Нуртас Адамбаев: Никто завтра не будет говорить: "А помнишь, как он провел сундет-той!"
В начале марта выходит вторая часть одного из успешных фильмов казахстанского кинематографа "Келинка Сабина". Картина побила все кассовые сборы, которые были до этого фильма. Автор, сценарист, режиссер, продюсер, а также главный герой комедии Нуртас Адамбаев не скрывает, что для создания успешного кино не обязательно тратить баснословные деньги. Корреспонденту Tengrinews.kz он рассказал, сколько средств ушло на создание его кинокартин, на чем удается сэкономить при создании фильмов, а также почему в Казахстане существует "букет" проблем, которые пускают под откос всю киноиндустрию страны.
TENGRINEWS: В чем фундаментальная причина успеха ваших проектов? Ведь в Казахстане создается достаточно фильмов, которые могут сравниться по уровню зрелищности с вашими?
Нуртас Адамбаев: Что касается "Келинки Сабины", то нам повезло, что героиня получилась такая родная, казахстанская. Потому что это не копирка существующих западных героев. Получилась такая эксклюзивная "келинка". Также она уже давно была известна зрителю по скетчкому "KZ-ландия", и до старта на больших экранах Сабина имела популярность. Судя по результатам проката первой части, мы невооруженным глазом увидели, что народу нравится, и решили снять продолжение.
TENGRINEWS: Тогда расскажите, как вам удалось перевоплотиться в образ Сабины? Как актеру, сложно ли было?
Н. Адамбаев: К моему удивлению, было несложно это сделать, и даже открою небольшой секрет. Когда мы запускали скетчком, Сабину должен был играть другой актер, именно актер. Однако получилось не совсем то, чего мы хотели. Было не так смешно, и даже это не было главной задачей. Мы в своих фильмах пытаемся сделать так, чтобы зритель симпатизировал герою, переживал за него. Тогда это будет интересное кино. Кстати, до этого актера мы пробовали актрису на данную роль. Но тогда пропадал какой-то шарм, правда жизни получалась. Ведь своей игрой я показываю, как мы мужчины видим со стороны женщин. Повадки вроде "Ой, все! Не хочу разговаривать", или когда путаются в своих мыслях или чуть что начинают плакать, дабы вызвать мужскую жалость и выправить в свою сторону ситуацию. Все это мы показали игрой и здесь есть своего рода стеб.
TENGRINEWS: В этой связи что вы думаете о положении келинок в нашем обществе?
Н. Адамбаев: На самом деле, наверное, есть какая-та несправедливость в том, что человек пришел в новую семью и его эксплуатируют. Просто где-то чересчур утрируют эти традиции, что взяли не невесту, а какую-то домработницу. Здесь все зависит от самих келинок: если ее это устраивает, то все в порядке. Если не устраивает, то тогда лучше не выходить замуж или не идти в семьи, где поддерживаются такие традиции. Наверное, когда человек выходит замуж, он предполагает, какие настроения в той семье царят и какие традиции там соблюдают.
TENGRINEWS: Вы с молодых лет работаете и трудитесь в околокомедийной среде. И вас называют одним из самых успешных деятелей в кинематографе. Может, даже громко сказано...
Н. Адамбаев: "Чрезмерная скромность - это тоже пошло", говорят люди. Почему громко? Ведь у нас есть цифры со сборов фильмов, и мы понимаем, что наши две картины "Келинка Сабина" и "Побег из Аула: Операция Махаббат" побили рекорд по сборам. Сейчас в казахстанском кинематографе наши фильмы занимают первые две строчки. Причем если считать пропорцию между суммой, потраченной на производство, и кассовыми сборами, то рядом вообще никого нет. В первую Сабину мы вложили не больше 200 тысяч долларов, не учитывая мои гонорары. Ведь я же там как актер, продюсер, сценарист и режиссер. Сам себе же я не буду платить.
TENGRINEWS: Однако вопрос у меня заключался в другом. Даже при всей вашей успешности находятся люди, которые говорят: "Чтобы доказать свою успешность и популярность, он должен снять что-то более серьезное, а не только комедии".
