесть серьезно и надолго.

Учреждение № 5 находится в 10 километрах от Степногорска. Эта колония появилась здесь больше полувека назад, и в те годы ее заключенных привлекали к строительству жилых и административных зданий в городе. 

Прежде чем мы попадем на территорию, необходимо пройти досмотр. Обязательным условием является соблюдение всех правил. Например, в помещении за этой решеткой, где нам выдали пропуск, нельзя собираться больше трех человек.

Получаем пропуск и идем дальше.

Нельзя проносить с собой телефон и другие запрещенные предметы. Карманы досматривают. И даже проводят нас через специальный рентген-аппарат. Однако работники учреждения сразу успокоили - подобное оборудование здоровью не вредит.

С интересом разглядываем полученный снимок. Видно абсолютно все: брекеты на зубах, кости, а также внутренние органы.

Начальник учреждения подполковник юстиции Тимур Садвакасов работает в этой системе с 2004 года.

"Несмотря на все это оборудование, родные заключенных нередко пытаются пронести запрещенные предметы. Как только не изощряются. Так же, как и заключенные из других колоний по прибытии на отбывание дальнейшего наказания у нас, пытаются пронести что-либо с собой. Сотовые телефоны, наркотические вещества. Где только не прячут: во рту или, привязав к зубам, проглатывают пакетик с запрещенными веществами, в прямой кишке. Что-то плоское могут под кожей в порезе спрятать, сим-карту например. Сколько работаю, столько и удивляюсь изобретательности этих людей", - отмечает он. 

Отбывающим наказание доступны разные виды свиданий. Краткосрочные – по видеосвязи или вживую, но по телефону, через стекло. И длительные – до двух суток в специальном помещении.

Для длительного нахождения здесь есть специальные комнаты отдыха, кухня и даже детская.

На кухне как раз застаем родных кого-то из заключенных. Беспокоить их не решаемся. 

В учреждении № 5 отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. Убийства, разбои, грабежи... Есть рецидивисты и осужденные за развращение несовершеннолетних. К слову, четверо педофилов, находящихся здесь, проходят курс химической кастрации. О том, как это происходит, мы уже подробно писали в одном из прошлых материалов.

На данный момент здесь находится чуть больше 600 осужденных. В среднем они лишены свободы на 20 лет. 

Обращаем внимание на статуи и бюсты, расставленные по территории. Их в разное время сделали сами заключенные.

Есть даже небольшая копия Золотого человека.

И свой "Байтерек".

Пока заключенные заняты просмотром телевизора, заглядываем в помещения, где они спят. На каждой из кроватей висят бейджи с фото и именем осужденного.

В конце комнаты замечаем черного кота. И здесь у нас случилось дежавю...

А теперь взгляните на снимок из нашего предыдущего репортажа, который мы сделали в колонии Усть-Каменогорска. Поразительное сходство. Словно тот же кот переехал сюда и специально ждал нас.


Кот из Усть-Каменогорской колонии особого режима. Август 2022 года.

Всего в этом учреждении живут два кота-брата. Зовут их Леся и Элвис.

К слову, о том, что же разрешено смотреть заключенным на территории учреждения. Как оказалось, все присылаемые материалы, будь то фильмы на дисках или же газеты, должны пройти цензуру. Кабельного или спутникового телевидения здесь нет.

"Запрет на порнографию, сцены с насилием и проявлениями жестокости, совершением преступлений и тому подобное", - объясняют работники колонии.

Здесь у нас состоялся разговор с одним из осужденных по статье "Мошенничество". Срок его наказания - 10 лет. Большую часть он уже отсидел.

"По телефону рассылал сообщения с просьбой позвонить. Представлялся сотрудником компании, связанной с бытовой техникой. В ходе разговора мне удавалось узнать номер карты человека, его личные данные. Эту информацию я использовал для регистрации в интернет-банкинге, так я переводил деньги на карты, зарегистрированные на других людей, и снимал эти деньги. Полгода я так делал. В общем я украл деньги у более чем 200 человек на сумму больше 45 миллионов тенге. Всегда прятал лицо, когда снимал деньги, в банкоматах же камеры встроены. А в последний раз почему-то лицо не спрятал. Так меня и вычислили. Теперь помимо срока, который я должен отсидеть, я должен еще вернуть пострадавшим деньги. Схему мошенничества разрабатывал благодаря информации из интернета, что-то сам додумывал", - рассказывает осужденный.

Как оказалось, в тюрьме наш собеседник уже второй раз. Первый был за кражу.

"У меня одно среднее специальное образование и два высших, связанных с финансами и банковским делом. Мне жаль время, которое сейчас попусту уходит. Я мог бы заниматься чем-то другим, законным, добиваться успеха. Как бы ни было сложно на воле, не стоит делать того, за что можно попасть за решетку", - отмечает он.

Согласился с нами побеседовать и другой заключенный. Ему 30 лет. Наказание мужчина отбывает за контрабанду наркотиков. Срок - 15 лет. 

"Заказал через интернет 17 граммов экстази. Посылка была доставлена на "Казпочту". Каким-то образом было выявлено, что в моей посылке наркотики. Когда уже забрал все, вышел из здания и меня задержали. У меня только мама есть. Она, конечно, была сильно расстроена. Если бы была возможность вернуть время назад, конечно, ничего бы я не заказывал. К нахождению здесь приходится привыкать, смириться с этим. Хотя первое время было очень сложно", - делится собеседник.

Отметим, что на территории учреждения у заключенных есть возможность завершить школьное образование. Для этого сюда специально приезжают учителя.

