Как в Казахстане выживают одинокие и беспомощные? Кто покупает им продукты, оплачивает счета и наводит порядок в доме? Таким людям государство предоставляет услуги соцработников. Корреспондент Tengrinews.kz провела один день с сотрудницей алматинской службы соцзащиты, познакомилась с ее подопечным и узнала, что входит в ее обязанности.
"Сделать жизнь чуточку лучше"
Жанна Нурахметова работает в социальной сфере почти 20 лет, с 2006-го. До этого долгое время была занята в торговле, а однажды решила, что хочет помогать людям.
"Тут я чувствую, что нужна этим людям, что могу сделать их жизнь чуточку лучше", – говорит женщина.
Начала Жанна с ювенального отдела, где помогала детям с особенностями развития социализироваться и вести быт, а их родителям рассказывала, как правильно ухаживать за особенными детками, и оказывала им психологическую поддержку:
"Разные дети были - и обучаемые, и те, кто был совсем недееспособным. Но, работая с такой категорией людей, невозможно не принимать близко к сердцу их проблемы. В какой-то момент из-за постоянных переживаний у меня начало "барахлить" здоровье, и я перевелась в отделение, где социальные работники ухаживают за стариками".
Помимо выполнения прямых должностных обязанностей, Жанна Нурахметова старается поддерживать своих подопечных, вынужденных коротать старость в изоляции от остального мира. На ее попечении сегодня четыре пенсионера. Каждого она посещает два раза в неделю.
"Доброе утро, как вы?"
Один из подопечных Жанны – Александр Захаров.
Больше 10 лет назад мужчина лишился ноги. С тех пор его жизнь сильно изменилась. Сейчас ему 73. Помимо проблем со здоровьем и бытовых трудностей, он стал еще и пленником собственного дома.
Крыльцо обветшалого дома Александра развалилось. Он кое-как сам смастерил лестницы, чтобы Жанна и другие очень редкие посетители могли войти, а вот сам свое жилище покинуть не может.
"Жанна приходит два раза в неделю, может меня вывезти, а так я целыми сутками взаперти сижу. Одно развлечение – телевизор. И больше никого и ничего нет", – говорит мужчина.
На счет "никого" мужчина немного слукавил. Во второй половине дома живет его родная сестра и иногда даже помогает Александру, но отношения между ними натянутые. Поэтому лишний раз, говорит он, за помощью старается не обращаться.
Соцработник пыталась найти спонсора, который смог бы установить пандус, чтобы ее подопечный мог самостоятельно выходить на улицу.
"Одна из наших рабочих обязанностей – это поиск спонсоров для помощи старикам. Я ходила в разные организации, писала письма с просьбой установить Александру пандус. Но, к сожалению, пока отовсюду пришел отказ", – огорчается Жанна.
За пенсионером соцработник ухаживает уже 2,5 года. Убирает дома, моет окна, ходит в магазин за продуктами и лекарствами, а вот готовит Александр сам.
"Мне только одно надо, чтоб соцработник принесла продукты, которых мне хватает на неделю. А так я сам и борщ, и котлеты, и плов могу приготовить", – говорит мужчина, а Жанна тем временем показывает и перечисляет нам другие проблемы, которые есть в доме: глубокие трещины на стенах, прохудившаяся крыша, отсутствие водопровода, канализации и туалета в доме.
В таких условиях, говорит она, и здоровому человеку жить сложно, а для прикованного к инвалидной коляске – так просто катастрофа:
"До этого мне удалось найти спонсора, он купил новое инвалидное кресло и урну для туалета, а то прошлая почти развалилась".
Жанне – как и другим соцработникам – необходимо не только помогать одиноким людям по быту и искать спонсоров, но и обладать и недюжинным терпением. Не все ее подопечные, признается женщина, "божие одуванчики" – некоторые показывают характер. Но она старается не обращать внимания и всячески угождать, чтобы не расстраивать стариков:
"Я люблю свою работу. Даже в отпуске пишу подопечным: "Доброе утро, как вы?" Я не могу по-другому. За каждого сердце болит. Больше всего старикам не хватает внимания. Им даже не столько нужна наша помощь, как человек, с которым можно поговорить".
Кадровый голод и отношение как к прислуге
В Алматы сегодня проживают тысячи пенсионеров, за которыми ухаживают несколько сотен соцработников. По нормативу на одного сотрудника соцслужбы – от пяти до восьми подопечных в зависимости от условий их проживания. Но желающих работать мало.
"Молодежь не идет в профессию из-за высокой нагрузки и низкой зарплаты. А еще из-за психологического давления: подопечные требуют работы вне графика, бывают оскорбления, отношение как к личной прислуге", – поделились в городском управлении занятости и социальных программ.
Кадров не хватает не во всех районах города. Например, в Наурызбайском районе проживают 62 пенсионера, нуждающиеся в помощи. Их обслуживают 10 соцработников. То есть нормативы соблюдены.
В Ауэзовском районе Алматы 55 социальных работников, которые оказывают помощь 440 пенсионерам и людям с ограниченными возможностями. Получается, что количество подшефных на одного сотрудника приближается к верхнему пределу нормы.
В Турксибском районе функционируют четыре отделения социальной помощи на дому для 297 одиноких и пожилых граждан. Специальные услуги им оказывают 42 сотрудника.
В Алмалинском районе 76 соцработников оказывают помощь 519 одиноко проживающим пенсионерам.
В Медеуском районе тоже загружены: здесь 352 нуждающихся в помощи человека, их обслуживают 44 соцработника.
В Алатауском районе на попечении 20 соцработников находятся 140 одиноких пенсионеров.
В Жетысуском районе на 37 соцработников приходится 290 одиноких пенсионеров.
"Социальный работник – это не просто профессия, а каждый подопечный – это не просто список дел. Это целая жизнь, которую социальный работник старается сделать чуть легче и теплее", – заключили в управлении занятости и соцпраграмм.
Как получить помощь соцработника
Специальные социальные услуги на дому положены лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Это могут быть люди, полностью или частично утратившие способность обслуживать себя самостоятельно.
Для того чтобы получить помощь соцработника, необходимо обратиться с заявлением в отдел занятости и социальных программ, в ЦОН по месту проживания или на сайт "Электронного правительства" – Egov.kz.
После принятия заявления и документов специалист уполномоченного органа в течение пяти рабочих дней приедет домой к заявителю и составит акт жилищных и материально-бытовых условий.
После этих процедур решается вопрос о предоставлении услуг соцработника. По правилам процедура займет около шести дней: три дня – на составление акта и еще три – на рассмотрение и принятие решения.
После этого заявитель получает уведомление, и, если заключение положительное, ему нужно в течение пяти рабочих дней авторизоваться на портале Egov.kz через ЭЦП и выбрать организацию надомного обслуживания.
Ранее корреспондент Tengrinews.kz Светлана Антонова публиковала репортаж о буднях скорой помощи в Алматы и историю о казахстанских астрофизиках, которая стала одной из самых популярных среди читателей за последние несколько месяцев.
Читайте также интересные статьи других авторов редакции:
"Брошенного мальчика усыновили американцы. Спустя 25 лет он вернулся в Казахстан" – популярный материал от Айнаш Ондирис.
"Казахстанец начал строить мечеть 30 лет назад – и остался ни с чем" – читаемая история от Аружан Дарибай.
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp