1. Главная
  2. Почитай

"Не запрещено, но и не разрешено". Почему казахстанцы выбирают дистанционное школьное образование?

  • 12
"Не запрещено, но и не разрешено". Почему казахстанцы выбирают дистанционное школьное образование? "Не запрещено, но и не разрешено". Почему казахстанцы выбирают дистанционное школьное образование?

Сегодня в соцсетях и СМИ казахстанские родители часто высказывают свое недовольство школьным образованием. Много уроков. Маленькие перемены. Тяжелые рюкзаки. Зубрежка вместо понимания. Переполненные классы... Перечислять претензии можно бесконечно. Некоторые из них мирятся со сложившимся положением дел, а другие ищут альтернативные варианты школьного образования. Один из таких вариантов - дистанционное образование.

Корреспондент Tengrinews.kz Ольга Пастухова записала монологи двух женщин, которые для своих детей выбрали дистанционное обучение в российских онлайн-школах. Одна из семей довольна и намерена продолжать, в другой после года эксперимента дети вернулись в обычные школы. Этот опыт ценен при любом исходе, потому что родители этих детей занимают активную жизненную позицию. Когда лично их не все устраивает в современной системе образования, то они не жалуются, не критикуют, не терпят, стиснув зубы, а ищут варианты. И самое главное - находят их. Возможно, именно этот взгляд на мир будет самым ценным, чему они научат своих детей.

Это не единичные примеры выбора дистанционного школьного образования. Наша редакция нашла больше людей с похожим опытом, однако не все захотели поделиться им. Они выразили опасение, что "лазейки могут перекрыть".

Согласно ст. 27 закона РК "Об образовании" обучение осуществляется в форме очного, вечернего, экстерната и для детей с особыми образовательными потребностями - в дистанционной форме.

Экстернат - одна из форм обучения, при которой обучающийся без регулярного посещения занятий самостоятельно изучает учебные дисциплины соответствующей образовательной программы. Вечерняя школа предоставляет гражданам РК, иностранным гражданам (в рамках действующего законодательства РК), работающим и неработающим, возможность получения основного среднего и общего среднего образования.

На сегодняшний день обучением на дому охвачен 12 981 ребенок.

Из ответа на запрос Tengrinews.kz в пресс-службу Министерства образования и науки РК

Елена Воронова и Алексей (14 лет, 7-й класс):

"Поначалу меня не понимал даже муж"

"Наша семья по своим обстоятельствам живет на две страны: полгода мы в Алматы, полгода - в Сочи. Мы выбрали дистанционную школу, потому что ребенок ездит с нами из страны в страну.

Наш сын Алексей поменял несколько школ - с каждым годом его успеваемость росла. Но нам не нравилась занятость от рассвета до заката, непонятные предметы и большое количество домашних заданий. Я сама по образованию учитель русского языка и литературы с 10-летним стажем, мне приходилось помогать ему по всем предметам.

Я всегда недоумевала: почему он приходит со школы и я должна объяснять ему вместо учителя? Заинтересованности в учебе у него не было. Он не учился учиться, а учился получать оценку и оценивать себя с точки зрения оценки.

Про дистанционное образование я узнала в Сочи, соседская девочка дистанционно училась в санкт-петербургской школе. Я спросила у сына: "Хотел бы ты узнать больше о дистанционном образовании?" Он ответил "Хочу". Мы собрали информацию, узнали, что в Казахстане оно не разрешено, но и не запрещено. А вот в России разрешено. Так как в Сочи у сына уже была временная регистрация, то она позволила ему без проблем поступить в одну из 10 школ, которые мы рассматривали.

Сын учится уже 2 года, он доволен. Мы выбрали московскую онлайн-школу, обучение там стоит 7700 рублей в месяц. Есть школы дороже, есть дешевле. Это классная школа, там очень интересные уроки - мы слушаем их всей семьей. Самое главное, на мой взгляд, у сына появилась возможность самому отвечать за результат. Скоро у него будет тестирование ОГЭ - его сдают после 9-го класса. Его он тоже будет сдавать онлайн.

Первые полгода я учила сына учиться, контролировала и мотивировала. А сейчас вообще не вмешиваюсь.

