Magnum объявил "Год клиентомании"
Лидер продуктового ретейла в Казахстане - компания Magnum намерена развернуть всю торговлю в стране в сторону интересов покупателя.
Главный стратегический партнер - это покупатель
Чтобы донести свою новую стратегию до ключевых поставщиков товаров, компания провела первый конгресс партнеров, где призвала переформатировать отношения. На конгресс собрались около 1000 компаний - это крупнейшие поставщики продуктов и товаров широкого потребления: практически все, что мы ежедневно потребляем, производят или привозят в Казахстан именно они.
По существу, Magnum, начав менять себя, решил вслед за этим менять и весь рынок ретейла в стране, пользуясь своим прочным лидерским положением. Ставка на интересы покупателя, судя по успехам Magnum, вполне оправдывает себя: только в 2019 году торговая сеть увеличилась с 42 до 63 супермаркетов. А до конца года планируется открытие еще 7 торговых комплексов, в том числе крупнейшего в Центральной Азии продуктового гипермаркета в Нур-Султане.
На фоне многочисленных неудачных попыток других торговых сетей, в том числе и с мировыми именами, покорить рынок Казахстана, история успеха Magnum действительно служит примером для многих предпринимателей. Так что решение компании сделать свой конгресс партнеров ежегодным было принято поставщиками и производителями товаров "на ура". Тем более что Magnum продолжает развиваться и привлекает все новых партнеров - к примеру, процессу их поиска был посвящен второй день конгресса. По итогам переговоров с 300 компаниями-претендентами Magnum уже начал с несколькими из них процедуру заключения контрактов.
Рынок Казахстана растет на 3 процента в год. Ключевыми драйверами роста рынка остаются повышение реальных доходов населения (10 процентов роста), рождаемость (5 процентов роста), а также положительная миграция (1 процент роста рынка).
За последние четыре года сеть Magnum увеличила свою выручку более чем втрое, а ее доля на рынке цивилизованного ретейла в Алматы выросла до 65 процентов. Но при этом потенциал роста огромен, учитывая то, что в целом рынок ретейла в стране развит слабо.
"Доля современной торговли остается низкой, по данным исследовательской компании "Евромонитор" - всего 31 процент от общей доли. При этом доля Magnum в целом на рынке страны сегодня составляет 5 процентов, а всех ключевых ретейлеров вместе взятых - 14 процентов. На остальной цивилизованный ретейл приходится 12 процентов. К примеру, в соседней России, партнере Казахстана по ЕАЭС, ситуация обратная: там доля цивилизованной торговли составляет 68 процентов. Учитывая общие тенденции развития, рост доли цивилизованного ретейла в Казахстане неизбежен. А потенциал роста лидера этого рынка - Magnum - в 3-6 раз выше, чем у лидеров на рынках России и Европы", - говорит председатель правления компании Magnum Азамат Османов. Ключ к успеху он видит как раз в той клиентоориентированности, к которой компания призвала перейти и всех своих партнеров: "Мы стараемся быть ближе к нашему любимому покупателю и создавать для него комфортную среду. Покупатель голосует кошельком, выбирая нас, а мы благодарны ему за доверие. Мы следуем последним трендам в ретейле: если в последние годы главным решающим фактором в нашу пользу являлась цена, то сейчас к ней добавились комфорт и особая атмосфера".
Как отметил в своем выступлении коммерческий директор компании Яков Фишман, Magnum с каждым новым открывающимся магазином несет в Казахстан высокие стандарты розничной торговли.
"За 12 лет существования Magnum добился существенных успехов - мы можем с гордостью отметить, что за год сеть обслужила около 3 миллионов покупателей. Политика Magnum предполагает высокий уровень ретейла, качественно улучшающий жизнь покупателей. Такой подход исключает обвешивание, обсчитывание и продажу некачественного или просроченного товара, что широко практикуется в нецивилизованной торговле. Покупатель сам делает свой выбор, и, как говорят цифры, он выбирает качество, комфорт, чистоту и хороший сервис", - рассказывает Яков Фишман.
Быстрее, больше, дешевле
Что интересно, в регионах, куда приходит Magnum, цены на социально значимые товары снижаются в среднем на 10-15 процентов.
Кроме того, увеличивается и число рабочих мест - как в самой сети, так и у производителей. Неудивительно, что в развитии цивилизованного ретейла заинтересовано и государство, которое получает сразу несколько "бонусов": рабочие места, увеличение налоговых сборов (не секрет, что рынки и "серые" магазины "у дома" платят налоги крайне неохотно), обеспечение продовольственной безопасности за счет роста местных поставщиков, а также возможность рыночными механизмами регулировать цены.
Magnum уверенно держит марку ценового лидера на рынке розницы всей страны. В отличие от мелких ретейлеров, пытающихся взять максимальную маржу с каждого товара, Magnum "берет" объемом продаж. В компании считают, что лучше продать максимальное количество товара с минимальной наценкой и заработать на обороте.
Разумеется, покупатель выбирает Magnum, который помогает экономить и сохранять семейный бюджет.
Отмечает это качество компании и председатель правления АО "Социально-предпринимательская корпорация "Алматы" Аскар Билисбеков.
"Одна из целей "Социально-предпринимательской корпорации "Алматы" - обеспечивать продовольственную безопасность и сдерживать сезонный рост цен. Magnum - наш партнер, который помогает работать в этом направлении и реализовывать отдельные программы стабилизационного фонда", - отметил Аскар Билисбеков.
В следующем году Magnum не собирается снижать темпы роста и планирует открыть еще несколько десятков новых супермаркетов.
"Основной победившей стороной сегодня должен стать клиент. Наша задача - вместе с партнерами обеспечить компании максимальную клиентоориентированность", - говорит Азамат Османов. "Мы воспитываем партнеров, даем им рекомендации и попросту ведем многие бренды. Подобное наставничество проявляется и в том, что доля казахстанского производителя в нашей сети выросла до 51 процента. По большей части это молочные продукты, овощи, но у нас есть множество примеров и в других категориях как среди дистрибьютеров, так и среди производителей, которые выросли благодаря сотрудничеству с нами".
По словам Якова Фишмана, коммуникации с поставщиками лежат в основе любого ретейла. "Сейчас мы готовы выйти на уровень выстраивания полноценной коллаборации со своими партнерами, получая обратную связь по различным направлениям. Таким образом начнется подготовка внутренних изменений, чтобы партнерам было еще удобнее с нами работать. Разумеется, нам важно, чтобы и партнеры соответствовали нашим критериям. А самое главное - это наш любимый покупатель, потому что все изменения в итоге направлены на удовлетворение его запросов. Мы по аналогии с нашей нашумевшей акцией "Марвелмания" объявляем 2020-й год в нашей сети "Годом клиентомании"!", - заявил коммерческий директор Magnum.