Н. Адамбаев: Во-первых, никому я ничего доказывать не должен. Во-вторых, сейчас мы готовимся к съемкам следующего фильма, но это не из-за того, что кто-то мне сказал снимать что-то другое. Просто внутреннее творческое "Я" захотело снять другой жанр. Ведь комедии у нас получились и "Келинка Сабина-2" тоже должна понравиться зрителям. Следующий фильм будет называться "Тараз". Это криминальная драма, которой я хочу отдать дань городу, который заложил правильные вещи в меня. Будет серьезное кино, где-то даже тяжелое и приближенное к реальности. Съемки, надеюсь, начнутся в марте, а в прокат планируем запустить к осени или зиме.
TENGRINEWS: Как вы успеваете выполнять столько функций в кино? Ведь у человека наверняка бывают другие занятия и не менее важные дела? Как находите время на все?
Н. Адамбаев: Чтобы успеть здесь, все остальные дела я отменил. Если раньше у меня определенное время занимали корпоративы и другие вещи, то сейчас я полностью от этого отказался. Я понял, что кино мне приносит гораздо большее творческое удовлетворение. Я понимаю, что сняв сегодня картинку, завтра после себя могу оставить что-то. Никто завтра не будет говорить: "О, Нуртас! А помнишь, как он провел сундет-той!". Я не хочу никого упрекать. Просто сейчас мне хочется работать в этой сфере и в этом вижу свой рост.
TENGRINEWS: Хорошо. А в чем же все-таки основные минусы казахстанской киноиндустрии? Какие трудности она переживает? Или слишком много тех, кто ставит палки в колеса?
Н. Адамбаев: Трудностей много, и было бы легко их преодолеть, если бы у нас существовал элементарный закон "О кино". Как мне кажется, в этой стране людям, которые могут принимать решения и поспособствовать развитию кинематографа, в принципе не до кино. Другой момент, когда ты вкладываешь свои деньги в производство, то бережно к ним относишься и хочешь, чтобы каждый потраченный доллар "отбился". Когда "Казахфильм" снимает свои проекты, как я вижу, с них никто не требует, чтобы это кино приносило прибыль. Всем все равно: пусть это дорого, пусть это долго будет.
TENGRINEWS: То есть это и убивает наш рынок?
Н. Адамбаев: Это тормоз нашего кинематографа. И все привыкли к этой ситуации.
TENGRINEWS: Ну вот вы сталкиваетесь с определенными проблемами. Так почему же вам не пойти в депутаты, в политику, где можно решить проблемы, в том числе принять закон "О кино" и так далее?
Н. Адамбаев: Мне не хочется этим заниматься самому. Потому что понимаю, что я больше нужен, наверное, на съемочной площадке. Я больше нужен в этом процессе, который будет готовить, производить этот продукт.
TENGRINEWS: И сколько же собирают ваши продукты в кинотеатрах страны?
Н. Адамбаев: За первый уик-энд "Келинка Сабина" собрала более 600 тысяч долларов. Однако многие начали приписывать его к нашему общему кассовому сбору. Финальных цифр мы не сможем назвать из-за соглашений с партнерами. Но денег хватило на съемки еще двух фильмов, бюджет которых превышает бюджет "Келинки Сабины".
TENGRINEWS: Наверняка изначально были какие-то планы по выручке по данному фильму. Однако даже вы не смогли предугадать популярность на широком экране данной картины и кассовые сборы превзошли ожидания. В этой связи, как Нуртас Адамбаев тратит свои средства? Чем больше заработал, тем больше вкладываю в новые проекты? Или же есть иная, более эффективная схема?
Н. Адамбаев: Конкретных целей мы не ставим, здесь больше творческая составляющая. Ведь комедии - успешный жанр в коммерческом плане и на них любят ходить все. Следующий фильм мы собирались снимать в этом жанре и было даже около пяти новых идей. Когда я начал писать сценарий, то вдруг на 17-й странице понял, что комедии уже снимал и хочется снять что-то другое. Конечно, драма будет уступать комедии в коммерческом плане. Однако мы будем снимать не ради финансовой выгоды, а чтобы показать, что и такой жанр сможем снять.
TENGRINEWS: А был же "Рэкетир"? Чем ваш "Тараз" будет отличаться он него?
Н. Адамбаев: "Рэкетир", да, хороший фильм. В "Таразе" мы где-то глубже покажем определенные вещи. Например, почему люди встают на криминальный путь. Ведь у каждого действия есть причина, либо повод. Мы не любим черное и белое. Плохой - значит он плохой, хороший - значит хороший, да? А мы показываем людей где-то серыми, с оттенками. Ведь в любом хорошем человеке сидит что-то плохое и наоборот. Человек связан с криминалом, но он может своей соседке пойти и купить мешок картошки, мясо. По-человечески, вот он - такой. Хотя государство про его соседку забыло давно. В общем, мы хотим показать жизнь "как она есть".
TENGRINEWS: Недавно вы снова выясняли отношения с администрацией кинотеатров? Что вас не устраивает в данном положении дел? Как разрешился вопрос?
Н. Адамбаев: Мы просто пытаемся внести изменения в существующий порядок. Меня даже как обычного обывателя заинтересовало, почему голливудские фильмы на более выгодных условиях "крутятся" здесь, нежели отечественные. Они объяснили, что аренда дорогая, штат держат, налоги платят и так далее. Я согласен, но давайте на равных условиях работать. В других странах, наоборот, своих поддерживают, своим больше поблажек дают. Во Франции, например, где мы снимали "Побег из аула". И снимали мы его по-шпионски, так как если ты снимаешь коммерческое видео на фоне их архитектуры, то должен платить в местный фонд кино. И эти средства потом идут на поддержку местного французского кино, и это нормальная практика.
TENGRINEWS: А вы не предполагаете такой сценарий событий, что в будущем ваш фильм опять снимут с проката по тем или иным причинам?
Н. Адамбаев: Если снимут с проката, то мы никак на это повлиять не сможем. Видите ли, кинотеатрам самим невыгодно снимать с проката успешное кино. Если будет повторяться ситуация, что кому-то захотелось снять с проката наш фильм, то я буду ставить перед самим собой вопрос: а нужен ли я этой стране, где можно одним движением или звонком по телефону снять мой фильм с проката? Тогда я пойму, что, наверное, мои услуги этой стране особо и не нужны, в них особо и не нуждаются. Мы уже понимаем, что кроме народной поддержки, кроме поддержки зрителя, мы ничего и не видим. Вот если бы мне дали бюджетные деньги, чтобы снимать фильмы, государственные проекты...
TENGRINEWS: Опять-таки там будут требования какие-то, ограничения...
Н. Адамбаев: Да этих требований чего бояться? Это все у нас придумано, ведь в нас самих эта проблема. Мы закомплексованная нация, мы народ закомплексованный. Мы все время боимся каких-то преград, которые в будущем могут случиться. Мы до них еще не дошли, но уже боимся ввязываться. Я думаю, государственные деньги, а государство - это народ, и бюджетные деньги - они народные. И я хочу, чтобы народные деньги тратились на народные проекты. Я согласен, что исторические фильмы воспитывают патриотизм, укрепляет дух и так далее. Однако нельзя и забывать о молодежи, которая сейчас живет и которой тоже необходимы комедии и другие вещи. У нас, я считаю, не умеют правильно пользоваться деньгами. И нам обидно, когда говорят, что на тот фильм потратили целых 9 миллионов долларов и рядом с ними выходим мы с бюджетом в 161 тысячу долларов. И ты понимаешь сколько можно было бы наснимать на эти 9 миллионов. Да на эти деньги, если грамотно распределить, можно снимать мировые бестселлеры, с которыми можно выходить в мировой прокат, где тебе не надо на всем экономить.
Беседовал Шокан Алхабаев