04 декабря 2023 | 07:48

"Люди иногда просто не замечают нас". Как живут и сколько зарабатывают курьеры в Алматы

Фото: Алихан Сариев/архив Tengrinews.kz

Курьеры - одна из популярных профессий в Алматы. Эти ребята работают день и ночь, развозя по городу заказы. Условную пиццу вам могут доставить на самых разных видах транспорта: самокате, мопеде, велосипеде или автомобиле. А стать курьером может человек любого возраста, профессии и пола. Корреспондент Tengrinews.kz поговорила с теми, кто остается в профессии. Какие опасные посылки они перевозили, с какими курьезными ситуациями сталкивались и как справляются с волной хейта, которая обрушивается на них из-за частых ДТП с участием микромобильного транспорта.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Курьеры - одна из популярных профессий в Алматы. Эти ребята работают день и ночь, развозя по городу заказы. Условную пиццу вам могут доставить на самых разных видах транспорта: самокате, мопеде, велосипеде или автомобиле. А стать курьером может человек любого возраста, профессии и пола. Корреспондент Tengrinews.kz поговорила с теми, кто остается в профессии. Какие опасные посылки они перевозили, с какими курьезными ситуациями сталкивались и как справляются с волной хейта, которая обрушивается на них из-за частых ДТП с участием микромобильного транспорта.

Фото: Алихан Сариев/архив Tengrinews.kz

"Хотелось прям там лечь и никуда не ехать"

Наш первый собеседник - Алимжан. Он родом из Тараза, в Алматы живет более 20 лет. У Алимжана два высших образования. Его родители были против работы курьером именно по причине того, что есть образование. 

Рабочий день молодого человека начинается в 9 утра и заканчивается в полночь. В среднем ежедневно он отвозит 15-20 заказов, по времени это 10-12 часов, выходной - в воскресенье. Порой, чтобы доставить посылку до адресата, курьеру приходится сталкиваться с неожиданными препятствиями.

"Это было весной. В тот день дождь не обещали. Заказ нужно было отвезти очень далеко в горы, а пока я ехал, пошел сильный дождь, и я промок до костей. Дул сильный ветер, там была ужасная грязь, мопед скользил, в шлеме ничего не было видно, едешь наугад, телефон промок (после этого его пришлось выкинуть), сидишь на мопеде, как будто в луже.

В тот момент в голову приходили разные мысли, хотелось прям там лечь и никуда не ехать, но я все-таки довез заказ и вернулся домой. А когда поехал работать дальше, в тот же день, пока относил посылку до клиента, у меня угнали мопед. Прям весь день Вселенная говорила мне, что не стоит работать. Для меня это был самый сумасшедший день". 

Но происходили и забавные ситуации. Например, когда Алимжан приехал на вызов, а клиент попросил выкинуть его 5 мешков со строительным мусором. К слову, стоимость заказа составила 670 тенге.

С грубостью, как и в любой сфере услуг, нашему герою также приходится сталкиваться.   

"Многие люди неблагодарные, смотрят свысока на курьера. Думают, раз деньги заплатили, то он сам разберется, как найти доставку, или может подождать у двери, пока адресат сходит в душ или вернется с работы! Потом пишут жалобу за грубость, и платформа блокирует на 14 дней. И это если повезет, а может заблокировать навсегда и лишить возможности работать.

Бывает, оформляют заказ, который нужно купить в магазине. А когда им говоришь, что в доставку не входит покупка посылки, то угрожают, матерят. Стоит сказать, что знаешь их адрес, сразу делают отмену (смеется)".

На фото: Алимжан

О мопедах: "Люди не привыкли к чему-то новому"

Посылки, как и клиенты, бывают разные.

"Бывают посылки с незаконными вещами. Но перед отправкой я всегда проверяю, что повезу. И если вижу что-то запрещенное, отказываюсь от доставки".

Поскольку ежедневно ребята попадают в большой круговорот дел с бесконечными дедлайнами, а это стресс, бывают случаи, когда они в небольших перерывах засыпают там, где приходится. Кто-то на скамейках в парке, а кто-то прямо на своем транспортном средстве. 

