ПОДЕЛИТЬСЯ
16 июня 2023 | 07:22
Новая платная дорога Алматы: БАКАД, как пользоваться и оплачивать?
С 16 июня 2023 года официально будет открыто движение по Большой Алматинской кольцевой автодороге. Почему проект оказался таким "долгоиграющим"? Зачем нужен БАКАД алматинцам? Как пользоваться и кому запрещено выезжать на БАКАД?
ПОДЕЛИТЬСЯ
С 16 июня 2023 года официально будет открыто движение по Большой Алматинской кольцевой автодороге. Почему проект оказался таким "долгоиграющим"? Зачем нужен БАКАД алматинцам? Как пользоваться и кому запрещено выезжать на БАКАД?
Корреспонденты Tengrinews.kz узнали все подробно и одними из первых увидели готовый БАКАД своими глазами.
Что такое БАКАД, для чего и для кого его строили?
Идея строительства Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД) начала обсуждаться примерно более 15 лет назад. По замыслу кольцевая автодорога, огибающая Алматы, должна была снизить транспортный поток в черте города, уменьшить количество транзитного автотранспорта и улучшить экологическую обстановку. Однако все эти годы строительство затягивалось: сначала не могли найти подходящих инвесторов, а в 2009 году и вовсе грянул мировой финансовый кризис и проект опять пришлось отложить в долгий ящик.
В 2017 году тогда еще министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек сообщил, что основными причинами задержки строительства БАКАД стали высокая стоимость земли, изменение курса тенге и выбор концессионера.
О начале строительства БАКАДа объявили лишь в 2018 году.
Кто строил БАКАД? Сколько денег потратили на строительство?
Фактическое строительство дороги с прокладыванием пути и укладкой дорожного полотна началось в августе 2020 года.
БАКАД относится к технической категории А-1, то есть это скоростная автомагистраль, автобан или хайвей, по-другому. Строительством занимался турецко-южнокорейский консорциум компаний Alarko и Makyol из Турции, а также SK Ecoplant и Korea Expressway Corporation из Южной Кореи.
"БАКАД - это один из важных транспортных узлов. Это часть большого транспортного коридора между Китаем, Россией и Европой. На сегодняшний день БАКАД достроен. После этого у нас будет 15 лет эксплуатации и содержания. В течение эксплуатационного периода для нас стоит очень важная задача. Первое: необходимо обеспечение безопасных условий для пользователей. Второй момент – это комфортность пользования. Вне зависимости от условий дороги мы должны обеспечивать для пользователей дороги безопасность, например, в зимний период", - говорит руководитель по технике безопасности, экологическим и социальным мерам подрядного консорциума "Аларко-Макйол-СК" Чары Йылдыз.
Отметим, что алматинский автобан строился исключительно за счет частных инвестиций: деньгами "скинулись" три банка-кредитора: "Евразийский банк развития", "Европейский банк реконструкции и развития" и "Исламский банк развития". Часть капитала внес консорциум, который непосредственно занимался строительством автобана. Всего на стройку БАКАДа было потрачено 743 миллиона долларов. Консорциум будет управлять БАКАДом следующие 15 лет. В компании уточнили, куда будут поступать собранные деньги.
"Это концессионный проект, и он основан на плате за доступность. Плата за доступность не коррелируется напрямую со сбором с дороги. Сборы с дороги мы делаем, но сразу же эти средства с соответствующими отчетами направляем государству. Комитет автомобильных дорог МИИР, будучи концедентом по проекту, они будут отслеживать соответствующие поступления денежных средств в республиканский бюджет. Нам же будут осуществлять выплаты в соответствии с графиком, который ранее был утвержден. Договор концессии был подписан еще в 2018 году, график зафиксирован, и по этому графику раз в полгода нам будут поступать выплаты. И это та часть, которую концессионеры будут получать", - сообщила PR-специалист ТОО "БАКАД Инвестиции и операции" Екатерина Жирова.
Характеристики и данные по БАКАД
БАКАД – это трансконтинентальная автомагистраль "Западная Европа - Западный Китай". После завершения строительства БАКАД будет представлять собой автомагистраль протяженностью 66 километров вокруг Алматы и, как ожидается, станет связующим звеном транс-евразийского транспортного коридора Западная Европа-Западный Китай.
Предусматривается 4-полосное (протяженность 9 километров) и 6-полосное движение (57 километров).
Весь автобан покрыт асфальтом, от "бетонки" застройщик отказался.
Нулевой километр хайвея начинается с поселка Кыргауылды, который находится возле Каскелена, и заканчивается в поселке Кызылкайрат, что недалеко от Талгара. Проехать это расстояние на максимальной скорости можно будет за 30-40 минут.
Альтернативный путь – через Алматы, по проспекту Райымбек. Кроме того, к БАКАДу будут пробиты несколько радиальных улиц Алматы: Абая, Рыскулова, Саина, Северное полукольцо, Тлендиева и Акын Сара. Большая часть работ по пробивке улиц уже ведется.
Как оплачивать за пользование платной дорогой? И почему эта дорога платная?
Плата за пользование БАКАД будет начисляться независимо от километража: 241,5 тенге (0,07 МРП) за легковые авто, а грузовики грузоподъемностью от 10 тонн до 15 тонн (0,43 МРП) - 1483,5 тенге.
Плата за проезд по БАКАД пользователем производится следующими способами.
По предоплате: внесение денежных средств на счет по государственному регистрационному номерному знаку (ГРНЗ) автотранспортного средства до въезда на БАКАД.
По постоплате: для погашения в течение семи (7) календарных дней задолженности, возникшей после въезда на БАКАД и фиксации автотранспортного контроля в зоне их действия.
Оплата будет доступна через банковские системы:
- Каспи Банк
- Халык Банк
- Банк ЦентрКредит
- А также через сайт barr.kz.
Дорога является платной, так как концессионерам нужно будет вернуть потраченные на строительство деньги, ну и, конечно же, заработать.
Как пользоваться платной дорогой?
Заезды и выезды на БАКАД находятся в начале и в конце автодороги, а также на транспортных развязках. Всего их будет 7.
Примечательно, что на въезде и выезде на платную кольцевую автодорогу отсутствуют шлагбаумы. Фиксировать въезд и выезд автоматически будут видеокамеры.
"Плата фиксированная и не зависит от расстояния. Ограничение есть только по времени: одна оплата действует в течение часа. Нам пришлось ограничить поездку, чтобы система правильно считывала и фиксировала въезд и выезд. За второй час уже будет происходить новое начисление. Вообще с одного конца БАКАДа на другой можно проехать за 40 минут", - пояснила Екатерина Жирова.
Кому положены льготы?
На льготный проезд смогут рассчитывают жители прилегающих к БАКАД поселков: в Карасайском, Илийском и Талгарском районах. Жителям поселков будут выдавать специальные абонементы. Ежемесячный или годовой абонемент на БАКАД можно приобрести в акимате или в спецЦОНе каждого района.
Кто и как будет обслуживать дорогу и заниматься ее содержанием и ремонтом?
Обслуживать дорогу будет турецко-корейский консорциум, который и строил автобан. За 15 лет они обязуются 2 раза заменить дорожное покрытие и следить за надлежащим состоянием дороги, проводить ремонт, а зимой обрабатывать и чистить дорогу от снега и льда.
По данным представителей ТОО "БАКАД Инвестиции и операции", эксплуатацией и содержанием будет заниматься подрядный консорциум ТОО "Barr operation", в составе которого присутствует Korea Express Way (южнокорейский аналог "Казавтожола"). Компания будет заниматься непосредственно содержанием и эксплутацией БАКАД.
Трасса будет круглосуточно находится под видеонаблюдением. На трассе установлены 223 камеры видеонаблюдения, данные с которых в режиме реального времени будут передаваться в Центр оперативного управления.
"Интеллектуальная транспортная платежная система ведет анализ ситуации на дороге. Все инциденты в автоматическом режиме выявляются и передаются в Центр оперативного управления, что позволяет нам быстро реагировать на эти события, например, на поломку авто или ДТП. Камеры стоят везде. Это поворотные камеры, которые поворачиваются и охватывают, соответственно, какой-то диапазон. Конечно, есть слепые зоны, но у нас еще есть процесс патрулирования, то есть наши сотрудники постоянно будут ездить по дороге, контролировать и, соответственно, принимать меры: при необходимости осуществлять эвакуацию транспортного средства с проезжей части, чтобы не допустить пробки и заторов на дороге", - пояснил инженер ИТПС ТОО "БАКАД Инвестиции и Операции" Андрей Осипов.
Кроме того, на БАКАД установлены скоростемеры, фиксирующие превышение скорости, а также датчики, измеряющие тоннаж грузовых авто.
Что будет, если не оплатить за проезд по БАКАД?
Въезд и выезд автомашин на БАКАД будут фиксироваться автоматически по камерам. Пользователю будет дано 7 дней на оплату. После этого срока информация о задолженности будет передана в соответствующие органы.
"Подразумевается, что информация о неплательщиках будет передана грантеру (Министерство индустрии и инфраструктурного развития. – Прим. корр.), который далее уже контактирует с пользователям и пытается взыскать задолженность. А далее, возможно, будет возбуждаться административное правонарушение по факту неуплаты за пользование платной дорогой. У нас нет полномочий штрафовать, мы не имеем права даже остановить транспортное средство на автодороге", - пояснил Осипов.
Впрочем, в первый месяц БАКАДом можно будет пользоваться бесплатно, но лишь до тех пор, пока Комитет автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития не подпишет официальный приказ о вводе БАКАД в платный режим.
Кому запрещено передвигаться по БАКАД?
По автобану нельзя будет передвигаться велосипедистам, самокатчикам и пешеходам.
"Велосипедисты – это уже административное правонарушение. Я не знаю, будем ли мы вызывать полицию, потому что движение на магистрали транспортного средства, которое по техническим характеристикам не может развивать скорость выше 40 километров в час, вообще запрещена. Велосипедистам вообще нельзя на магистралях находиться. Самокатчикам и пешеходам тоже нельзя ездить и ходить по БАКАДу", - пояснил Андрей Осипов.
Ожидается, что ежедневно платной автодорогой БАКАД будут пользоваться около 40 тысяч авто.
Текст ©Айнаш Ондирис. Фото ©Алихан Сариев.
Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также