Уже не "Нур-Султан". Как выглядит вокзал "Астана" в ожидании ремонта
В столице Казахстана два вокзала: "Нұрлы жол" и "Астана". Первый был построен в преддверии выставки EXPO, а второй функционирует еще с 1961 года. В народе "Астану" чаще называют "старым" вокзалом. На это есть две причины: из-за истории и из-за состояния здания. Так получилось, что один из самых крупных казахстанских вокзалов вот уже 20 лет находится в ожидании капитального ремонта. Протекающая крыша, часто неработающие эскалаторы и даже временами давки .
Корреспонденты Tengrinews.kz запечатлели вокзал "Астана" в режиме ожидания.
Первое здание вокзала "Астана" было построено в 1961 году. В свою эпоху он считался одним из самых крупнейших на территории Казахстана. Согласно данным из открытых источников, в сутки через этот вокзал проходило более 20 пассажирских поездов, что на тот момент считалось высоким показателем.
В 1990 году было построено второе здание. Таким образом, общая площадь вокзала возросла до 11 174,2 квадратного метра.
Территория вокзала сейчас составляет 32 740 квадратных метров.
Пассажиропоток у "старого вокзала" - 9 710 человек в сутки. Это примерно такой же показатель, как у нового "Нұрлы жол", где обслуживаются до 10 000 пассажиров.
При этом площадь нового вокзала в 10 раз превышает размеры "Астаны". 116 729,9 против 11 174,2 квадратного метра.
Среднемесячный пассажиропоток на "старом" вокзале достигает 295 325 человек. В год "Астана" обслуживает до 3 543 895 пассажиров.
"Нагрузка на наш вокзал не меньше, чем на "Нұрлы жол". Но если там трудятся больше сотрудников, то у нас наблюдается нехватка кадров. Работают на нашем вокзале 107 человек (на новом вокзале около 275 сотрудников - прим. автора). Могу ошибаться, но возможно, что количество работников определяют исходя из занимаемой площади вокзала. У "Нұрлы жол" площадь 117 тысяч квадратных метров, поэтому сотрудников там в два раза больше. У нашего вокзала квадратура меньше в 10 раз. Но при этом у каждого из вокзалов до 10 000 пассажиров в сутки. Отсюда и огромная нагрузка", - поделилась ведущий инженер по сервису вокзала "Астана" Оксана Джигарина.
Согласно данным пресс-службы АО "НК "Қазақстан темір жолы", по станции "Астана" ежедневно курсируют 44 поезда, ежемесячно - 1 320, в год - до 16 060.
Несмотря на такую загруженность, на вокзале "Астана" капитальный ремонт проводился в последний раз 20 лет назад, в 2004 году.
С тех пор ремонтные работы, по словам самих сотрудников, выполняются их собственными силами.
Глядя на нынешнее состояние вокзала, складывается ощущение, что о вокзале как будто просто забыли.
Точнее, вспоминали временами. Например, в 2017 году.
Вокзал выглядит совсем не по-столичному.
Пятна на потолках как доказательства протечек.
Обшарпанные сиденья для пассажиров.
И "уставший" фасад.
Отдельного внимания заслуживают эскалаторы, которые не всегда справляются с пассажирской нагрузкой.
Одна из таких ситуаций произошла в январе этого года, когда из-за потока людей на эскалаторах произошла давка. Со слов очевидцев, некоторые пассажиры даже падали на эскалаторах.
Как нам ответили в пресс-службе "КТЖ", капитальный ремонт на вокзале "Астана" планируют провести в 2024-2025 годах.
"В рамках масштабного обновления планируется провести ремонт кровли, фасада, внутренних помещений вокзала, пассажирских платформ и сооружений на них. Будут модернизированы существующие системы громкоговорящей связи, устройств видеонаблюдения, пожарно-охранной сигнализации и оповещения. Предусмотрена замена инженерных систем, благоустройство прилегающей территории вокзала. При выполнении работ по ремонту будут организованы мероприятия по обеспечению комфортной и безбарьерной среды для всех групп населения", - говорится в официальном ответе.
В ожидании ремонта находятся и сами сотрудники.
"На самом деле наш вокзал красивый, удобный, просто уже давно требуется ремонт. Также говорю и всем коллегам. Они ведь здесь проводят больше времени, чем дома. Им тоже хочется комфорта и уюта. Поэтому стараемся содержать вокзал собственными силами. Там заменим, тут заделаем. Эта весна, конечно, нас сильно подвела, так как начал протекать потолок в местах, где раньше не было протечек", - рассказывает ведущий инженер по сервису вокзала Оксана Джигарина.
По словам Оксаны Викторовны, большинство сотрудников работает здесь на протяжении 20 и даже 30 лет.
"Здесь очень человечные люди работают. Бывает, на билеты собираем для тех, кто не может уехать. И сотрудников полиции просим, также помогают. Кто сколько может, скидывается. А по-другому никак, ведь человек здесь просто пропадет. Разные ситуации происходят. Вокзал - это, по сути, маленькая жизнь. Здесь люди искренне прощаются, ждут, плачут и радуются. Помню в каком-то году 1 января у нас на вокзале мальчик родился. Бывают и смерти, "Груз 200" снимаем. Не все доезжают до пункта назначения", - поделилась историями инженер.
"Конечно, негатива много. Поезда задерживаются, вагон в плохом состоянии, или эскалатор из строя выйдет. Все претензии выслушивают наши сотрудники. Я понимаю, что из происходящего не все от них зависящее, поэтому им вдвойне обиднее. Но это работа. Ведь и хорошее что-то происходит у нас. Наши работники стараются помочь. К примеру, человека на инвалидной коляске встретить и спустить, так как некому. Или же сумки донести, если пассажир с детьми на руках. Или ребенка потерявшегося нашли на территории вокзала, и в дежурке отогревали его, пока полиция искала родителей. Каждый день новая история", - добавила Оксана Викторовна.
В этом году вокзалу "Астана", которому вернули его прежнее название, исполнилось 63 года. В этом возрасте в Казахстане людей отправляют на пенсию, на заслуженный отдых. Но в случае со "старым" вокзалом хочется, чтобы его не "списывали" со счетов.
Текст: Айгерим Абилмажитова. Фото: Турар Казангапов.
P.S. 11 июля городские власти анонсировали благоустройство привокзальной части города и прилегающих улиц Биржан сал и Гете. В столичном Центре урбанистики показали эскизы - как, возможно, будет выглядеть территория возле вокзала.
Читайте также: "Красивый лабиринт". Что не так с новым столичным вокзалом "Нұрлы жол"