25 февраля 2021 | 08:53

"Может, ты приемная?" Каково это – родиться в семье глухонемых

"Может быть, ты приемная?" – спрашивали у Оксаны Махпировой новые знакомые, когда узнавали, что ее родители глухонемые. "Ага, приемные с братом оба" - "Может быть, вам тест ДНК сдать?" - "С ума не сходите, ребята", – отвечала девушка им. Всю жизнь она для своих родителей переводчик с жестового языка на обычный: ходила вместе с ними в поликлинику, звонила по объявлениям о работе…

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

"Может быть, ты приемная?" – спрашивали у Оксаны Махпировой новые знакомые, когда узнавали, что ее родители глухонемые. "Ага, приемные с братом оба" - "Может быть, вам тест ДНК сдать?" - "С ума не сходите, ребята", – отвечала девушка им. Всю жизнь она для своих родителей переводчик с жестового языка на обычный: ходила вместе с ними в поликлинику, звонила по объявлениям о работе…

После смерти мамы Оксана исполнила ее мечту, получив сертификат сурдопереводчика и начав преподавать жестовый язык детям. Как она смогла заговорить? Как их воспитывали родители? Какие проблемы есть у глухонемых в современном Казахстане? Tengrinews.kz записал историю девушки, которая миссией своей жизни видит помощь тем, кто не говорит и не слышит.

О родителях

"Меня зовут Оксана, мне 32 года, я родилась в Алматы, а после замужества последние 10 лет живу в Талгаре. Я замужем, у нас трое детей. Я и брат из семьи с глухонемыми родителями: маму звали Светлана, папу зовут Саша. У них проблемы со слухом не врожденные, а приобретенные.

Я говорю жестами, сколько себя помню. Я у мамы расспрашивала, как они нас рожали, воспитывали. Когда родился брат, то им в обществе глухих выдали специальный прибор: ребенок заплакал, лампочки замигали, они вставали и кормили. Я родилась, когда брату было 1,5 года. Его уже отдали в детский сад – так рано в первую очередь для развития речи. Так мы и говорили: в обществе - словами, дома – жестами. Еще мы часто ездили к бабушке в Аркалык, там большая семья, у мамы 3 брата и 2 сестры, все слышащие – наша речь развивалась.

Воспитывали нас так же, как и всех. Папа работал, мама в основном занималась нами, объясняла, что можно, а что нельзя. Для меня обычная семья. Я даже не знаю, как в других семьях. Просто минус, что они не слышали. Меня раздражало, когда мы ехали, например, в автобусе, говорим с родителями, а дети в нас пальцами тычут: "Смотри-смотри, они разговаривать не умеют". Я у них спрашиваю: "А тебе-то что, что они разговаривать не умеют?" - "А ты слышишь?!" – удивленно вздрагивали они.

В школе все знали, что и как у нас. А когда училась в ПТУ, то обычно сама не поднимала эту тему, потому что начиналось много вопросов: "А как?", "А почему?", "Ну ты же разговариваешь… Может быть, ты приемная?" - "Ага, приемные с братом оба" - "Может быть, вам тест ДНК сдать?" - "С ума не сходите, ребята, вы что?" Поэтому спрашивали, я говорила, нет, нет. Мне многие говорили: "По тебе не скажешь, что у тебя родители глухонемые". Я никогда не стеснялась своих родителей. И по сей день не стесняюсь. Мы родителей не выбираем: какие есть, тем и рады.

В детстве мы с братом были очень дружные, всегда вместе. Мама с детства водила нас в церковь, каждое воскресенье мы там, летом – в лагере. Думаю, что именно благодаря церкви мы не шатались по улицам, постоянно были при деле и дружили между собой. К сожалению, сейчас мы с братом не общаемся.

После смерти мамы папа продал квартиру в Алматы, купил дом рядом с нами. Отец любит выпить, его нельзя было одного в городе оставлять.

О проблемах глухонемых

Мама умерла в июне 2020 года. У нее был цирроз печени, говорят, что лекарства для сердечников очень сильно сказываются на печени. Во время пандемии из-за блокпостов у меня не было возможности, как обычно, ездить к ней, ей становилось все хуже, но она не шла в больницу. Потом ей стало совсем плохо. Я попросила свою городскую подругу приехать к ней, вызвать скорую и дождаться ее приезда. Врач грубо сказал маме: "Как же вы себя довели, меньше есть надо было". И она после этого почти перестала есть…

Последнюю неделю жизни мама провела в талгарской больнице, до этого некоторое время – в доме у свекрови. Вообще, благодаря моей свекрови мне удавалось поддерживать маму и папу. Я много лет была в декрете, не работала и не могла, как раньше, финансово помогать родителям со своей зарплаты. А она каждый раз, когда я ехала к ним, давала мне с собой картошку, лук, соленья, варенья, мясо. У мужа выходной раз в неделю – по понедельникам. И мы каждый понедельник ездили в город к родителям. Сами себе мясо они почти не покупали. Как-то раз все же купили, но тогда по квитанциям образовались долги, мы потом закрывали их. Я спрашивала: "Почему не попросили?" Мама говорит: "Мне уже неудобно, стыдно просить".

