Беспорядок, перегруженность зон отдыха и нехватка элементарных удобств — картина, которую нередко видят туристы в Заилийском Алатау. На проблему даже обратил внимание Президент, отметив, что горный туризм должен стать одним из национальных брендов Казахстана.
О состоянии отрасли, её готовности к потенциальному наплыву гостей и о том, как сделать горы визитной карточкой страны, Tengrinews.kz ответили в Минтуризма, а также мы поговорили на эту тему с гидом и PR-специалистом.
Чем богаты?
В Казахстане есть 14 национальных парков, большинство из которых расположено в горной местности. Три из 11 казахстанских горнолыжных курортов находятся в Алматы и Алматинской области.
Например, Шымбулак вошёл в "Книгу рекордов Гиннеса" как самый высокий ночной горнолыжный склон в мире (3 200 метров). Помимо трасс разной сложности, здесь расположены канатные дороги, отели, гостиницы, глэмпинги, кафе и рестораны с видом на горы. В качестве дополнительных развлечений: зиплайн, верховая езда, скалодром, парапланы.
В ущелье Ой-Карагай самая высокая вершина с трассой — Aqtas — достигает 2140 метров. Помимо неё, для посетителей доступны пять трасс общей протяжённостью более 20 километров. Там находится всесезонный горный курорт с ресторанами, отелями и развлечениями.
А ещё в том же Талгарском районе в Солдатском ущелье есть курорт с шестью трассами с перепадами высот от 1650 до 2000 метров. Среди них есть учебные склоны и трассы для фрирайда. На территории работают отель, ресторан, конный центр, для гостей доступны разные виды развлечений.
Ещё один пример — горнолыжный курорт в посёлке Бескайнар (тот же Талгарский район). Там также шесть трасс, их общая протяжённость — 37 километров, перепад высоты — 400 метров. Там предлагают различные развлечения, услуги ресторана и спа.
Минтуризма сообщило, что в 2024 году Алматы посетило 2,4 миллиона туристов (в 2023-м — два миллиона). В Алматинской области показатель в 2024 году составил 507 тысяч человек (в 2023-м — 408 тысяч человек).
По данным Бюро нацстатистики, за январь – сентябрь 2025 года алматинский горный кластер посетили 2,2 миллиона человек. Направление стало самым посещаемым среди прочих.
В чём проблема горного туризма в Алматы?
Но у алматинских гор есть проблемы. Одна из главных — мусор. И если на обустроенных горнолыжных курортах с ней в целом справляются, то вдоль популярных направлений ситуация заметно хуже. Туристы часто жалуются на отсутствие контейнеров для раздельного сбора отходов и обычных урн.
Проблему усугубляет и нехватка базовой инфраструктуры: туалеты нередко сломаны, закрыты, не убраны, а в некоторых местах отсутствуют вовсе. На этом фоне путешественники также отмечают завышенные цены, не соответствующие уровню сервиса и состоянию инфраструктуры.
"В числе наиболее приоритетных проблем туристской отрасли на сегодняшний день выделяются вопросы инфраструктуры, качество сервиса, цифровизация, вопросы безопасности туристов, а также квалифицированных кадров", — признают в курирующем министерстве.
Мы также интересуемся мнением сертифицированного горного гида Александра Габченко об отрасли.
"Есть популярные туристские маршруты, а есть направления — это разные вещи, — делится он своими наблюдениями. — С первыми в целом всё в порядке. Они выглядят хорошо, на них есть минимально необходимая инфраструктура. Работа на прилегающей к Алматы территории ведётся последовательно".
С направлениями дела обстоят иначе, добавляет он:
"Например, направление "Кольсайское озеро" испытывает экстремальную, ненормированную антропогенную нагрузку. Несмотря на то, что в национальных парках существуют научно рассчитанные нормы посещаемости, создаётся ощущение, будто они не соблюдаются. Такие локации эксплуатируются крайне бесконтрольно, и это уже становится серьёзной проблемой".
Что мешает формированию туристического бренда Казахстана?
Наргиз Даутова, PR-специалист коммуникационного агентства, которую мы просим прокомментировать привлекательность алматинского горного туризма для иностранцев, отмечает:
"Узнаваемый образ Казахстана есть, но он слабый, фрагментированный и пока недостаточно закреплён в сознании мирового туриста. На локальном уровне, в Казахстане и Центральной Азии, горы ассоциируются с Алматы. Но на глобальном уровне визитными карточками Казахстана считаются: степь, кочевая культура, Астана, инфраструктурные мегапроекты".
Гид Александр Габченко из своего опыта делает вывод, на каких особенностях нужно сфокусироваться при формировании туристского бренда Казахстана:
"Если говорить о горах, иностранцы, а именно европейцы, интересуются нашими зонами, но привлекают их не современные отели, сервис и рестораны. Гости из Швейцарии, Франции и других стран с развитым горным туризмом приезжают за обратным — нетронутой дикой природой. Таких мест с каждым годом всё меньше, и это делает маршруты и направления уникальными. Поэтому вероятность, что стройки комплексов на Кок-Жайляу и прочие вмешательства привлекут таких иностранных туристов, невелика".
