В одном из наших репортажей мы показали жизнь на окраине казахстанской столицы — в районе Лесозавода. После выхода материала с нами связались жители Кирпичного и СМП — других окраин Астаны, которые тоже просят обратить внимание на свои проблемы.
Вооружившись камерами и диктофонами, корреспонденты Tengrinews.kz вновь отправились туда, куда астанчане специально не заглядывают. Рассказываем о трудностях жителей обратной, нецентральной части столицы.
На что жалуются жители Кирпичного
Этот район находится недалеко от шоссе Алаш. Поблизости есть популярные городские оптовые рынки.
Местные жители рассказывают, что Кирпичным этот район называется из-за заводов с соответствующим производством, которые когда-то здесь располагались. Производства уже нет, а вот название так и закрепилось в народе.
"Живём мы здесь хорошо. "Забытая окраина" — это не про нас, — сразу заверяет нас местная жительница Карлыгаш. — И газ у нас проводят, и улицы ремонтируют. Но мы всё же пригласили вас, чтобы рассказать об одной очень волнующей нас проблеме — недоступность медицины".
Суть проблемы вот в чём. Жители Кирпичного прикреплены к поликлинике номер восемь. Находится она на улице Альмукана Сембинова. А это другой район столицы, и добраться туда можно с пересадкой — на двух автобусах.
Видеоверсию этого репортажа вы можете посмотреть на нашем YouTube-канале Tengri TV.
Для удобства жителей района в Кирпичном был открыт филиал этой поликлиники.
И не один, а сразу два. Правда, второй филиал находится уже по другую сторону шоссе Алаш, в район Чугунка.
Чтобы попасть к узким специалистам, местным жителям сначала нужно посетить один филиал (со слов жителей района, там есть только терапевт и семейные врачи), потом они садятся на автобус и едут во второй, а уже после им необходимо ехать в основную поликлинику на улице Сембинова.
"Берём сначала у терапевта направление в филиале, который у нас в Кирпичном. После с этим направлением мы едем в филиал в район Чугунки, чтобы поставить там какую-то печать или, к примеру, подпись. А потом уже едем к врачу на Сембинова. Представьте, постоянно вот так мотаться от филиала к филиалу", — негодует другая жительница района Наталья.
При этом, как рассказали люди, если вдруг пациенту выдали неправильное направление, поставили не ту печать или дали направление не на те анализы, весь этот круг от филиала к филиалу приходится проходить снова и снова.
"Мы предлагали, чтобы нас прикрепили ко второй поликлинике. Она транспортно доступна, сел на "шестёрку" — и ты там. Некоторые жители нашего района пытались переприкрепиться во вторую — им не дали. Сказали, что мест нет. Нам нужна шаговая доступность медицины, чтобы мы пришли в поликлинику и получили то, что нам положено по закону. ОСМС за что мы платим?" — задаёт вопросы Карлыгаш.
К слову, мы проехали к филиалу восьмой поликлиники, который находится в районе Чугунки. Как и кем было принято решение строить здесь поликлинику, непонятно. Вокруг в большинстве своём промышленная зона и здания различных предприятий.
"В прошлом году у меня был артроз коленного сустава, — вспоминает Наталья. — И решила я пойти не в платную клинику, а как положено мне по закону — в поликлинику. От начала обследования до момента, как мне назначили лечение, прошло два месяца! Два месяца я бегала от филиала к филиалу. За это время у меня уже всё прекратило болеть. Конечно же, я параллельно сходила в платную клинику и пролечилась. Но ради эксперимента всё же решила довести дело до конца. Ну два месяца — это разве нормально?"
Ещё одна проблема, о которой нам рассказали жители района, — центр ресоциализации для людей без определённого места жительства. Их, как нам пояснили, привозят сюда со всех уголков столицы. И когда отпускают, они разбредаются по району.
"Когда в городе проходит какое-то мероприятие, бездомных собирают со всех улиц и привозят сюда, — говорит Карлыгаш. — Места хватает не всем, плюс, кажется, пьяных туда не запускают. И они начинают разбредаться по всему жилому массиву. Летом они у нас под кустами, зимой — в тёплых остановках".
Свои слова наша собеседница подкрепляет фотографиями:
Другая жительница Кирпичного Татьяна рассказывает, что иногда случаются нападения на местных и даже грабежи:
"У детей отбирали телефон, деньги. Меня по голове один такой однажды ударил".
Жители района надеются, что в будущем центр ресоциализации перенесут в другое место. Мы отправили запрос в городской акимат, чтобы уточнить, возможно ли это сделать. Вот что нам ответили:
"Планируется строительство нового Центра ресоциализации "Демеу" по улице Ондирис в направлении объездной (Кокшетауской) трассы района Байконур. На данный момент заключён договор на разработку проектно-сметной документации с ТОО "Астанатехстройэксперт". Срок завершения разработки проекта сметной документации — до 31 декабря 2026 года".