У мамы была пенсия 36 000 тенге, у папы – 39 000 тенге, с этого Нового года подняли до 42 000 тенге. Когда я говорю кому-то об этом, никто не верит: "Не может быть". Может, может. Пенсии у инвалидов 3-й группы очень маленькие, люди в основном в долгах, берут кредиты, потому что не могут выжить. А еще их часто грабят.

Я родителям все бытовые вопросы помогала решать. Была как переводчик. Сходить в больницу, еще что-то. Чем могла – помогала. Если это стоило пропустить школу – пропускала. У большинства глухих, если не у всех, очень ранимый характер, тяжелый. Ты неправильно что-то сказала, они обижаются. Бывало, дети маленькие, мама о чем-то просит, я отвечаю: "Мама, давай не сегодня", она нервно отключает видеозвонок. И так во всем.

Я думаю, что в Казахстане у глухонемых мало поблажек: обязанности наравне с говорящими и слышащими, а возможностей намного меньше. Мой папа 20 лет проработал на вагоноремонтном заводе, после смены руководства и задержек зарплаты он уволился. Я звонила по объявлениям о работе: "Вам требуется?" - "Да, приходите" - "У меня папа не слышит…" - "А как мы будем с ним разговаривать? Не приходите". Меня это так злило, обижало. Знакомый журналист говорил: "Оксана, не бойся, есть такой закон, что все равноправные. Можешь смело говорить, что по закону не имеют права не брать на работу". А глухонемые действительно не знают особо своих прав. Поэтому немного тяжеловато было.

О работе

Я окончила ПТУ по специальности "переплетчик", до замужества была менеджером в разных компаниях. А после третьего декрета с сентября 2020 года работаю сурдопереводчиком. Мама мне всегда в детстве говорила: "Давай, Оксана, вырастешь и будешь помогать людям, как родителям". Я говорила: "Да-да", и вот время пришло. В память о маме, обещала – сделала.

Получить сертификат сурдопереводчика для меня было совсем несложно. В Алматы есть общество инвалидов "Умит", я пришла, купила книгу, прочитала ее за несколько часов, мне назначили день экзамена, сдала. Так как я из семьи глухонемых, то они просто посмотрели, как я разговариваю жестами. Я сама не ожидала, что все будет так быстро и просто. В этом же обществе проводят уроки, учат с нуля, есть группами, есть индивидуально.

В Казахстане свой язык жестов. Часть того, что говорят в новостях, я не понимаю, много новых слов. Я честно говорю, что у меня жесты советских времен. Сейчас еще учу слова. Если я пройду повышение квалификации, то в будущем гипотетически смогу работать на телевидении.

Я устроилась на работу в реабилитационный центр "Ак жол" в селе Кызыл-Кайрат, которое граничит с Талгаром. Судьба закинула меня туда, где есть работа для меня. В наш реабилитационный центр приезжают со всех окрестных поселков и даже из Алматы. Придя сюда, я поняла, что мне нравится работать с детьми.

В реабилитационном центре до обеда обычные уроки, приходят учителя из сельской школы, потом ЛФК, массаж, бассейн. Есть дети, которые приходят на занятия с родителями, а есть те, которых утром приводят и вечером забирают. В основном у детей в нашем центре диагнозы - ДЦП, аутизм, синдром Дауна. Для детей с ДЦП жестовый язык позволяет развивать моторику рук. Также дети с проблемами слуха могут чуть ли не впервые в жизни жестами сказать, что они хотят.

Детям интересно учить жестовый язык. Те, кто может говорить, говорят: "Оксана Александровна, мы хотим к вам". Меня еще назначили помощником психолога: помогаю разбивать спастику рук у малышей, делаем массаж шариками, разрабатываем, выпрямляем пальчики, учим голосом цвета, цифры.

На занятиях по жестовому языку с сентября мы прошли 13 тем: алфавит, цифры. Из-за спастики многим ребятам тяжело, с цифрами путаются, сложные буквы типа Б (она изображается скрещением пальцев – прим. авт.) тоже тяжело даются. А так я уже могу на жестовом им вопрос спокойно задать, а они мне могут спокойно ответить. У нас в марте будет открытый урок по жестовому языку. Мы к нему разучиваем гимн жестов глухих, чтобы спеть. Они сомневаются: "Нам тяжело, мы не готовы". Я их подбадриваю: "Все получится".

Своих детей я тоже обучаю языку жестов. Младшему еще 3 лет нет, он не поддается пока. А старший и средний знают элементарные бытовые жесты: "Пошли кушать", "Мне холодно", "Мне жарко", "Мама зовет". Им интересно это. А муж почти не знает. Сейчас мы живем с отцом. Когда меня нет дома, то они удивительным образом без меня справляются, показывают на пальцах и понимают друг друга. Ремонт таким образом сделали.

Записала Ольга Пастухова

Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная