Мы выбираем, нас выбирают...
187 стран выбирают главного кассира общего кошелька. За пост главы международного валютного фонда борются сразу несколько влиятельных групп. В первую очередь, это страны ЕС, представитель которого, по неписаным правилам, занимал эту должность на протяжении 66 лет, со дня основания организации. Так уж повелось, что МВФ - европейцам, а Всемирный банк - американцам.
"В странах Евросоюза немало достойных кандидатур, которые могут возглавить МВФ. Я не могу сегодня назвать конкретных имен, но те кандидаты, имена которых упоминаются в дискуссиях, имеют безупречную репутацию. Я бы особо отметила министра финансов Франции. Но это всего лишь моя личная оценка", - заявила канцлер Германии Ангела Меркель.
Однако это не помешало немцам выдвинуть сразу три своих кандидатуры. Это председатель правления Дойчебанка Йозеф Аккерманн, бывший глава минфина Германии Пеер Штайнбрюк и экс-глава Бундесбанка Аксель Вебер. Не отстают от континентальной Европы англичане. В Великобритании на пост главы МВФ прочат бывшего премьер-министра страны Гордона Брауна. Та же Ангела Меркель, говоря о кандидатуре европейца, делает упор на то, что человек, который возглавит Международный валютный фонд, должен быть знаком с проблемами ЕС, так как в регионе имеются долговые проблемы. Не против такой позиции и министр финансов Бельгии Дидье Рейндерс. Вторит им и Сильвио Берлускони, и консервативные англичане. Хотя еще совсем недавно Дэвид Кэмерон высказывался о возможностях расширения взглядов фонда "за пределы Европы, в другие регионы мира" для укрепления глобальных позиций.
Но, кто же против кандидата от Европы? В первую очередь, это страны с развивающейся экономикой. Забойщиком здесь выступают государства-члены так называемой БРИКС. Россия поддержала кандидатуру казахстанца Григория Марченко, которого предложил премьер-министр Казахстана Карим Масимов. Ее примеру последовали все страны СНГ, и теперь Марченко - единый кандидат от Содружества. Активные переговоры по поддержке единого кандидата от СНГ сейчас ведутся с Китаем, Бразилией и Индией. От их решения во многом зависит, насколько весомее станет кандидатура председателя Нацбанка Казахстана. С просьбой поддержать Марченко власти Казахстана обратились к руководству Европейского Банка реконструкции и развития, ежегодное заседание которого прошло недавно в Астане. Кстати, с проведением крупных международных форумов Казахстан укрепил свои позиции на международной арене, что только положительно должно повлиять на выбор руководителя мировой финансовой организации.
Решающее влияние на исход голосования могут оказать США, которых в последние годы, по всей видимости, перестал устраивать директор-распорядитель из Европы. Слова Стросс-Кана о том, что даже самые крупные игроки финансового рынка должны проходить процедуру банкротства в случае необходимости, не могли остаться без внимания в одной из крупнейших экономик мира, которая сегодня трещит по швам и испытывает колоссальный бюджетный дефицит, но при этом сохраняет влияние на весь мир.
Многие уже сейчас заявляют о том, что выбор нового руководителя МВФ должен быть основан на прагматических, а не на географических соображениях. И если впервые в истории фонд возглавит представитель развивающихся стран, то это станет прямым указанием на растущую роль таких государств в современном мире.
Но, как бы то ни было, любому из тех кандидатов, кто сумеет занять кресло директора-распорядителя МВФ, придется решать очень серьезные задачи по выводу мировой экономики из кризиса. В той же Европе на грани дефолта оказались сразу несколько стран. В любой момент могут рухнуть экономики Греции, Португалии, Испании и еще ряда стран. В любом случае странам-членам МВФ придется выбрать человека, который способен управлять огромной бюрократической машиной, зачастую решающей судьбы целых государств. Послужной список и опыт Григория Марченко позволяют рассчитывать Казахстану и странам, поддержавшим эту кандидатуру на то, что представитель развивающихся стран без оглядки на сильных мира сего на посту руководителя МВФ будет принимать решения, которые помогут мировой экономике если не избежать второй волны кризиса, то, по крайней мере, пройти этот этап с минимальными потерями. Как в Казахстане.
Максим Попов