Поговорив с местными жителями, отправляемся на прогулку по Кирпичному. В целом это типичная окраина со своим ритмом жизни, отличным от быстрого и шумного центра столицы.
Можно заметить свежий ремонт дороги, газификацию и тихие улочки.
Хотя на окраинах обычно ожидаешь увидеть грязь и разруху. Но это точно не про Кирпичный.
Небольшую "шумиху" мы в итоге организовали сами: в одном из дворов развернули "спасательную операцию". Нам показалось, что котёнок застрял на дереве. Решаем ему помочь.
Достав хвостатого, передаём его детям, которые относят его хозяйке.
И на этой приятной ноте покидаем район.
Проблемы СМП или железнодорожный "остров"
Далее направляемся на ещё одну столичную окраину — в район СМП или СМП-24. Жители рассказали нам две версии расшифровки аббревиатуры. По одной из них — это строительно-монтажное предприятие. По другой — строительно-монтажный поезд. Как нам рассказали местные, в этом районе когда-то жили те, кто строил город (во второй половине прошлого века).
У СМП весьма необычное расположение — между железнодорожными путями. И это его главная особенность и недостаток: кроме как через железную дорогу сюда никак больше не попасть.
Сюда не ходят автобусы, часто отказываются приезжать таксисты. В этом районе нет ни газа, ни канализации, ни школ, ни садиков, ни поликлиник. То есть ситуация хуже, чем в Кирпичном. А прежде чем выехать отсюда, местные жители могут потерять в пробке перед переездом не меньше получаса.
По сути, это остров, который от всего остального мира отделяют рельсы.
"В конце 50-х и в 60-е дома здесь строились для строителей как временное жильё. Но теперь здесь постоянно живут люди. Самая наша главная проблема — ж/д переезды. Графика никакого нет. Ты просто едешь и не знаешь, сколько сейчас потратишь времени, чтобы выехать в город. Потому что могут два состава подряд ехать. Длинные грузовые составы. Постоянно пробки", — рассказывает местная жительница Гульнур.
Чтобы сесть на автобус, местные идут за железнодорожные пути до ближайшей остановки. Они просят запустить здесь хотя бы развозку для школьников.
"Школьникам в мороз идти до ближайшей остановки очень холодно. Ещё и через пути идти им приходится", — говорит Гульнур
Мы обращаемся в акимат, и там объясняют, почему в район не запускают автобусы:
"Схема движения предполагаемого маршрута проходит через железнодорожный переезд и участок с низкой пропускной способностью, что создаёт повышенные риски дорожно-транспортных происшествий и угрозу безопасности пассажиров. Вопрос может быть рассмотрен повторно после обустройства соответствующей транспортной инфраструктуры, включая строительство моста через железнодорожные пути, который обеспечит бесперебойное и безопасное движение общественного транспорта".
И добавляют, что "вопрос, касающийся доступности проезда в район СМП, относится к компетенции "Қазақстан темір жолы".
По словам местных, в районе СМП много аварийных зданий. Их владельцы уже давно ждут сноса и переселения. В основном это строения барачного типа на несколько семей. А вот те, у кого обычные частные дома, покидать этот район не хотят.
В городской администрации нам сообщают, что в соответствии с Генеральным планом развития Астаны до 2035 года, в ближайшее время снос здесь аварийных зданий и переселение их жителей в другие районы столицы не запланированы.
При этом до 2029-го здесь всё-таки снесут 31 дом барачного типа на улицах Ынталы, Кентау и Акшагыл.
"Были случаи, когда скорая к пациентам приезжать не успевала. За один год сгорело пять домов. Один загорелся, и следом — другие. Пожарная быстро приезжает, но останавливается на переезде и ждёт, пока проедет поезд. Люди сколько раз под поезд попадали. Но сейчас полиция следит, чтоб пути переходили там, где это разрешено, поэтому сейчас уже таких случаев вроде нет", — рассказывают жители СМП.
Про железнодорожные переезды в районе СМП многие автомобилисты столицы знают не понаслышке. Каждый, кто хоть раз пытался здесь проехать, застревал в пробке и в следующий раз объезжает этот район стороной.
Вот и мы на обратном пути ждём около 40 минут прежде, чем нам удаётся прорваться в Астану.
А уезжаем мы с мыслями, что в нескольких километрах от центра столицы живут люди, для которых каждая поездка в поликлинику — испытание, а каждый переезд через рельсы — лотерея на время и нервы. Они не просят многого — только простых удобств, которые для других давно стали нормой.
И, может быть, однажды на эти окраины действительно обратят внимание. И им больше не придётся приглашать журналистов.
Текст подготовил Иван Сухоруков
Фотографировала Маржан Куандыкова
Над видео работал Алимжан Аманжол
Читайте также:
Астана, которую стыдно показывать. Репортаж с окраины столицы
Ожидание и реальность: что внутри “Северного сияния“