Работает также и отделение колледжа.

Это Галина Васильевна Бонар. В следующем году будет 20 лет, как она преподает не только тем, кто живет на свободе, но и тем, кто попал за решетку.

"Я до сих пор помню первое занятие. Это сейчас я уже привыкла, а тогда… Я начинаю занятие, и парнишка за одной из парт сидит и говорит: "Ну что, ручки затряслись?" Когда занятия закончились, я вернулась в город, зашла к директору, плачу и говорю: "Я не буду там работать". На следующий день во время занятия тот же осужденный встал и извинился передо мной. Я хочу сказать, что за годы работы здесь я поняла, что все-таки заключенные с уважением к педагогам относятся", - рассказывает заместитель руководителя по профессиональному обучению Высшего колледжа города Степногорска Галина Бонар.

Обучение для получения специальности (всего их шесть на выбор) длится 10 месяцев. После на руки выдается диплом государственного образца.

"Плюс в том, что в дипломе нигде не будет написано, что образование он получил в местах лишения свободы. У нас бывают и те, кто заканчивает обучение с красным дипломом. Есть примеры, когда они впоследствии на хорошую должность устраивались после освобождения", - делится Галина Васильевна.

"Когда ты ведешь занятия в колледже, то есть на свободе, не всегда студенты заинтересованы на 100 процентов, мы с них, так сказать, требуем. А здесь обратная связь такая, что они наперед изучают программу. Задают много вопросов. Бывало даже, что я после занятий еще дома сидела и дополнительно изучала литературу, чтобы потом ответить на все их вопросы", - хвалит Галина Васильевна лишенных свободы студентов.

Знакомимся с еще одним осужденным. Ему 35 лет. За решетку он попал из-за махинаций с карточками для покупки горюче-смазочных материалов и дизельного топлива. 

"Сначала делал это для себя, однако позже люди, которые о моей схеме узнали, просили и им оказать эту услугу. Ну и я продавал им эти карточки. Один из них обратился в полицию. В итоге иск вышел на 18 миллионов тенге. Четверо потерпевших. Супруга ждет моего возвращения. Дочери она не сказала, для нее папа на работе. Здесь у меня много времени есть для того, чтобы обдумать все, переосмыслить что-либо. Голову в порядок привести", - рассказал мужчина.

Пока мы беседовали, наступило время обеда. Направляемся в столовую. 

На входе показано меню и наглядный пример блюд.

В столовой работают сами заключенные.

Здесь же функционирует и собственная пекарня.

После того как отряд заканчивает есть, перед выходом из столовой каждого досматривают. Нельзя выносить ни приборы, ни еду.

Есть на территории и производственные цеха. В них заключенные могут работать и зарабатывать деньги. Часть средств уходит на погашение судебных исков. Остальным осужденные вправе распоряжаться сами. Кто-то копит деньги на счету, кто-то отправляет родным. 

Здесь, к примеру, шьют спецодежду, постельное белье. Когда был карантин, заключенные в этом цеху шили маски и противочумные костюмы.

Напоследок знакомимся с еще одним заключенным. Ему 27 лет.

"Моя статья связана с наркотиками. Началось все с поиска работы. Нуждался в деньгах. Наткнулся как-то на объявление - "требуется курьер-доставщик", 600 тысяч тенге зарплата. Ну а что, машина у меня есть. Написал по указанному номеру. По итогу я понял, что речь идет о работе закладчика наркотиков. Отказался. Через пару дней они снова мне написали. Предложили уже другую работу, по их словам, "ничего нелегального". Просто нужно было встречать посылки и оставлять коробку по указанному адресу. Предложили оплату в размере 100 тысяч рублей. Именно в рублях оплата была. А это как раз был такой момент, что я уже совсем на мели был. В общем, я согласился".

"Они мне скинули аванс, оплатили перелет в Астану, сняли мне квартиру. На протяжении полугода я отвозил коробки в частный дом, просто складировал их там и уезжал. Ни с кем не пересекался. Последнее задание было забрать канистры на Карагандинской трассе. Отвез их туда же, в дом. По итогу они мне сказали раскрыть коробки. А там внутри были колбы. Я хотел отказаться, но они мне сказали, что теперь от них просто так не отвертишься. У нас состоялась неприятная дискуссия... Сошлись на том, что я сделаю пробу, то есть произведу небольшое количество синтетического наркотика по инструкции. Так я и сделал. Потом они мне сказали, что нужно упаковать это все, а наркотик, который получился, скинуть где-нибудь на пробу. И все, я свободен. Часа не проходит, как в дом залетает ОМОН и меня скручивают.

Семья, конечно, в шоке. Каждый день вспоминаю, думаю об этом. Лучше бы я отказался, ну что бы они мне сделали? Нашли бы, избили, но не убили же. Зато я был бы на свободе. Много таких ситуаций бывает. Закладчиков очень много садят. Просто посылку получил кто-то, и его задержали. Легких денег не бывает. Лучше взять лопату в руки и пойти снег чистить. Но зато за это тебе не дадут 10 лет лишения свободы, как мне. Нужно ценить свободу, дорожить родными. И только семье вы нужны. За то время, что я сижу, у меня всего один друг остался, остальные "друзья" отвернулись от меня", - поделился своей историей осужденный.

Учреждение № 5 мы покидали в смешанных чувствах. Хотелось как можно скорее выйти за пределы места, где люди на долгие годы лишены свободы... А услышанных историй хватило, чтобы начать ценить эту свободу еще сильнее.

Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов.

Реклама
Реклама