16 июня 2023 | 07:22

Новая платная дорога Алматы: БАКАД, как пользоваться и оплачивать?

Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

С 16 июня 2023 года официально будет открыто движение по Большой Алматинской кольцевой автодороге. Почему проект оказался таким "долгоиграющим"? Зачем нужен БАКАД алматинцам? Как пользоваться и кому запрещено выезжать на БАКАД?

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

С 16 июня 2023 года официально будет открыто движение по Большой Алматинской кольцевой автодороге. Почему проект оказался таким "долгоиграющим"? Зачем нужен БАКАД алматинцам? Как пользоваться и кому запрещено выезжать на БАКАД?

Корреспонденты Tengrinews.kz узнали все подробно и одними из первых увидели готовый БАКАД своими глазами.

Что такое БАКАД, для чего и для кого его строили?

Идея строительства Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД) начала обсуждаться примерно более 15 лет назад. По замыслу кольцевая автодорога, огибающая Алматы, должна была снизить транспортный поток в черте города, уменьшить количество транзитного автотранспорта и улучшить экологическую обстановку. Однако все эти годы строительство затягивалось: сначала не могли найти подходящих инвесторов, а в 2009 году и вовсе грянул мировой финансовый кризис и проект опять пришлось отложить в долгий ящик.

В 2017 году тогда еще министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек сообщил, что основными причинами задержки строительства БАКАД стали высокая стоимость земли, изменение курса тенге и выбор концессионера.

О начале строительства БАКАДа объявили лишь в 2018 году.

Кто строил БАКАД? Сколько денег потратили на строительство?

Фактическое строительство дороги с прокладыванием пути и укладкой дорожного полотна началось в августе 2020 года.

БАКАД относится к технической категории А-1, то есть это скоростная автомагистраль, автобан или хайвей, по-другому. Строительством занимался турецко-южнокорейский консорциум компаний Alarko и Makyol из Турции, а также SK Ecoplant и Korea Expressway Corporation из Южной Кореи.

"БАКАД - это один из важных транспортных узлов. Это часть большого транспортного коридора между Китаем, Россией и Европой. На сегодняшний день БАКАД достроен. После этого у нас будет 15 лет эксплуатации и содержания. В течение эксплуатационного периода для нас стоит очень важная задача. Первое: необходимо обеспечение безопасных условий для пользователей. Второй момент – это комфортность пользования. Вне зависимости от условий дороги мы должны обеспечивать для пользователей дороги безопасность, например, в зимний период", - говорит руководитель по технике безопасности, экологическим и социальным мерам подрядного консорциума "Аларко-Макйол-СК" Чары Йылдыз.

Отметим, что алматинский автобан строился исключительно за счет частных инвестиций: деньгами "скинулись" три банка-кредитора: "Евразийский банк развития", "Европейский банк реконструкции и развития" и "Исламский банк развития". Часть капитала внес консорциум, который непосредственно занимался строительством автобана. Всего на стройку БАКАДа было потрачено 743 миллиона долларов. Консорциум будет управлять БАКАДом следующие 15 лет. В компании уточнили, куда будут поступать собранные деньги.

"Это концессионный проект, и он основан на плате за доступность. Плата за доступность не коррелируется напрямую со сбором с дороги. Сборы с дороги мы делаем, но сразу же эти средства с соответствующими отчетами направляем государству. Комитет автомобильных дорог МИИР, будучи концедентом по проекту, они будут отслеживать соответствующие поступления денежных средств в республиканский бюджет. Нам же будут осуществлять выплаты в соответствии с графиком, который ранее был утвержден. Договор концессии был подписан еще в 2018 году, график зафиксирован, и по этому графику раз в полгода нам будут поступать выплаты. И это та часть, которую концессионеры будут получать", - сообщила PR-специалист ТОО "БАКАД Инвестиции и операции" Екатерина Жирова.

Характеристики и данные по БАКАД

БАКАД – это трансконтинентальная автомагистраль "Западная Европа - Западный Китай". После завершения строительства БАКАД будет представлять собой автомагистраль протяженностью 66 километров вокруг Алматы и, как ожидается, станет связующим звеном транс-евразийского транспортного коридора Западная Европа-Западный Китай.

Предусматривается 4-полосное (протяженность 9 километров) и 6-полосное движение (57 километров).

Весь автобан покрыт асфальтом, от "бетонки" застройщик отказался.

Нулевой километр хайвея начинается с поселка Кыргауылды, который находится возле Каскелена, и заканчивается в поселке Кызылкайрат, что недалеко от Талгара. Проехать это расстояние на максимальной скорости можно будет за 30-40 минут.

Альтернативный путь – через Алматы, по проспекту Райымбек. Кроме того, к БАКАДу будут пробиты несколько радиальных улиц Алматы: Абая, Рыскулова, Саина, Северное полукольцо, Тлендиева и Акын Сара. Большая часть работ по пробивке улиц уже ведется.

Как оплачивать за пользование платной дорогой? И почему эта дорога платная?

Плата за пользование БАКАД будет начисляться независимо от километража: 241,5 тенге (0,07 МРП) за легковые авто, а грузовики грузоподъемностью от 10 тонн до 15 тонн (0,43 МРП) - 1483,5 тенге.

Презентация предоставлена Комитетом автомобильных дорог МИИР РК.

Плата за проезд по БАКАД пользователем производится следующими способами.