"Были такие дни, когда я работал сутки напролет, чтобы получить бонусы. Тогда под утро я засыпал на мопеде, просыпался, когда приходил заказ, отменял его и дальше спал (смеется)". 

За последние несколько лет курьеры стали активными участниками дорожного движения, и статистика происшествий на алматинских дорогах говорит не в их пользу. Часто в обществе эта категория людей подвергается критике. У Алимжана на этот счет свое мнение:

"Насчет хейта могу сказать коротко: "Не плюй в колодец, из которого пьешь". Вся жизнедеятельность города на данный момент держится на курьерской службе! Тут, думаю, все зависит от самого человека, в основном аварии происходят из-за невнимательности водителей, у нас 80 процентов сидят в телефоне, а не за рулем! Что касается мопедов, то могу сказать, что люди просто не привыкли к чему-то новому, новое всегда пугает. Как только все привыкнут, мопеды станут не так заметны". 

Больше всего курьерам нужно развивать внимательность, считает Алимжан. 

"Когда работал на мопеде, я не стоял в дорожных заторах, всегда были "окошки" среди машин. Сейчас передвигаюсь по городу на автомобиле. И когда мне дают 8 посылок одновременно во время пробок, тогда на дорогу уходит почти три часа!" 

На фото: разгар рабочего дня

Алимжан говорит, что среди коллег встречал людей самых разных возрастов. 

"Думаю, у каждого человека есть свои причины, чтобы пойти в курьеры. Пока в его "обуви" не пройдешь, не поймешь. Главное, уважать любой труд".

Доход у собеседника зависит от дня недели и времени суток, в день он зарабатывает 15-20 тысяч тенге. 

В разговоре о мечте герой шутит:

"У меня мечта - не работать курьером. А если серьезно, то я мечтаю путешествовать со своей семьей, увидеть что-то новое, неизведанное.

В заключение хочу сказать всем людям: оставайтесь людьми. Важно, чтобы жизнь не зависела от оценок, которые тебе ставят, а то мир однажды превратится в пространство, где мы будем оценивать друг друга исключительно по рейтингам. И все будет, как в фильме "Черное зеркало" - этот мир будет полон лжи, обмана и лицемерия".

Фото: Алихан Сариев/архив Tengrinews.kz

Наш второй собеседник - Хасан. Родом он из Узбекистана, какое-то время жил в Туркестанской области. Сейчас учится на IT-специалиста и работает курьером в Алматы. 

День Хасана начинается с учебы в университете. Признается, что курьером стал оттого, что не было выбора. 

"Мои занятия всегда проходят в разное время. Бывает, учусь утром, бывает, в обед или вечером. На другую работу меня с таким графиком не примут. 

Иногда выхожу к 6 вечера и работаю до 3-4 ночи. А иногда выхожу днем и работаю до вечера. Но чаще всего работаю до 12 ночи, когда пик заказов заканчивается, люди сытые и довольные ложатся спать.

В день стараюсь делать от 25 до 35 заказов. 25 - это минимальное количество, за которое выплачиваются бонусы. Если говорить о времени, то это 9-11 часов.

Доходы зависят от погоды на улице и часов работы. Работая по 9-12 часов, можно заработать от 30 до 40 тысяч тенге в день. У меня рекорд был 50 тысяч тенге". 

После учебы быстрый перекус, и в дорогу! 

О заказе на сумму свыше миллиона тенге

Хасан иногда встречает необычных людей на своем пути. Например, однажды ночью он привез клиенту два донера на сумму три тысячи тенге, и когда уже собрался уходить, поступок алматинца удивил его. 

"Я пошел, и тут он меня зовет: "Братишка, подожди!" А тогда я только начинал работать и, конечно, запереживал, что не так. Тут он достает из кармана 10 тысяч тенге и дает их мне. Говорит: "Возьми, это тебе чаевые за то, что ты по ночам работаешь". На тот момент счастью моему не было предела!"

Были и необычные просьбы.

