На обратной стороне столицы: окраина Астаны просит помощи

Иван Сухоруков Старший корреспондент-редактор
Маржан Куандыкова Корреспондент
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

В одном из наших репортажей мы показали жизнь на окраине казахстанской столицы — в районе Лесозавода. После выхода материала с нами связались жители Кирпичного и СМП — других окраин Астаны, которые тоже просят обратить внимание на свои проблемы.

В одном из наших репортажей мы показали жизнь на окраине казахстанской столицы — в районе Лесозавода. После выхода материала с нами связались жители Кирпичного и СМП — других окраин Астаны, которые тоже просят обратить внимание на свои проблемы.

Вооружившись камерами и диктофонами, корреспонденты Tengrinews.kz вновь отправились туда, куда астанчане специально не заглядывают. Рассказываем о трудностях жителей обратной, нецентральной части столицы.

На что жалуются жители Кирпичного

Этот район находится недалеко от шоссе Алаш. Поблизости есть популярные городские оптовые рынки.

Фото: ©️ Tengrinews.kz

Местные жители рассказывают, что Кирпичным этот район называется из-за заводов с соответствующим производством, которые когда-то здесь располагались. Производства уже нет, а вот название так и закрепилось в народе.

Житель Кирпичного. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

"Живём мы здесь хорошо. "Забытая окраина" — это не про нас, — сразу заверяет нас местная жительница Карлыгаш. — И газ у нас проводят, и улицы ремонтируют. Но мы всё же пригласили вас, чтобы рассказать об одной очень волнующей нас проблеме — недоступность медицины".

Жительница Кирпичного Карлыгаш. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Суть проблемы вот в чём. Жители Кирпичного прикреплены к поликлинике номер восемь. Находится она на улице Альмукана Сембинова. А это другой район столицы, и добраться туда можно с пересадкой — на двух автобусах.

Видеоверсию этого репортажа вы можете посмотреть на нашем YouTube-канале Tengri TV.

Для удобства жителей района в Кирпичном был открыт филиал этой поликлиники.

Филиал восьмой поликлиники в Кирпичном. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

И не один, а сразу два. Правда, второй филиал находится уже по другую сторону шоссе Алаш, в район Чугунка.

Чтобы попасть к узким специалистам, местным жителям сначала нужно посетить один филиал (со слов жителей района, там есть только терапевт и семейные врачи), потом они садятся на автобус и едут во второй, а уже после им необходимо ехать в основную поликлинику на улице Сембинова.

Второй филиал восьмой поликлиники в Чугунке. Фото: ©️ Tengrinews.kz

"Берём сначала у терапевта направление в филиале, который у нас в Кирпичном. После с этим направлением мы едем в филиал в район Чугунки, чтобы поставить там какую-то печать или, к примеру, подпись. А потом уже едем к врачу на Сембинова. Представьте, постоянно вот так мотаться от филиала к филиалу", — негодует другая жительница района Наталья.

Жительница Кирпичного Наталья. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

При этом, как рассказали люди, если вдруг пациенту выдали неправильное направление, поставили не ту печать или дали направление не на те анализы, весь этот круг от филиала к филиалу приходится проходить снова и снова.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

"Мы предлагали, чтобы нас прикрепили ко второй поликлинике. Она транспортно доступна, сел на "шестёрку" — и ты там. Некоторые жители нашего района пытались переприкрепиться во вторую — им не дали. Сказали, что мест нет. Нам нужна шаговая доступность медицины, чтобы мы пришли в поликлинику и получили то, что нам положено по закону. ОСМС за что мы платим?" — задаёт вопросы Карлыгаш.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

К слову, мы проехали к филиалу восьмой поликлиники, который находится в районе Чугунки. Как и кем было принято решение строить здесь поликлинику, непонятно. Вокруг в большинстве своём промышленная зона и здания различных предприятий.

Фото: ©️ Tengrinews.kz

"В прошлом году у меня был артроз коленного сустава, — вспоминает Наталья. — И решила я пойти не в платную клинику, а как положено мне по закону — в поликлинику. От начала обследования до момента, как мне назначили лечение, прошло два месяца! Два месяца я бегала от филиала к филиалу. За это время у меня уже всё прекратило болеть. Конечно же, я параллельно сходила в платную клинику и пролечилась. Но ради эксперимента всё же решила довести дело до конца. Ну два месяца — это разве нормально?"

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Ещё одна проблема, о которой нам рассказали жители района, — центр ресоциализации для людей без определённого места жительства. Их, как нам пояснили, привозят сюда со всех уголков столицы. И когда отпускают, они разбредаются по району.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

"Когда в городе проходит какое-то мероприятие, бездомных собирают со всех улиц и привозят сюда, — говорит Карлыгаш. — Места хватает не всем, плюс, кажется, пьяных туда не запускают. И они начинают разбредаться по всему жилому массиву. Летом они у нас под кустами, зимой — в тёплых остановках".

Свои слова наша собеседница подкрепляет фотографиями:

Фото предоставлено жителями района Кирпичного

Фото предоставлено жителями района Кирпичного

Другая жительница Кирпичного Татьяна рассказывает, что иногда случаются нападения на местных и даже грабежи:

"У детей отбирали телефон, деньги. Меня по голове один такой однажды ударил".

Жительница района Татьяна. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Жители района надеются, что в будущем центр ресоциализации перенесут в другое место. Мы отправили запрос в городской акимат, чтобы уточнить, возможно ли это сделать. Вот что нам ответили:

"Планируется строительство нового Центра ресоциализации "Демеу" по улице Ондирис в направлении объездной (Кокшетауской) трассы района Байконур. На данный момент заключён договор на разработку проектно-сметной документации с ТОО "Астанатехстройэксперт". Срок завершения разработки проекта сметной документации — до 31 декабря 2026 года".

