1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Новый состав Политбюро ЦК КПК: Что ждет Китай ближайшие 5 лет?

Интересная и полезная статья ✅ Новый состав Политбюро ЦК КПК: Что ждет Китай ближайшие 5 лет? ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Фото ©REUTERS

25 октября в Пекине прошла пресс-конференция, на которой был представлен состав нового Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, выполняющего в Китае функцию верховного органа власти. Количество членов ПК осталось прежним, в него вошли: Си Цзиньпин, Ли Кэцян, Ли Чжаньшу, Ван Ян, Ван Хунин, ЧжаоЛэцзи, ХаньЧжэн. Имена членов ПК генеральным секретарем были названы в этом порядке. Таким образом, было завершено формирование нового состава важнейших органов руководства КПК, в которое входят кроме Постоянного комитета Политбюро, Центральный комитет и Центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКПД).


Ли Кэцян. Фото ©REUTERS

Реклама
Реклама

За пять лет нахождения у власти Си Цзиньпин сумел консолидировать в своих руках значительную власть. На 18-м съезде партии в 2012 году Си был выбран во многом как компромиссная фигура, являлся представителем так называемых "принцев", потомков основателей и первых лидеров КНР. Также он был близок к "шанхайцам", являющимся значительной силой в политической и экономической сферах Китая. Премьером Госсовета был выбран Ли Кэцян, представитель другой влиятельной политической группировки - "комсомольцев". Согласно китайской системе власти генеральный секретарь партии является политическим лидером, в то время как экономикой страны управляет Госсовет под руководством его премьера.

После прихода к власти Си Цзиньпин постепенно лишил Ли Кэцяна рычагов управления, сконцентрировав основные рычаги в своих руках при помощи "малых групп" - полуофициальных партийных и государственных органов, подотчетных ему. Ключевые решения и инициативы в экономике принимались Си Цзиньпином в партийных органах власти, в обход Госсовета, руководимого Ли Кэцяном. Таким образом, Си смог сконцентрировать в своих руках процесс принятия решений в политической и экономической сферах.


Си Цзиньпин. Фото ©REUTERS

Лидер КНР также укрепил личную власть в КПК. По его инициативе была начата масштабная антикоррупционная кампания, во время которой были устранены все сильные лидеры, способные бросить вызов Си Цзиньпину. Большим чисткам подверглось все руководство, от среднего до высокого и высшего уровня. Освободившиеся места заняли соратники Си Цзиньпина, знакомые по работе в провинциях Чжэцзян и Фуцзянь, а также группа из провинции Шэньси. Они образовали группу влияния, верную лично генеральному секретарю КПК. За пять лет правления Си Цзиньпин сменил 8 министров и 3 высших партийных чиновника, 21 партийного секретаря провинций, 17 губернаторов, 3 из 4 мэров городов центрального подчинения КНР. Таким образом, лидер КНР создал верный ему костяк своей команды, занявший основные командные высоты в партии и государственном аппарате. Это было особенно важным моментом при подготовке к 19-му съезду КПК: китайское государство представляет собой децентрализованную бюрократическую систему, в которой большое значение имеет поддержка руководства провинций и различных ведомств.

Необходимо отметить, что значительное усиление власти Си Цзиньпина происходит не только в результате внутриполитической борьбы. Такие изменения в политической системе КНР являются скорее следствием эволюции государства. Происходящие изменения в экономике и социальной сфере требуют большей концентрации власти и активных действий, что и предопределило модель власти Си. Фракционность КПК была порождена в том числе и быстрорастущей рыночной экономикой. Сейчас, в условиях смены экономической модели, необходимо концентрировать власть и устранять сопротивление группировок, чье финансовое благополучие основано на старой экономической модели.


19-й съезд Коммунистической Партии Китая. Фото ©REUTERS

К 19-му съезду КПК Си Цзиньпин стал одним из наиболее сильных лидеров в истории КНР. Он сконцентрировал в своих руках значительную власть в партийной, административной и военной сферах. В течение 2017 года Си предпринял ряд мер по усилению собственных позиций перед съездом КПК. Был усилен нажим на представителей других группировок в рамках кампании против так называемых "серых носорогов" - проблемных компаний, обладающих связями в руководстве и живущих за счет государственных дотаций. Примером таких действий является арест главы Anbang У Сяохуэя, женатого на внучке Дэн Сяопина. Также проблемы появились и у DalianWanda, Fosun, HNA.

Давление на компании, связанные с бывшими лидерами страны, в сочетании с назначением Си Цзиньпинем своих ставленников на ключевые посты было призвано усилить позиции лидера КНР в торге за состав будущего Постоянного комитета. Официально состав ПК и Политбюро определяется делегатами на съезде партии, но фактически на рассмотрение съезда вносится список кандидатов, которые определяются долгими закулисными переговорами. Итоговый список отражает степень влияния различных группировок и общий баланс сил.