"Как-то мне пришлось напугать маленьких детей. Я поднимался на лифте, и женщина, которая ехала со мной, говорит: а можно вас попросить помочь мне, мои дети не слушаются меня, и я всегда их пугаю курьерами. В тот день мне пришлось войти в роль и напугать их: сказать, что "положу их в сумочку и отвезу далеко-далеко".

Самый дорогой заказ был на сумму свыше миллиона тенге.

"Это были iPhone 15 и ноутбук. Всю дорогу мне было очень страшно: дорога скользкая, на улице дождь. Не дай бог сейчас перевернусь и разобью все это. Но я довез благополучно. 

А один раз у меня порвалась ручка от пакета и все, что было внутри, вывалилось наружу. Это были дорогие стейки и напитки в стеклянных бутылках. Я уже думал, что все, из своего кармана придется платить. Но, к счастью, служба поддержки оплатила компенсацию". 

Фото: Хасан 

Об опасных посылках и дружбе между курьерами

Сейчас в городе участились случаи с финансовым мошенничеством. Например, чья-то дочь или сын якобы попали в аварию и им срочно требуются деньги. В таких случаях курьеры могут поневоле стать посредниками между жертвой и преступником. В практике Хасана таких историй не было, но были сомнительные заказы. 

"Например, клиент пишет в комментариях: "Пожалуйста, внесите платеж в банкомате по данному номеру, после чего привезите чек, я вам оплачу по таксометру и еще сверху дам пять тысяч тенге". Я знал эту систему и сразу отклонял заказ. 

От коллеги я слышал о доставке, где был подозрительный порошок, похожий на наркотики. Тогда обращаться в полицию он не стал, так как только начинал работать и боялся, что с ним может что-то случиться". 

Существует ли дружба в службе курьерской доставки? Наш герой говорит уверенно, что существует. 

"Я приобрел много друзей. У мопедистов есть свои сообщества и субкультура. Раз в месяц они собираются, общаются, делятся своими эмоциями, навыками. Курьеры-мопедисты никогда не оставят тебя в беде. Что бы ни случилось, когда бы ты ни встал на дороге, не первый, так второй мопедист подъедет и предложит тебе помощь либо из своего бензобака просто зальет тебе бензин". 

"Люди иногда просто не замечают нас"

Хасан соглашается с тем, что хейт в отношении мопедистов порой оправданн. 

"Да, некоторые берут мопеды и ездят по ночам, те же самые несовершеннолетние. Кто-то покупает прямотоки и устанавливает их на мопед, якобы затем, чтобы его лучше было слышно на дороге. Я думаю, это ни к чему. 

Но, с другой стороны, обидно за тех людей, которые благодаря этим самым мопедам зарабатывают себе копейку на жизнь, пытаются как-то обеспечить себя и свою семью.

Считаю, что мопедистам нужно дать какую-то категорию. Все должны быть уверены в том, что они знают ПДД". 

Сам собеседник за время работы курьером уже четыре раза попадал в ДТП. 

"Мы на двухколесном транспорте не знаем, что такое пробки. Мы их всегда объезжаем. Но на алматинских дорогах ездить очень опасно. Люди иногда просто не замечают нас, подрезают, подвергают опасности. Один раз я только купил новый скутер в кредит и сразу попал в аварию. Тогда мне пришлось платить штраф в размере половины цены этого скутера. Я уже думал опустить руки. 

Последний раз ДТП было месяц назад. Я ехал по своей дороге на скорости 80 километров в час. Неожиданно меня подрезала машина. Пришлось экстренно затормозить, я не справился с управлением, месяц лежал дома, ничего не мог делать, даже ходить было сложно.

Родители из-за этого переживают. Говорят, зачем тебе такая работа, может, на нормальную устроишься, опасно.

Считаю, что курьер должен быть не только стрессоустойчивым, но и жизнерадостным, а также любить свою работу", - резюмирует Хасан. 

В дальнейшем наш герой хочет работать по специальности. Мечтает создать свою семью, а также построить дом себе и родителям. 

Текст: Анастасия Солнцева. Фото - героев материала

Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная