"Ночью спасли жизнь пациенту, а утром он пожаловался на неудобную кровать". Истории казахстанских врачей
"Поздно ночью срочно вызвали в больницу. Нужно было прооперировать человека, ноги которого переехал поезд. Тогда стоял вопрос о сохранении жизни. К счастью, нам удалось его спасти", - начал рассказ о своей работе врач из Семея.
"Утром я узнал, что пациент, которого мы спасли, точнее, его родственники написали на меня жалобу за то, что кровать в палате была неудобная", - дополнил он.
В продолжение историй о рабочих буднях специалистов корреспондент Tengrinews.kz побеседовала с казахстанскими врачами и записала их рассказы.
"Для того чтобы нормально зарабатывать, врачам нужно прилагать нечеловеческие усилия". История врача из Семея.
36-летний Айдос Тлемисов - доктор наук, врач-ортопед из Семея. В профессии больше 13 лет. Медицинскую специальность выбрал по настоянию родителей, точнее мамы, которая отвезла его в университет для подачи документов.
"Мне было 16 лет. Помню, как мама взяла мои документы и мы поехали из деревни в город, чтобы успеть сдать их в приемную комиссию медицинской академии. Сам я хотел тогда стать юристом, финансистом или нефтяником, в общем, получить модную по тем временам профессию. Но мама настоятельно попросила выбрать специальность врача. Делать было нечего - я согласился. Подумал, что через пару лет брошу учебу и поступлю туда, куда хочу. Так я и оказался в академии. Но через время я настолько втянулся в учебный процесс, мне было безумно интересно изучать все новое. Я выбрал направление ортопедии и травматологии. В итоге я окончил вуз с красным дипломом", - рассказал Айдос.
После окончания академии у нашего героя был выбор: ехать работать врачом в свою родную деревню или продолжать обучение в магистратуре. Он выбрал второе.
"В нашем вузе был первый отбор в магистратуру по специальности "Общественное здравоохранение". Вместе с учебой я тогда совмещал работу в частной клинике, так как прожить на одну стипендию магистра было невозможно. Работая ортопедом-травматологом, получал заработную плату около 30-40 тысяч тенге. После окончания магистратуры я устроился ассистентом на кафедру ортопедии в академию, которую позже переделали в университет. Мы занимались наукой и параллельно клинической работой", - продолжил беседу Айдос.
Во время работы в университете Айдос не только успевал работать врачом в больнице, но и писать научные работы, ездить на стажировки. Он также отучился по программе "Болашак" в Турции. Наш герой владеет казахским, русским, турецким, английским языками.
"Все врачи устают физически и морально на работе. К примеру, часами стоишь над операционным столом, а дальше нужно принимать пациентов. И конечно, как и в любой сфере, есть свои негативные и позитивные моменты. Очень радуюсь, когда вижу на улицах города своих бывших пациентов, которые живы, здоровы и передвигаются на своих ногах. Бывают моменты, когда пациенты введут себя агрессивно, скандалят, требуют более быстрой работы. Но, к сожалению, не все зависит от нас, если говорить о системе всей. Мы сами зависим от приказов, уставов", - дополнил врач.
По словам доктора наук, среди конструктивных жалоб пациентов встречаются и беспочвенные обвинения.
"Вызвали поздно ночью в больницу для срочной операции. Произошла травматическая ампутация нижних конечностей, человека переехал поезд. Тогда стоял вопрос о спасении жизни. Нам удалось сохранить ему жизнь. И уже утром, после долгой операции, мне в больнице сообщают, что на мое имя поступила жалоба от имени того самого пациента. Как оказалось, его родственники написали жалобу, что мужчине не нравится его кровать в палате. Представляете: приезжаешь ночью, спасаешь жизнь человеку, а он пишет жалобу на неудобную кровать", - поделился воспоминаниями наш собеседник.
Буквально недавно Айдос ушел с должности заведующего кафедрой в медицинском вузе и стал директором нового реабилитационного центра.
"Уволился я по причине заработной платы. Потому что преподаватели в медицинских вузах получают меньше, чем врачи. Хотя мы также оперируем, параллельно ведем практическую работу. Сейчас вообще идет большой отток преподавателей в практическую деятельность по причине низкой оплаты труда", - отметил он.
Айдос Тлемисов отмечает, что в нынешнее время врачи могут зарабатывать очень неплохие деньги, но для этого нужно работать без выходных.
"Всем врачам приходится подрабатывать в частных клиниках, чтобы содержать семью. Если работать не покладая рук, можно зарабатывать до миллиона тенге в месяц. Но так долго не проработаешь, так как физически выматываешься, перегораешь. И, к сожалению, сам статус врача у нас в стране сейчас оставляет желать лучшего. Я всегда привожу пример, что с мастером на СТО более уважительно разговаривают, нежели с врачами. Потому мастер может отказать в услуге и человеку нужно будет искать новое СТО. А вот с врачами в больницах почему-то люди грубее. Возможно, из-за того что человек получает услуги бесплатно и считает, что, если мы получаем заработную плату из бюджета, мы обязаны ему всем", - добавил он.
