Марченко. Как это было
Один из самых эпатажных чиновников Казахстана и любимый многими журналистами ньюсмейкер, председатель Национального банка Казахстана Григорий Марченко 2 октября был освобожден от должности. Причина - "по семейным обстоятельствам".
В "отставку" Марченко пытались отправить и некоторые парламентарии. Их пикировки на заседаниях правительства с удовольствием разбирали на цитаты журналисты и зрители, а сами они потом в кулуарах признавались: "Для рейтинга это все, для рейтинга". Вот экс-сенатор Гани Касымов предлагал заменить Марченко другой кандидатурой на посту главы Нацбанка и напоминал ему, что именно Сенат в итоге утверждает кандидатуру руководителя Нацбанка Казахстана. А Марченко, тем временем, на пресс-конференции в Алматы признался: "Он меня все время увольняет, потом в городе Алматы когда встречаемся, кидается мне на шею, обнимает и говорит: "Ну, ты же все это понимаешь, что это там для микрофона, для прессы". Если у него нет других способов поднять свои рейтинги, ну, пусть. Чем бы… не тешилось". А сейчас уже экс-сенатор предлагает представить экс-банкира к государственной награде. Касымов сентиментально заявил, что "Критика - часть политической игры, забавы. А умалять заслуги Марченко в финансовой сфере Казахстана не стоит".
А вот уже сенатор Светлана Джалмагабетова на заседании правительства восклицала: "Очень приятно видеть Григория Александровича в Сенате в первый раз...", а он иронично ответил: "Кстати, в июле, когда я здесь был, вы мне сказали то же самое: "Как хорошо, что вы пришли к нам в первый раз". Сенаторы неоднократно вопрошали: почему Марченко часто игнорирует заседания, а сам он на пресс-конференциях пояснял причины своего отсутствия и сакраментально добавлял: "За кресло свое я, как некоторые, не держусь".
По-настоящему с народной волной возмущения Марченко столкнулся не после очередных слухов о девальвации тенге, а после своего смелого заявления о необходимости уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин. Поправки в законопроект принимали болезненно. Женщины Казахстана не готовы были работать после 58 лет. Многочисленные митинги и акции вроде этой - "Мы отправим Марченко на пенсию в марте 2013 года". Уже после того, как Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что ответственные чиновники провалили работу по разъяснению модернизации пенсионной реформы, и министр труда и социальной защиты Серик Абденов подал в отставку, многие предрекали уход Марченко.
Его фамилию нередко можно было встретить и в различных рейтингах эффективных и неэффективных чиновников, при этом он мог занимать лидерские позиции как в первом, так и во втором случае. Однако сам экс-главный банкир Казахстана к этим рейтингам относился скептически. На одной из недавних пресс-конференций в Алматы он и вовсе заявил: "Мы как бы с рейтинговыми агентствами работаем с 1996 года, и что такое рейтинг и как он делается, и что у него должна быть методология, знаем, а это… Просто я не хочу повышать их какую-то значимость тем, чтобы на это всерьез реагировать. Об них вытирать ноги и то неудобно".
Григорий Марченко стал и одним из героев политической колоды карт Галыма Байтука. Он олицетворял "крестовую девятку" в колоде. "Девятки. С Марченко тоже все оказалось просто. Председатель Нацбанка на фоне денежных купюр. Причем, стоит он на евро и тенге, а вот доллары сыплются сверху", - рассказывал Байтук.
Высказывания Марченко журналисты любили цитировать. Вот он отвечает на вопросы о своей прическе, стиле, а также нелюбви ко Дню святого Валентина.
В Казнете муссировались слухи и о сыне экс-главы Нацбанка - Ярославе Марченко, о его американском гражданстве и совместных заграничных командировках с отцом. Однако позже в пресс-службе Нацбанка слухи о гражданстве младшего Марченко назвали беспочвенными.
Григорий Марченко дважды возглавлял Национальный банк Казахстана - с 1999 по 2004 год и с 2009 по 2013 год. За это время он успел запомниться не только четкими действиями грамотного и опытного финансиста, но и остроумными высказываниями и порой скучающим видом на самых разных совещаниях. Президент Казахстана главой Нацбанка назначил Кайрата Келимбетова. А многие депутаты, чиновники и казахстанцы, взгрустнув, отметили, что вместе с Марченко ушла и определенная эпоха.
Асемгуль Касенова