1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

"Мы продолжаем двигаться по тупиковому пути, мы продолжаем строить развязки"

Интересная и полезная статья ✅ "Мы продолжаем двигаться по тупиковому пути, мы продолжаем строить развязки" ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Фото: акимат г. Алматы

"... У нас в Алматы сейчас две проблемы. Первая - это неразвитость общественного транспорта. На него в виде субсидий тратят 55 миллиардов тенге в год. Но он (все равно) не развит. Еще 10 лет назад сумма субсидирования общественного транспорта была 0 тенге. В 2016 году мы считали, что нужно 10 миллиардов тенге на то, чтобы общественный транспорт начал нормально работать. Сейчас выделяются 55 миллиардов субсидий, и он не работает намного лучше. Почему? Потому что нет приоритета для общественного транспорта.

Вторая причина: у нас плохая организация дорожного движения. Очень многие схемы дорожного движения остались на уровне 1980-х годов. Кроме отдельных участков, процентов 70, наверное, дорог и светофоров настроены так, как они были настроены в советское время. Это тоже большая проблема".

Так считает эксперт и экс-руководитель управления пассажирского транспорта Алматы Даурен Алимбеков. Корреспондент Tengrinews.kz поговорил c ним о ситуации с транспортной инфраструктурой в Алматы и о том, как решить проблему заторов в городе.

По его мнению, строительством развязок проблему транспортного коллапса в Алматы не решить.

Ранее алматинские автомобилисты пожаловались на крупные заторы на новой развязке, которая была открыта в начале октября. Транспортный узел на так называемом "аэропортовском кольце" (Кульджинский тракт - Бухтарминская) ждали почти 4 года, на строительство этой развязки было потрачено 20 миллиардов тенге.

Фото Нурлан Коспаков / facebook.com

"Я уже больше года нахожусь в Барселоне, и, честно говоря, если бы мой опыт жизни здесь был в тот момент, когда я был руководителем управления транспорта Алматы, он бы мне очень пригодился. В Барселоне, например, почти в два раза больше машин, чем в Алматы, на душу населения. Плотность населения здесь в 3 раза выше, чем в Алматы. И при этом тут можно весь город в час пик от и до проехать за 40 минут. Как так? А все очень просто. Они развивают общественный транспорт и велодорожки. У них очень дорогие парковки, например, парковка стоит 3 евро в час, 27 евро в сутки. То есть это 15 тысяч тенге в день поставить машину.

Если сейчас мы придем в акимат, там скажут: "Да, мы это слышали тысячу раз и без вас знаем". Другое дело, когда ты пожил, посмотрел и увидел, как это на самом деле работает. Основная проблема нашего города в том, что мы делаем акцент на автомобили, к сожалению".

Как можно решить проблему с заторами в Алматы?

"Можно без миллиардных вложений, с минимальным затратами улучшить ситуацию, условно говоря, не меняя бордюры, не расширяя дороги. И самое первое - нужно сократить ширину полос. Это позволит создать велодорожки и автобусные полосы. Потому что одна автобусная полоса заменяет целую дорогу автомобилей.

В Алматы есть конкретные аварийные перекрестки, где есть проблемы, которые я начал исследовать. На некоторых развязках у нас создаются аварийные ситуации, а это снижает скорость потока. И, если даже нет аварий, люди притормаживают, потому что им мешает другой транспорт, потому что другие начинают перестраиваться, и так далее. В итоге скорость потока падает, падает пропускная способность, увеличивается пробка. Вот такая простая математика.

К примеру, перекресток на Сейфуллина напротив ТЦ "Форум". Там просто ужасно аварийные ситуации. И там можно это решить за один день, просто изменив разметку.

Развязка на Сейфуллина - Жансугурова. Я был очень удивлен, когда увидел, что ее начинают строить. Дело в том, что там тоже за счет изменения разметки можно увеличить пропускную способность в полтора-два раза, а этого достаточно чтобы убрать пробку. На Сейфуллина 4 полосы и на Жансугурова 4 полосы почти на всем протяжении. В этом месте они сделают такую огромную развязку, заберут столько пространства, а знаете какой будет эффект? Там машины будут быстро пролетать и через 1 квартал встанут опять 4 полосы в пробку. А потом придется Сейфуллина расширять, опять сносить дома, чтобы сделать ее тоже шестиполосной? Или убирать все тротуары для людей? Это все тупиковый путь развития.

Мы сейчас продолжаем двигаться по тупиковому пути, мы продолжаем строить развязки. Я не знаю, какая там логика за их развитием, но, видимо, на перспективу, что в будущем будем расширять".

В акимате говорят, что одна из причин заторов - это приезжающие машины...

"По моим расчетам, в город заезжают не более 50 тысяч машин. Если мы говорим о 50 тысячах машин, въезжающих в город, то решить эту проблему можно за полгода. Просто если пустить комфортные пригородные автобусы. Удобные, с хорошими маршрутами. Нужно выделить для этого всего-навсего 400-500 автобусов, мы справимся с пробками, въезжающим и выезжающим трафиком и сократим намного пробки внутри Алматы. А если мы будем развивать общественный транспорт внутри Алматы, то буквально за 2 года можно прийти к уровню Барселоны и Лондона, даже не имея такого развитого метро, как в этих городах. Потому что у нас плотность населения в два раза меньше. И количество машин на душу населения в разы меньше.