Перед съездом высказывались различные предположения как относительно состава ПК, так и о возможных изменениях в структуре управления Компартией, в экспертном сообществе царила неопределенность. Это было связано со значительными изменениями во внутрипартийной жизни, а именно укреплением личной власти генерального секретаря Си Цзиньпина и противостоянием между ним и частью партийной элиты. Придя к власти в 2012 году, Си столкнулся с фракционностью внутри КПК, наличием различных групп влияния, что серьезно затрудняло проведение им собственной линии. Используя свой аппаратный вес и начатую им антикоррупционную кампанию, Си Цзиньпин смог, во-первых, провести во власть своих сторонников и создать собственную группу влияния, во-вторых, ослабить другие кланы.

Параллельно этому культивировался образ Си Цзиньпина как непререкаемого авторитета, ведущего партию и нацию вперед, что отразилось в провозглашении Си "ядром партии" в 2016 году и внесении его идей в устав КПК на прошедшем съезде.

Таким образом, верность Си Цзиньпину стала трактоваться не просто как следование за одним из высших руководителей, первым среди равных, но гораздо шире - Си Цзиньпин представляет собой генеральный курс партии, и противоречить ему означает выступать против всей Компартии.

Внесение теории Си Цзиньпина в устав КПК закрепляет его личную власть, со времен Мао Цзэдуна ни один руководитель КПК не обладал властью непререкаемого авторитета. Теория Дэн Сяопина была внесена в устав КПК как дань уважения бывшему руководителю в 1997 году, в то время как имя Си Цзиньпина внесено в устав еще при нахождении его у власти. Это дает Си Цзиньпину необходимый карт-бланш для проведения структурных реформ в партийном аппарате, а также возносит его над фракционной борьбой. В течение предыдущих пяти лет нахождения у власти Си находил сторонников среди других кланов, что значительно размыло границы между кланами. Разрушение старой системы фракционности в КПК стало главным достижением Си Цзиньпина в партийной политике, что повлияло также и на состав нового Постоянного комитета, в который вошли выходцы из разных кланов, но объединенные лояльностью и крепкими связями с генеральным секретарем.

В формировании нового Постоянного комитета можно проследить, что предпочтение отдавалось в первую очередь не происхождению из той или иной группировки, а текущей лояльности и профессионализму.


Ли Чжаньшу. Фото ©REUTERS

Ли Чжаньшу свой карьерный рост начал при Ху Цзиньтао, в течении предыдущих пяти лет возглавлял Канцелярию ЦК КПК и отвечал за повседневный документооборот. По долгу службы всегда находившийся рядом с Си Цзиньпином, Ли смог заслужить его доверие. Став доверенным лицом генсека, Ли Чжаньшу смог обеспечить себе место в будущем ПК. Он является наиболее вероятной кандидатурой на пост главы ВСНП вместо уходящего Чжан Дэцзяна и будет отвечать за законодательную и административную работу.


Ван Ян. Фото ©REUTERS

Ван Ян является вице-премьером Госсовета КНР, вероятно, в новом ПК он будет отвечать за реформирование экономики, так как известен как сторонник рыночного курса. Его назначение в ПК означает настрой Си Цзиньпина на углубление рыночных реформ и снижение участия государства в экономике, переход от госкапитализма к регулирующей роли государства в экономике.

Одна из наиболее остро стоящих перед Китаем проблем - значительные долги местных правительств, кредитный рейтинг которых держался на уверенности в гарантиях центрального правительства. Эти кредиты идут на поддержание малоэффективных государственных предприятий. Начатые в этой сфере реформы привели к парализации местного управления, руководители на местах не рискуют выступать с инициативами. При этом местная бюрократия во многом зависит от государственных предприятий и не спешит сокращать присутствие государственного участия в экономике. Кадровые изменения, прошедшие в высших эшелонах власти КПК во время съезда, дают Си Цзиньпину возможность активизировать рыночные реформы с целью уменьшения присутствия государства в экономике.


Ван Хунин. Фото ©REUTERS

Ван Хунин, бывший заведующим центром политических исследований при ЦК КПК, кроме назначения в ПК, также получил пост главы секретариата ЦК КПК. В течение нескольких десятилетий он был одним из разработчиков идеологической повестки для руководства партии, являясь одним основных идеологов в периоды нахождения у власти Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао. Несмотря на то, что в экспертном сообществе его относят к клану "шанхайцев", в новом ПК Си Цзиньпин доверит ему внутриполитическую и идеологическую работу, как глава секретариата ЦК он также будет отвечать за проведение внутриполитических мероприятий. Такое доверие вызвано прежде всего высоким профессионализмом Вана, стоявшего у истоков многих идеологических программ трех поколений руководителей КПК.