У Алексея в день 3 урока, они идут парами по 1,5 часа. Также бывают уроки по 45 минут. Если в субботу есть уроки, а у него другие планы, то он смотрит их в записи. В остальные дни он старается смотреть вебинары, где есть чат, это дает ощущение живого учителя в доме. Если Алексей отвечал, то учитель запоминает, что он отвечал. И вообще есть доброе, теплое отношение, поддержка. Он старается быстро пройти этот урок, сразу же ответить на тест. Также есть творческие работы, которые он пишет от руки. В школе считают, что важно не только в тестовой форме выполнять задания.

Алексей занимается спортом - ходит в бассейн, на скалолазание, катается на велосипеде. Социум у него есть - друзья приходят к нам домой. Так что ребенок живет в комфортном для него режиме. Просыпается в 8 утра, ложится в 10 вечера: у нас в семье довольно строгий график. Если ему нужно доделать уроки, то может проснуться раньше - в 6 или 7 утра. В свободное время он читает книги или сидит "в цифре", но у нас договоренность, что не более часа. Телевизора у нас дома нет.

Летом 2019 года он впервые попробовал сам зарабатывать деньги. Ему понравилось. Сейчас учится инвестировать.

Я думаю, что он стал увереннее и психологически спокойнее, потому что у него появилась свобода выбора. Я тоже научилась себя вести для того, чтобы с сыном вести конструктивный диалог. Самое главное - он научился планировать. Он с вечера планирует свои уроки, вешает на холодильник и отслеживает все, что делает. Он уже знает, что хочет стать юристом, как папа. Нацелен учиться за границей.

Конечно, бывает, что он получает тройки-двойки, тратит деньги на ерунду, может зависнуть в чем-нибудь, может нагрубить. Мы все это понимаем - ведь он подросток. Мы много разговариваем, что и почему происходит, даем рекомендации, какие варианты есть. Он у меня нормальный пацан, любознательный, не ботан.

На этом пути есть минусы и непонимание.

Первое - реакция людей. Мне говорили, что мы дураки, зачем нам все это надо, зачем мы берем на себя ответственность. Да, ответственность есть. И этот минус потом превращается в плюс: ребенок раньше начинает понимать взаимосвязь между своими действиями и результатом. Честно говоря, сначала мое желание перевести сына на дистанционное образование не понимал даже муж. Но потом признал, что это было верное решение для нас.

Второе - родители должны постоянно думать о социуме для ребенка - секции, кружки, лагеря. То есть теперь социализация - наша ответственность.

Третье - ребенок большое количество времени проводит наедине с изображением в компьютере. Но, думаю, мы преодолели. Сын знает учителей по именам, активно взаимодействует с ними. Дико любит географа, учительница по русскому языку у него потрясающая, математик у них просто космос - он их подкалывает. А еще он любит физику и химию!

Мы спрашиваем: "Алексей, хочешь вернуться в школу?" Говорит, что нет.

На этот год он вместе с куратором поставил задачу выучить английский и китайский языки. Он ищет варианты обучения, мы одобряем или нет: доверяем этому источнику или нет, дорого или недорого.

Все формы получения образования предусматривают получение среднего образования не за пределами страны, а в организациях среднего образования, предоставляющих услуги получения среднего образования, полностью соответствующего государственным общеобязательным стандартам образования (ГОСО). В Казахстане дистанционное обучение детей не предусмотрено.

В настоящее время министерством вопрос дистанционного обучения детей школьного возраста тщательно изучается, рассматриваются различные международные подходы к решению данного вопроса.

Из ответа на запрос Tengrinews.kz в пресс-службу Министерства образования и науки РК

Елена, Марк (10-й класс) и Максим (6-й класс):

"Отсидеться не удастся, выучить надо каждую тему"

"Мы решили попробовать дистанционное образование, потому что недовольны существующей системой образования. Я убеждена, что, когда дети уходят к 8 утра, возвращаются в 3 часа дня и все это время сидят в душных кабинетах без длинных перемен и прогулок для переключения, - это непродуктивно. Кроме того, у среднего сына осанка испортилась. Я понимала, что это из-за 12-килограммового портфеля, из-за постоянного сидения.

Мы прикрепились к дистанционной школе в Санкт-Петербурге. Всего дети проучились там год.

Там были свои плюсы. Дети действительно занимались гораздо меньше, я думаю, в самые трудные дни они сидели там над учебниками часа три в день. Не было утомительных и бесполезных родительских собраний, а также постоянных поборов на шторы, цветы, еще что-нибудь...