Сейчас врач-ортопед надеется на возобновление практической деятельности. Так как из-за руководящего поста законом ему запрещено совмещать работу по причине того, что его должность приравнена к государственной службе.
"Я могу только преподавать, но очень бы хотелось вернуться за операционный стол. Опыт работы и навыки позволяют приносить пользу, помогать пациентам. Вообще я так благодарен родителям, что они помогли выбрать мне профессию, настояли на этом. Ведь сейчас я не представляю себя кем-то другим. Поэтому хотелось бы посоветовать молодежи прислушиваться к мнению родителей. Им виднее на самом деле, кем их ребенок может стать, врачом или экономистом", - резюмировал доктор наук.
"Иногда одним пожатием руки можно спасти человека". История врача из Астаны.
33-летний Серик Мажитов (имя и фамилия изменены по просьбе героя) в профессии больше девяти лет. Он пульмонолог, который успел поработать в городских и республиканских больницах.
"В профессию пришел из-за родителей. Мама всегда говорила, что медицина - та сфера, которая помогает людям. Не могу сказать, что это было моей мечтой. Но я в школе очень любил биологию и в итоге решил связать свою жизнь с медициной. Проучившись вместе с резидентурой девять лет, успел поработать в нескольких больницах на разных позициях", - начал свой рассказ Серик.
По словам врача, в основном у всех коллег схожий график работы: с 8 утра до шести вечера. Чтобы получать надбавку к заработной плате, многие берут ночные смены, дополнительные дежурства.
"Ночное дежурство – это 1,5 суток на ногах, жесткая переработка. Отработав сутки, остаешься еще на дневной смене. Поэтому физически все устают. Без дополнительных дежурств или подработки в нашей сфере никак. Хотя, конечно, заработную плату врачам поднимают. Если я в 2016 году получал на руки 150 тысяч тенге, то сейчас вместе со всеми дополнительными сменами выходит около 500 тысяч тенге. С нашей инфляцией повышение заработной платы, увы, не решает вопрос с доходами. Поэтому приходится искать подработки, чтобы оплачивать ипотеку, содержать семью", - сказал он.
Вместе с тем врач отмечает, что больше всего в его работе сложнее дается сохранять ментальное здоровье.
"Сам по себе болеющий человек приходит к нам с отрицательной энергетикой. И, когда ты постоянно находишься в окружении людей с болезнями, все это, естественно, накапливается. Бывают частые жалобы на лечение или на обслуживание. Если с первым я могу согласиться и знаю, что многие жалобы от пациентов оправданы, то с вопросом обслуживания я не согласен".
"Когда я работал в приемном покое, доходило даже до драк, не считая нецензурной брани в мой адрес. И все потому что люди не хотят слушать врачей либо нарушают схему лечения, диету. Я работал в городских и республиканских больницах и очень хорошо понял одну вещь. Суть в том, что, кто действительно болен, он адекватно будет относиться ко всему. А есть и те, кто не так сильно болен, но требует обслуживания от нас, как от официантов в ресторане", - добавил наш собеседник.
Врач из Астаны отмечает, что самыми приятным моментом в его работе является то, что людям удается главное - победить болезнь.
"При пандемии я работал с очень тяжелыми случаями как пульмонолог и сопереживал всем. При этом сам боялся идти домой, так как боялся заразить детей и супругу. Но, когда получаешь, к примеру, бата (благословение) от пожилых пациентов либо слова благодарности, забываешь обо всем. Хоть и работа с людьми выматывает, но при этом общение помогает узнать много нового. Помню, в приемный покой больницы привезли человека без определенного места жительства, бомжа, который в совершенстве владел английским. Он оказался профессиональным сурдопереводчиком. Жизнь, конечно, измотала его, но его речь, манеры - все было настолько интеллигентным. Когда я пожал ему руку, он так расплакался, потому что ему много лет никто не жал руку из-за того, что он бомж", - поделился воспоминаниями врач.
По словам Серика, иногда ему хочется сменить сферу деятельности, особенно в такие моменты, когда он не знает, оплатить ли ему ипотеку, или купить детям сезонную одежду.
"Пробовал уезжать в регионы по программам, чтобы так накопить на жилье. Не получилось, к сожалению. Много чего предпринимал. И работал без выходных, и менял места работы, но никогда не отказывался от профессии врача. Видимо, это все-таки призвание", - сказал Серик в конце беседы.
По данным Бюро национальной статистики, фактическая численность работников в области здравоохранения в Казахстане составляет 419 963 человек. Средняя заработная плата - 267 565 тенге.
Подготовила Айгерим Абилмажитова. Фото elements.envato.com