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Поговорив с местными жителями, отправляемся на прогулку по Кирпичному. В целом это типичная окраина со своим ритмом жизни, отличным от быстрого и шумного центра столицы.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Можно заметить свежий ремонт дороги, газификацию и тихие улочки.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Хотя на окраинах обычно ожидаешь увидеть грязь и разруху. Но это точно не про Кирпичный.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Небольшую "шумиху" мы в итоге организовали сами: в одном из дворов развернули "спасательную операцию". Нам показалось, что котёнок застрял на дереве. Решаем ему помочь.

Операция по спасению котёнка с дерева. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Достав хвостатого, передаём его детям, которые относят его хозяйке.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

И на этой приятной ноте покидаем район.

Проблемы СМП или железнодорожный "остров"

Далее направляемся на ещё одну столичную окраину — в район СМП или СМП-24. Жители рассказали нам две версии расшифровки аббревиатуры. По одной из них — это строительно-монтажное предприятие. По другой — строительно-монтажный поезд. Как нам рассказали местные, в этом районе когда-то жили те, кто строил город (во второй половине прошлого века).

Район СМП находится между ж/д путями. Фото: ©️ Tengrinews.kz

У СМП весьма необычное расположение — между железнодорожными путями. И это его главная особенность и недостаток: кроме как через железную дорогу сюда никак больше не попасть.

Фото: ©️ Tengrinews.kz

Сюда не ходят автобусы, часто отказываются приезжать таксисты. В этом районе нет ни газа, ни канализации, ни школ, ни садиков, ни поликлиник. То есть ситуация хуже, чем в Кирпичном. А прежде чем выехать отсюда, местные жители могут потерять в пробке перед переездом не меньше получаса.

Из-за ж/д переезда образуются длинные пробки. Фото: ©️ Tengrinews.kz

По сути, это остров, который от всего остального мира отделяют рельсы.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

"В конце 50-х и в 60-е дома здесь строились для строителей как временное жильё. Но теперь здесь постоянно живут люди. Самая наша главная проблема — ж/д переезды. Графика никакого нет. Ты просто едешь и не знаешь, сколько сейчас потратишь времени, чтобы выехать в город. Потому что могут два состава подряд ехать. Длинные грузовые составы. Постоянно пробки", — рассказывает местная жительница Гульнур.

Жительница района Гульнур. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Чтобы сесть на автобус, местные идут за железнодорожные пути до ближайшей остановки. Они просят запустить здесь хотя бы развозку для школьников.

"Школьникам в мороз идти до ближайшей остановки очень холодно. Ещё и через пути идти им приходится", — говорит Гульнур

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Мы обращаемся в акимат, и там объясняют, почему в район не запускают автобусы:

"Схема движения предполагаемого маршрута проходит через железнодорожный переезд и участок с низкой пропускной способностью, что создаёт повышенные риски дорожно-транспортных происшествий и угрозу безопасности пассажиров. Вопрос может быть рассмотрен повторно после обустройства соответствующей транспортной инфраструктуры, включая строительство моста через железнодорожные пути, который обеспечит бесперебойное и безопасное движение общественного транспорта".

И добавляют, что "вопрос, касающийся доступности проезда в район СМП, относится к компетенции "Қазақстан темір жолы".

Фото: ©️ Tengrinews.kz

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

По словам местных, в районе СМП много аварийных зданий. Их владельцы уже давно ждут сноса и переселения. В основном это строения барачного типа на несколько семей. А вот те, у кого обычные частные дома, покидать этот район не хотят.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

В городской администрации нам сообщают, что в соответствии с Генеральным планом развития Астаны до 2035 года, в ближайшее время снос здесь аварийных зданий и переселение их жителей в другие районы столицы не запланированы.

При этом до 2029-го здесь всё-таки снесут 31 дом барачного типа на улицах Ынталы, Кентау и Акшагыл.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

"Были случаи, когда скорая к пациентам приезжать не успевала. За один год сгорело пять домов. Один загорелся, и следом — другие. Пожарная быстро приезжает, но останавливается на переезде и ждёт, пока проедет поезд. Люди сколько раз под поезд попадали. Но сейчас полиция следит, чтоб пути переходили там, где это разрешено, поэтому сейчас уже таких случаев вроде нет", — рассказывают жители СМП.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Про железнодорожные переезды в районе СМП многие автомобилисты столицы знают не понаслышке. Каждый, кто хоть раз пытался здесь проехать, застревал в пробке и в следующий раз объезжает этот район стороной.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

Вот и мы на обратном пути ждём около 40 минут прежде, чем нам удаётся прорваться в Астану.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова

А уезжаем мы с мыслями, что в нескольких километрах от центра столицы живут люди, для которых каждая поездка в поликлинику — испытание, а каждый переезд через рельсы — лотерея на время и нервы. Они не просят многого — только простых удобств, которые для других давно стали нормой.

И, может быть, однажды на эти окраины действительно обратят внимание. И им больше не придётся приглашать журналистов.

Текст подготовил Иван Сухоруков

Фотографировала Маржан Куандыкова

Над видео работал Алимжан Аманжол

Читайте также:

Астана, которую стыдно показывать. Репортаж с окраины столицы

Ожидание и реальность: что внутри “Северного сияния“

Реклама
Реклама
Tengrinews
Вопрос от автора
news14
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама