Мамы не стало. Жительница столицы воспитала 150 детей
Эта история про астанчанку, которая в тяжелые 90-е годы приютила в своей квартире 18 беспризорников. Со временем ее мини-приют превратился в детский дом со своим собственным зданием, и женщина стала родителем для более чем 150 детей с непростой судьбой. Недавно Лилии Вениаминовны Соловьевой, или мамы Лили, как ее называли воспитанники, не стало. Заболев пневмонией, она покинула этот мир.
2001 год. Старая пленка. Видео снято еще на VHS-кассету. Приют "Светоч" празднует два года с момента основания.
"Я жил в Карагандинской области. Жизнь там была очень плохой. Вместе с братьями мы пешком дошли до Астаны. Нам рассказали про Лилию Вениаминовну Соловьеву, которая занимается благотворительностью. С тех пор уже второй год мы живем здесь, в приюте. Это лучшая жизнь, что у меня была", - рассказывает искренний молодой человек по имени Тлектес*.
Этого парня хорошо помнит Владимир - родной сын Лилии Вениаминовны.
"В 1998 году Тлектекс вместе с двумя братьями действительно пришел пешком из Караганды, они шли три дня. С этих детей все и началось. Они были первыми, кого мама приютила в нашей трехкомнатной квартире на проспекте Абылай хана", - вспоминает Владимир.
"Мама сказала им, идите мойтесь, а потом мы вас накормим. И так они жили у нас вплоть до того момента, когда уже приют был официально оформлен. Чуть позже вслед за этими ребятами начали приходить другие, все они от друзей и близких узнавали, что есть такая очень добрая тетенька, которая накормит, приютит, говорили, там никто не пьет, не курит, не ругается, наркоманов нет. Детей к нам приводили родственники, знакомые.
Таким образом, к середине лета 1999 года в нашей квартире, не считая меня, мамы и бабушки, собралось 18 детей. Зал у нас был просторный, и большая часть детей спала там, прямо на полу ложились штабелями. Во второй комнате спали еще несколько ребят, не считая нас с мамой. И еще троих детей мы разместили в комнате с бабушкой", - рассказывает сын Лилии Вениаминовны.
Всего вместе с хозяевами в квартире площадью 57 квадратных метров в тесноте, да не в обиде жил 21 человек.
"Что это были за дети? В основном дети с улицы, дети наркоманов, дети пьяниц, беспризорные, брошенные. И впоследствии, когда уже был детский дом, к нам тоже приходили ребята из неблагополучных семей. Причем очень редко случалось так, что к нам попадали дети, у которых трагически погибли оба родителя, в основном у всех были папа и мама", - говорит Владимир.
Одним летним днем пришла хорошая новость. Знакомый врач решил сделать подарок этому приюту. Он преподнес в дар дачу в том районе, где сейчас стоят столичные жилые комплексы. Вся большая дружная семья переехала из квартиры на землю и начала активно заниматься огородом. Жили они на той даче до поздней осени. Пока не пришла еще одна добрая весть. Нашелся другой меценат, который решил подарить приюту теперь уже полноценный частный дом. С этого момента и началась новая история "Светоча".
"На улице уже лежал снег, и вот мы узнаем, что нам подарили хороший, теплый дом. Я помню, мы переезжали с дачи в темноте, было уже за полночь, когда за нами приехала "Газель". Мы едва занесли все вещи и сразу же улеглись спать, прямо на полу, в доме на тот момент еще не было никакой мебели", - делится воспоминаниями Владимир.
"Меня мама никак не отделяла от остальных детей. Я рос со всеми вместе, вместе со всеми ел, спал. И это хорошо, потому что и по сей день мы все общаемся как родные, живем одной общей семьей и стараемся по возможности каждый помогать друг другу, делать одно общее дело", - говорит он.
"Моя родная мама бросила меня у одной женщины, у которой и без меня была многодетная семья. Эта женщина и привела меня в "Светоч". До этого где я только ни жила - в бараках, землянках, вечно одна и голодная, страшно вспоминать. Я благодарна богу, что оказалась именно в этом доме", - рассказывает бывшая воспитанница "Светоча" Фатима, которая сейчас живет в Москве.