Что в Барселоне, что в Лондоне - во всех развитых городах развит общественный транспорт. Но общественный транспорт в Барселоне и общественный транспорт в Алматы - это два разных понятия сейчас".

Какие наиболее бесполезные развязки в Алматы, по вашему мнению?

"Та же самая развязка на Жансугурова, которая проходит под улицей Рыскулова. Еще лет 15 назад ее там построили шестиполосную, причем полосы очень такие широкие. Ну вот вы посмотрите конкретно: зачем на Жансугурова надо было строить 6 полос? Она переходит в 4-полосную и спереди, и сзади (в смысле ниже и выше). На этом участке никогда не бывает много машин, дорога слишком широкая. Можно было обойтись намного меньшим масштабом, меньше земельных участков изымать, меньше пространства у города забирать, дешевле обошлась бы развязка. Вот такую же развязку сейчас строят на Жансугурова - Сейфуллина, она будет такая же пустая, я в этом уверен на 99-100 процентов.

По развязке на барахолке, на Северном кольце. Там таксисты большие заторы создают, тормозят, останавливаются, опять поток падает, пропускная способность падает, пробка растет. Но опять-таки дайте нормальный общественный транспорт и не будут таксистов. Если пригородные автобусы будут хорошо налажены, то отпадет потребность в очень большом количестве инвестиций на строительство развязок! Развязки, может, где-то и нужны, но можно обойтись и меньшей кровью.

Я считаю, первое, что мы должны сделать, – это изменить стандарт по разметке дорог, запустить автобусные полосы, дать хороший автобусный маршрут.

Вот, например, если вы сейчас захотите поехать в городской акимат на автобусе, скажите пожалуйста, как вы доберетесь на автобусе до акимата? Ближайшая остановка от акимата 700 метров, пешком надо идти два квартала! А акимат говорит: давайте 55 миллиардов выделим на субсидии. Но около акимата нет ни одной остановки. Туда даже самим работникам акимата не добраться. А что тогда говорить про какие-то другие районы? Почему люди не хотят пользоваться автобусами? Конечно, если им до остановки надо еще километр пешком идти, после нее еще делать 10 пересадок и еще километр пешком идти. Над этим нужно думать, чтобы людям было удобно, тогда и будет решение".

Автобусы в Алматы у нас переполненные в часы пик, как на них ездить?

"Если вы спросите, как это можно исправить, я скажу. Опять-таки город должен заниматься развитием общественного транспорта. Если автобус стоит вместе со всеми машинами в пробке, вот я никогда не сяду в такой автобус. Я лучше будут два часа ехать в пробке на своем авто, чем два часа буду стоять в душном автобусе. Но, если автобус будет ехать по выделенной полосе, он будет ехать в два раза быстрее, чем машина. Раз он едет быстрее в два раза, у него и оборачиваемость больше. Тем же самым количество автобусов мы сможем сделать больше рейсов. Соответственно, эти автобусы будут ездить чаще и быстрее и будут больше людей перевозить. А если автобус будет стоять, как все, со скоростью пять километров в час, смысл тогда в этом автобусе?" 

В Алматы несколько лет назад запустили БРТ, выделенки для автобусов, как-то все хорошо начиналось, но потом опять это все "затухло". Почему так случилось?

"По моему мнению, БРТ сделали очень криво и косо. Грубо говоря, его не доделали. Условно говоря, если мы аппендицит будем вырезать и вскроем, но не доделаем, это будет хуже для человека. То же самое и здесь: БРТ нужно было довести до конца, нужно было параллельно сделать еще и изменения маршрутов автобусов, в то же время подумать и об автомобилистах, потому что БРТ сейчас - это всего одна ветка. Ну кто ею пользуется? Я пользовался всего один раз в жизни, потому что она не находится в точке моих интересов, и я по ней ниоткуда никуда не уеду. Таких БРТ нужно в городе как минимум на 10 улицах, и грамотная маршрутная сеть. И кстати, смога стало бы намного меньше".

Вы также озвучивали, что в Алматы нужно вводить реверсивное движение?

"У нас в Казахстане этого нет. Но здесь конкретно стоял вопрос по существующей развязке: Рыскулова и Кульджинка. И тут опять вопрос: что можно с минимальными затратами сделать, не расширяя улицу, не снося деревья, не тратя сотни и десятки миллиардов тенге, а просто с минимальными затратами снизить? Это не решит проблему, но это чуть-чуть улучшит ситуацию.

Я думаю, нужно запустить пригородные автобусные маршруты до Есика, Талгара и Каскелена. На восток и запад от Алматы одназначно. 400 автобусов достаточно, это не так много, для того чтобы снизить вот эти пробки с области. Но для этого опять-таки нужны автобусные полосы.

Я высказываю свое мнение не столько как критику, а в виде рекомендаций. Просто хотелось бы, чтобы прислушались. Можно их использовать как идеи на других участках. Просто хочу донести то, что процентов 80 проблем в городе можно решить за счет общественного транспорта, остальные - за счет разметки. И в принципе через два года не будет пробок. Тогда и по Аль-Фараби в час пик можно будет проехать за 30 минут".

Подготовила: Айнаш Ондирис

Реклама
Реклама