Даутова, кроме того, видит проблему в отсутствии бренда всей страны. Она считает, что это напрямую связано с инфраструктурой. Речь об удалённости главных локаций друг от друга и логистике. Также влияет дороговизна отдыха для казахстанцев. Пока курорты недоступны местным, тяжело "продать" их приезжим.
Добраться до гор жителям других стран мешает и низкая информированность о преимуществах кластера: туристы либо не находят нужную информацию, либо натыкаются на сообщения о смертях альпинистов. Окончание "-стан" лишь дополняет образ небезопасного направления.
"Отсутствие базовых удобств (например, исправных и чистых туалетов), о которых узнают в сети, тоже смущает потенциальных туристов", — добавляет она.
По её словам, Универсиада в 2017-м и Азиатские игры в 2011-м помогли повысить узнаваемость алматинских гор, но в связи с плохим развитием соцсетей в то время всё быстро затихло.
"Невозможно продвигать горы, пока в целом бренд Казахстана слабый. Это идёт в обратной последовательности. Если говорить о международных примерах, то Альпы, Куршевель и другие курорты изначально выстраивали свой бренд на странах", — отмечает PR-специалист.
Какие инструменты можно использовать для продвижения национального бренда?
Наргиз Даутова делится своим видением того, какие особенности важно использовать при формировании бренда:
"Казахстан обладает одними из самых живописных гор в Евразии. В регионе представлено разнообразие ландшафтов на компактной территории: альпийские луга, озёра с бирюзовой водой, хвойные леса, скальные каньоны и ледники. Горы привлекательны и летом, и зимой, то есть регион обладает круглогодичной туристической привлекательностью. При этом цены ниже, чем в Альпах или на Кавказе".
Кроме того, Алматы — единственный в регионе город-миллионник, расположенный в 20 минутах от высокогорья. Этот редкий контраст существует лишь в нескольких местах мира, таких как Сочи и Сантьяго-де-Чили. Алматы уже воспринимается как "город у подножия гор" и производит сильное впечатление на иностранцев, впервые приезжающих сюда. Это тоже можно было бы использовать для продвижения, уверены специалисты.
Подытоживая, Даутова отмечает, что сформировать классический горный бренд Казахстана всё же возможно. Для этого требуется:
- появление узнаваемых визуальных символов;
- улучшение сервиса;
- стабильная коммуникация как на внутреннем, так и на международном рынках;
- создание крупных событий или инфоповодов.
"В плане продвижения и инструментов изобретать велосипед не нужно: социальные сети и инфлюенсеры работают, пока есть общая концепция и видение, и самое главное — качество и сервис. Чистые работающие туалеты, улыбающиеся администраторы, разнообразие цен и доступности развлечений в горах работают эффективнее огромных стратегий по продвижению", — уверена Даутова.
По её словам, из ближайших международных примеров выделяется Грузия, потому что сравнивать с Европой, Южной Кореей и Непалом не совсем правильно — у них изначально сильный бренд.
Красивые стратегии, визуалы и социальные сети у Казахстана есть, но они не используются в полной мере, поэтому для социальных сетей было бы интересно пойти от обратного.
Что уже делается для развития туристического бренда?
На формирование национального туристского продукта и продвижение его на международном и внутреннем рынках из республиканского бюджета было выделено:
- 2023 год — 2,4 миллиарда тенге;
- 2024 год — 1,5 миллиарда тенге;
2025 год — 1,4 миллиарда тенге.
"В 2026 году запланировано финансирование в размере 1,5 миллиарда тенге" — сообщили в комитете туризма.
В 2023-м была принята Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2023–2029 годы, направленная на создание конкурентоспособной туристской экосистемы. Реализовывать её будут через комплексные планы развития туристских зон.
В комитете поделились, что отдельно работают над развитием алматинского горного кластера. В фокусе — обновление инфраструктуры, создание всесезонных туристских продуктов и повышение качества услуг.
Одним из ключевых инструментов стала программа субсидирования горнолыжных курортов: государство компенсирует до 25 процентов затрат на строительство и оборудование — от канатных дорог до систем искусственного оснежения.
Ожидается, что реализация этих проектов позволит снять ключевые ограничения в отрасли, повысить уровень сервиса и безопасности, ускорить цифровизацию, создать новые рабочие места и обеспечить устойчивый рост внутреннего и въездного туризма.
Текст: Анастасия Осоргина
Читайте также:
Повелитель лавин, или Зачем на Шымбулаке взрывают снег
Там, где человек — гость. Знакомимся с охотниками Восточного Казахстана