"Помню, я вошла, а вся лестница была в детях, они смотрели на меня, отчего мне было немного страшно. Но мама сразу меня обняла так по-родному, и я поняла, что это мой дом. Меня покормили, помыли, переодели. За мной поставили старшую сестру, чтобы помогать и ухаживать, где-то подсказать.
Это был сентябрь 2002 года, уже начался учебный год, мне было восемь лет, а в школе я еще не училась и читать не умела. Я начала посещать школу, и дома со мной терпеливо занимались. Учили нас дома всему - вести хозяйство, петь, танцевать и много еще чему. Но главное, благодаря "Светочу" я полюбила шить и поняла, что в будущем хочу этим заниматься", - говорит девушка. В итоге она поступила и окончила московский вуз по специальности "конструктор-модельер одежды".
"Я очень любила, когда мама приходила перед сном, чтобы нас поцеловать на ночь, а если мы еще не спали, то она с нами беседовала. Мама всегда находила подходящую историю на любую проблему или непонятную ситуацию, которая случилась с нами, рассказывала их с задором и любовью. Сколько в ней было любви. Подумать только, нас ведь было так много, а она одна, и все чувствовали себя любимыми. Я ей очень благодарна за то, что она приехала на мою свадьбу в другой город", - вспоминает девушка.
"Она учила нас любить всех - и друзей, и врагов. Всегда говорила: несите любовь и добро людям, бойтесь равнодушия! Учила доводить все начатые дела до конца. Эти уроки мы пронесем через жизнь. Теперь у меня своя семья, подрастает дочь, так хотелось познакомить их вживую. Я буду ей рассказывать, какой была ее бабушка - очень светлым, любящим, добрым человеком", - не сдерживает слез Фатима.
Еще до того, как появился приют "Светоч", с Лилией Вениаминовной произошло одно событие, которое в корне поменяло ее жизнь. В 1997 году у нее обнаружили рак груди. На тот момент Соловьева работала учителем старших классов в школе. На работу приходилось ездить в другую часть города, а ее беспокоила болезнь. Она не могла даже руку поднять. Прогнозы врачей не были оптимистичными. Чтобы хоть как-то облегчить страдания, она обратилась к местному священнику. Разговор с ним стал для нее целительным. Он посоветовал Лилии Вениаминовне посвятить свою жизнь служению людям. С этого момента все и началось. Она стала помогать беспризорным детям, и со временем произошло чудо - коварная болезнь отступила.
"В детский дом "Светоч" я попала в возрасте десяти лет, пришла сама. Помню, встретила девчат, которых я знала по улице. Они говорят, вот мы в детском доме живем, там хорошо.
Как-то раз у меня случился инцидент с родной матерью, я вышла из автобуса и отправилась к знакомой женщине, которая знала Лилию Вениаминовну, она меня и отвела в "Светоч". С тех пор она оставалась всегда для меня единственной мамой. Она была ласкова, но в то же время строга, потому что мы, дети, порой ее не слушались", - рассказывает еще одна воспитанница Соловьевой Валентина.
Каждые выходные дни, вспоминает Валентина, в детдоме была традиция куда-нибудь ходить всем вместе. Посещали кино или просто проводили время на свежем воздухе.
"Когда мы были маленькие, то зимой всегда ходили на коньки и лыжи. После того как все мы накатаемся, наиграемся и изрядно замерзнем, мама вела нас в популярную кондитерскую кормить обедом или ужином, как придется", - вспоминает Валентина. Она окончила медицинский колледж, и теперь у нее своя семья, растит дочь.
"У меня был день рождения, и Лилия Вениаминовна привезла всех детей ко мне. Я говорю, мама, что же вы даже не предупредили. А она говорит, кто знает, может, у меня не получится больше приехать. Она прямо как будто знала, что встретиться у нас больше не получится.