Там был график, который по согласованию с кураторами можно было менять, двигать занятия. Удобно, что предметы идут не весь учебный год, а модулями.

Например, химия - 3 месяца, английский - 2,5 месяца. То есть ребенок выбирает 2-3 предмета и усиленно занимается ими с 1 сентября по 1 декабря.

К началу зимы у него должны быть сданы все тесты и экзамен по этому предмету. Это, конечно, дисциплинирует. Если тесты не сданы, то к экзамену не допускается. А тест идет после каждой темы, то есть надо изучить каждую. В обычной школе можно глубоко изучать не все темы - все равно всех не успеют спросить, здесь это не прокатит, отсидеться не удастся. Поначалу детям было непривычно, сложно, но потом привыкли.

Были и минусы. По правилам нашей школы старшеклассники перед экзаменами должны дважды прилететь в Санкт-Петербург. Материально это не очень радостно. А потом еще раз нужно ехать, на выпускные экзамены, уже на месяц. Так как старший сын был 9-классником, то мы с ним летали.

Также, что очень важно, детям реально не хватало общения: на переменах с одноклассниками, куда-то зайти после школы.

Плюс - мои сыновья очень самостоятельные, но сам руководитель школы говорил, что дистанционное образование подразумевает, что мы или сами должны контролировать детей, или нанимать ментора, репетитора. Мы обошлись без этого. Дети закончили год преимущественно на пятерки. Так как это российская программа, то я, конечно, гордилась такими результатами.

Был актуален вопрос самодисциплины. Мы с мужем говорили: "Сами позавтракали и сели заниматься", но возле компьютера не стояли. Возможно, они не всегда занимались, может быть, по другим сайтам лазили. Но если год нормально закончили, то значит в целом все прошло нормально.

Когда учебный год закончился, то оба ребенка сказали, что хотят вернуться в обычную школу.

И мы начали придирчиво выбирать школы. Мой старший сын в 10-й класс пошел в Школу рабочей молодежи, в Орбите. Это то, что раньше называлось "вечерняя школа" - программу 10-го и 11-го класса проходят те, кто раньше в силу жизненных обстоятельств не смог это сделать, а теперь готов.

Я была приятно удивлена, что сейчас состав учащихся в таких школах сильно изменился. Тех, кого принято называть "неблагополучными", почти нет. Зато есть те, кто смолоду выбирает карьеру, целеустремленные. Например, с моим сыном учится успешная 16-летняя модель. Она постоянно в разъездах, ей не хочется бросать работу. И родители придумали, что вот таким образом она может получить среднее образование.

Кроме того, меня учителя в вечерней школе очаровали больше, чем педагоги в некоторых частных школах. Я их послушала и сказала: "Я хочу прийти учиться к вам. Мне, правда, не надо. Но я хочу". Например, русский язык и литературу там преподает педагог, которая курирует в Алматы "Тотальный диктант".

Среднего сына мы отдали в частную школу. Там есть большие перемены, очень много возможностей для движения - занимаются спортом, выходят на улицу. Я считаю, что сидением с 8 до 3 за партой просто убиваем в своих детях все - начиная со здоровья и заканчивая желанием учиться.

Дети еще не выбрали, кем они хотят стать. Но у них очень хороший уровень английского: я в свое время оплачивала курсы для них, они много лет занимались. Оба быстро печатают, учатся составлять презентации и выступать на публике - всему этому специально учились. И оба ходят на курсы программирования - уже сейчас пишут смешные программы, делают простенькие игры... На наш взгляд, все эти навыки будут как само собой разумеющееся в мире будущего, следующие поколения детей будут уметь это по умолчанию.

Я нисколько не жалею, что мои дети год учились дистанционно. Потому что там им давали не только знания, но и рычаги, как их применять на практике.

В школу нужно добавить больше практики. Сейчас выпускники как птенцы: есть какой-то набор знаний, но что с ним делать, непонятно. На мой взгляд, хорошо бы ребенку к окончанию школы уметь водить машину. И тогда можно не просто физику изучать, а на физике изучать двигатель внутреннего сгорания. Пусть ребенок знает, как зарядить аккумулятор и прочее..."

Ольга Пастухова