Чжао Лэцзи. Фото ©REUTERS

Чжао Лэцзи, кроме назначения в ПК, также стал главой Центральной комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД), всемогущего органа, с помощью которого Си смог претворить свою партийную политику в жизнь. Для Си Цзиньпина эта должность имеет большое значение, поэтому на нее был назначен человек из близкой ему "шэньсийской" группировки. Чжао имеет большой опыт в кадровой работе, в предыдущие пять лет он возглавлял организационный отдел ЦК КПК, который отвечает за кадровые назначения высших чиновников. "Шэньсийская" группировка значительно усилилась благодаря Си Цзиньпину, родившемуся и выросшему в этой провинции, что объясняет преданность "шэньсийцев" генсеку. Назначение близкого человека, обладающего опытом работы в кадровой политике, дает Си Цзиньпину уверенность при продолжении начатого им курса на чистку партийных кадров.


Хань Чжэн. Фото ©REUTERS

Назначенный в ПК Хань Чжэн стал единственным стопроцентным представителем клана "шанхайцев" в ПК. Свою карьеру Хань начал в ГЦП Шанхай, что необычно для Китая, и достиг значительных успехов в ведении городского хозяйства. В течение своей карьеры он пользовался расположением Цзян Цзэминя, являясь одним из основных "шанхайцев" во власти. Доверие Си Цзиньпина к нему обусловлено антикоррупцинной кампанией, проведенной им в Шанхае после ареста другого "шанхайца" Чэнь Лянъюя, а также успешным опытом в управлении крупными проектами, такими как шанхайское ЭКСПО 2010 года. В новом ПК Хань Чжэн будет отвечать за текущее управление экономикой.

Если рассмотреть новый состав ПК с точки зрения клановой принадлежности в классическом понимании, то состав выглядит пестрым: Ли Чжаньшу и Чжао Лэцзи изначально рассматривались как креатуры Си, в то время как Ван Хунин и Хань Чжэн относились к клану "шанхайцев", а Ван Ян - к "комсомольцам". Однако в текущих условиях внутрипартийной жизни фракционные границы стираются, имя Си Цзиньпина в уставе КПК ставит его выше фракций, и нелояльность ему становится преступлением против партии. Кроме того, все новые члены ПК работали с генсеком значительное время и заслужили его доверие. Таким образом, новый состав ПК можно назвать "сицзиньпиновским", ориентированным на генсека.

С точки зрения профессионального опыта новый состав ПК отвечает целям, выдвинутым Си Цзиньпином в своей программной речи. В официальных документах партии было закреплено новое видение экономического развития страны, согласно которому во главу угла ставится не быстрый экономический рост, как в предыдущие десятилетия, а поступательное равномерное развитие. В числе ключевых целей партии названо выравнивание перекосов в экономике, появившихся за десятилетия стихийного развития. Это и неравенство в доходах населения, и неравенство регионов по богатству и уровню развития, излишнее государственное присутствие в некоторых отраслях экономики, неэффективность государственной машины в быстроразвивающемся китайском обществе.

Будущие пять лет станут временем структурных реформ и подготовки к передаче власти следующему поколению руководителей. Вопреки устоявшейся традиции, на 19-м съезде КПК в состав ПК не были избраны члены, которые могли бы считаться преемниками пятого поколения руководителей. Еще одним знаком отсутствия преемника стал состоящий полностью из военных Центральный военный совет (ЦВС). В случае наличия кандидатуры преемника генсека он обычно назначается первым заместителем главы ЦВС. Отсутствие такого человека говорит о том, что Си не определился с кандидатурой и выберет нового преемника в течение следующих пяти лет.

Возможным преемником является Чэнь Миньэр, который после отставки главы горкома Чунцина Сунь Чжэнцая занял его место. Столь быстрой карьерой он полностью обязан покровительству Си Цзиньпина. Назначение на пост секретаря горкома Чунцина говорит о том, что Си рассматривает Чэня в качестве своего возможного преемника. В течение истории КНР последних десятилетий Чунцин часто становился испытательной площадкой для претендующих на высшие посты в государстве. Впрочем, в течение пяти лет возможны изменения, и кто станет следующим главой КПК - пока неясно. Однако не вызывает сомнения, что и после ухода с официальных постов Си Цзиньпин сохранит значительное влияние на партийное руководство и принимаемые им решения.

Антон Бугаенко, эксперт Института мировой экономики и политики при (ИМЭП) при Фонде Первого Президента - Елбасы