Это был человек с золотым сердцем. Я никогда не встречала таких людей и, наверное, уже не встречу. Это самая большая потеря в моей жизни, которую ничем не заменить и не восполнить. Сейчас мне 30 лет, у меня уже у самой дочка, но… в любом возрасте человеку нужна мама", - говорит Валентина.
Еще одна воспитанница по имени Валентина вспоминает, что ей было всего шесть лет, когда Лилия Вениаминовна забрала ее с сестрами к себе.
"Шел 2000 год. Помню, была зима, и мы стояли, ловили такси, а пока стояли, чтобы ноги наши не мерзли, мама научила меня считалочке: "давай с тобой попрыгаем, попрыгаем и ножками подрыгаем, ручками похлопаем, ножками потопаем", - рассказывает девушка. Благодаря маме Лиле она многому чему научилась и годы, проведенные в "Светоче", называет лучшим временем.
"Больше всего мне нравилось ездить на базар за обувью. Мне почему-то всегда было сложно сразу подобрать обувь: та, что подходила, мне не нравилась, я в этом плане была капризная. Но мама терпела, и мы шли выбирать другую. Но это было, когда я была маленькой.
А еще мне всегда нравилось ждать маму из города, чтобы посадить ее за стол и накормить. Самое запоминающееся и приятное было сидеть вечерами и просто болтать с мамой, восхищаться ее улыбкой", - говорит она.
"Я до сих пор помню наш с разговор с мамой Лилей, когда я сказала ей, что полюбила мальчика. Мама тогда мне все объяснила и сказала, что всему свое время. И она действительно была права. Я очень ей благодарна за то, что она всегда могла выслушать и подобрать нужные слова. Сейчас я уже сама мама двоих детей, и я всегда им рассказываю и стараюсь научить всему тому, чему научила меня мама. Я ее очень люблю", - делится воспоминаниями Юлия из Караганды, которая оказалась в "Светоче" в возрасте 11 лет.
"Помню первый день, когда нас с сестрами привели в "Светоч". Это был ноябрь 2000 года. Сначала было страшно, потому что не знали, что нас ждет, не знали, как это - жить в детдоме. Но когда познакомились с мамой Лилей, я сразу, можно сказать, прямо прилипла к ней, потому что столько ласки она дала мне за 15 минут нашего знакомства, я сразу же полюбила ее и спросила, можно вас мамой называть", - рассказывает Анна, которая, так же как Юлия, воспитывает двоих детей.
"Мама всегда нас учила любить, ценить и уважать друг друга, всегда быть командой, семьей, один за всех, и все за одного. Мамочка, спасибо вам за вашу любовь, заботу, за то, что мы выросли и выбились в люди, многого достигли. Вас будет очень не хватать", - говорит девушка.
Сердце Лилии Вениаминовны Соловьевой перестало биться 28 июня. Она умерла в больнице от пневмонии. Вместе с тем тест на коронавирус показал отрицательный результат. В этом году ей бы исполнилось 63 года.
Учитывая карантин и ситуацию с заболеваемостью, пришлось обойтись без массовой панихиды. Но чтобы все бывшие воспитанники "Светоча", которые находятся сейчас в разных городах и странах, могли попрощаться с мамой Лилей, ее сын Владимир сделал специальный видеоролик, который назвал "Дорога к маме", - своего рода видеогид к месту, где покоится Лилия Вениаминовна.
Сейчас детский дом находится на самоизоляции. Посетителей не принимают. Все дела учреждения ведет Владимир, как и обещал матери, он продолжает ее дело. Сейчас в это непростое время "Светочу" необходима поддержка и помощь. Ведь помимо содержания детей нужно платить коммунальные услуги, выплачивать зарплату персоналу.
Информацию о реквизитах дома "Светоч" вы можете найти в аккаунтах учреждения в социальных сетях.
Сайт детского дома "Светоч"
Связаться с Владимиром можно в WhatsApp по номеру +7 701 241 1170.
*Что касается Тлектеса, упомянутого в самом начале на архивном видео, то побеседовать с ним нам, к сожалению, не удалось. Но известно, что сейчас он живет в Караганде. Женат, у него трое детей.