По предоплате: внесение денежных средств на счет по государственному регистрационному номерному знаку (ГРНЗ) автотранспортного средства до въезда на БАКАД.

По постоплате: для погашения в течение семи (7) календарных дней задолженности, возникшей после въезда на БАКАД и фиксации автотранспортного контроля в зоне их действия.

Оплата будет доступна через банковские системы:

  • Каспи Банк
  • Халык Банк
  • Банк ЦентрКредит
  • А также через сайт barr.kz.

Дорога является платной, так как концессионерам нужно будет вернуть потраченные на строительство деньги, ну и, конечно же, заработать.

Как пользоваться платной дорогой?

Заезды и выезды на БАКАД находятся в начале и в конце автодороги, а также на транспортных развязках. Всего их будет 7.

План проект предоставлено ТОО "БАКАД Инвестиции и Операции"

Примечательно, что на въезде и выезде на платную кольцевую автодорогу отсутствуют шлагбаумы. Фиксировать въезд и выезд автоматически будут видеокамеры.

"Плата фиксированная и не зависит от расстояния. Ограничение есть только по времени: одна оплата действует в течение часа. Нам пришлось ограничить поездку, чтобы система правильно считывала и фиксировала въезд и выезд. За второй час уже будет происходить новое начисление. Вообще с одного конца БАКАДа на другой можно проехать за 40 минут", - пояснила Екатерина Жирова.

Кому положены льготы?

На льготный проезд смогут рассчитывают жители прилегающих к БАКАД поселков: в Карасайском, Илийском и Талгарском районах. Жителям поселков будут выдавать специальные абонементы. Ежемесячный или годовой абонемент на БАКАД можно приобрести в акимате или в спецЦОНе каждого района.

Кто и как будет обслуживать дорогу и заниматься ее содержанием и ремонтом?

Обслуживать дорогу будет турецко-корейский консорциум, который и строил автобан. За 15 лет они обязуются 2 раза заменить дорожное покрытие и следить за надлежащим состоянием дороги, проводить ремонт, а зимой обрабатывать и чистить дорогу от снега и льда.

По данным представителей ТОО "БАКАД Инвестиции и операции", эксплуатацией и содержанием будет заниматься подрядный консорциум ТОО "Barr operation", в составе которого присутствует Korea Express Way (южнокорейский аналог "Казавтожола"). Компания будет заниматься непосредственно содержанием и эксплутацией БАКАД.

Трасса будет круглосуточно находится под видеонаблюдением. На трассе установлены 223 камеры видеонаблюдения, данные с которых в режиме реального времени будут передаваться в Центр оперативного управления.

"Интеллектуальная транспортная платежная система ведет анализ ситуации на дороге. Все инциденты в автоматическом режиме выявляются и передаются в Центр оперативного управления, что позволяет нам быстро реагировать на эти события, например, на поломку авто или ДТП. Камеры стоят везде. Это поворотные камеры, которые поворачиваются и охватывают, соответственно, какой-то диапазон. Конечно, есть слепые зоны, но у нас еще есть процесс патрулирования, то есть наши сотрудники постоянно будут ездить по дороге, контролировать и, соответственно, принимать меры: при необходимости осуществлять эвакуацию транспортного средства с проезжей части, чтобы не допустить пробки и заторов на дороге", - пояснил инженер ИТПС ТОО "БАКАД Инвестиции и Операции" Андрей Осипов.

Кроме того, на БАКАД установлены скоростемеры, фиксирующие превышение скорости, а также датчики, измеряющие тоннаж грузовых авто.

Что будет, если не оплатить за проезд по БАКАД?

Въезд и выезд автомашин на БАКАД будут фиксироваться автоматически по камерам. Пользователю будет дано 7 дней на оплату. После этого срока информация о задолженности будет передана в соответствующие органы.

"Подразумевается, что информация о неплательщиках будет передана грантеру (Министерство индустрии и инфраструктурного развития. – Прим. корр.), который далее уже контактирует с пользователям и пытается взыскать задолженность. А далее, возможно, будет возбуждаться административное правонарушение по факту неуплаты за пользование платной дорогой. У нас нет полномочий штрафовать, мы не имеем права даже остановить транспортное средство на автодороге", - пояснил Осипов.

Пробивка радиальной улицы Абая через БАКАД. Фото ©Алихан Сариев.

Впрочем, в первый месяц БАКАДом можно будет пользоваться бесплатно, но лишь до тех пор, пока Комитет автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития не подпишет официальный приказ о вводе БАКАД в платный режим.

Кому запрещено передвигаться по БАКАД?

По автобану нельзя будет передвигаться велосипедистам, самокатчикам и пешеходам.

"Велосипедисты – это уже административное правонарушение. Я не знаю, будем ли мы вызывать полицию, потому что движение на магистрали транспортного средства, которое по техническим характеристикам не может развивать скорость выше 40 километров в час, вообще запрещена. Велосипедистам вообще нельзя на магистралях находиться. Самокатчикам и пешеходам тоже нельзя ездить и ходить по БАКАДу", - пояснил Андрей Осипов.

Ожидается, что ежедневно платной автодорогой БАКАД будут пользоваться около 40 тысяч авто.

Текст ©Айнаш Ондирис. Фото ©Алихан Сариев.

Деньги нужно считать, а Tengri.Деньги - читать! Подписывайтесь на наш Telegram-канал об экономике и финансах

Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!

Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная