Обещание министра или школа династий. Как в Алматы готовят таланты
В 2023 году министр культуры (тогда Асхат Оралов) пообещал 226 миллионов тенге на инструменты для Республиканской специализированной музыкальной школы-интерната для одаренных детей имени Куляш Байсеитовой. Корреспонденты Tengrinews.kz посетили учебное заведение, чтобы узнать, сдержали ли чиновники свое слово. И заодно выяснили, как в Алматы готовят новые таланты.
Заходим в холл школы. Нас "встречает" звонок с урока. И он здесь необычный: вместо привычного "дзынь" раздается отрывок музыкальной композиции. Мы попали в школу в период экзаменов: дети не носятся в коридорах на переменах. Они в коридорах усердно репетируют.
А вот так ученики демонстрируют свое мастерство в одной из экзаменационных аудиторий.
Школа была основана в 1948 году, а в 1957-м получила имя великой певицы Куляш Байсеитовой. Сейчас здесь 480 учеников. 110 из них живут в интернате.
Желающих здесь учиться намного больше, чем может принять школа. Наверное, из-за того что школа небольшая, замечаем тут особую атмосферу: дети тепло общаются со своими наставниками, а при встрече с теми, кого еще сегодня не видели, обнимаются. Особенно обнимашки здесь любят самые маленькие ученики. С некоторыми из них мы пообщались.
Ануар учится во втором классе и уже вовсю играет на фортепиано.
"Я здесь живу, на выходных домой. Мама моя пианистка, работает в консерватории. Когда вырасту, хочу быть скрипачом, потому что мой лучший друг тоже скрипач. Мама сказала, что потом переведет меня. Со школы прихожу, переодеваюсь, 1,5-2 часа отдыхаем, потом у нас ужин, после немного играем с друзьями. Потом перекус, а после уже собираемся ложиться спать".
Айсултан учится в первом классе и мечтает стать пианистом. Как рассказывает заведующая интернатом Ак-Кенже Омирзакова, он из настоящей музыкальной династии. И родители Айсултана, и его бабушка с дедушкой, и его брат, который учится здесь же, в третьем классе, - все музыканты.
"У нас в школе много таких династий, - говорит Ак-Кенже Мухамеджановна, сама выпускница этой школы и тоже потомственный музыкант. - Дети у нас настолько увлечены, что иногда встают до 6 утра - основного подъема, чтобы позаниматься. Представляете?! Я их ругаю, говорю: "Вы что не спите!" Не слушаются меня, убегают ни свет ни заря в школу и занимаются. В крови, наверное, это уже".
Это Олег, один из старшеклассников. Юный скрипач уже успел стать лауреатом множества республиканских и международных конкурсов. Он тоже из семьи музыкантов.
"Без музыки я свою жизнь уже не представляю, - уверенно говорит он. - Сам я из Караганды, планирую поступать в консерваторию".
Алихан, ученик 12-го класса, учится здесь с пятого класса. И у него, конечно же, тоже все в семье связаны с музыкой. Для нас он исполнил произведение на маримбе. Как и все здесь, Алихан мечтает посвятить свою жизнь музыке и планирует поступить в Казахский национальный университет искусств.
Заглядываем в актовый зал с большим экраном. Почти каждый день здесь проходят концерты.
Руководитель образовательного учреждения Бахтияр Абдрашев, который сам является ее выпускником, уверяет, что обучение в специализированной музыкальной школе сильно отличается от занятий в обычной.
"Наша основная цель - подготовить профессиональных музыкантов для поступления в творческие вузы. Дети живут по очень насыщенному расписанию, у них почти нет свободного времени. Даже когда оно появляется, они используют его для самоподготовки, чтобы улучшить свое мастерство. Это огромный труд, который они воспринимают как должное", - рассказывает директор.
Спрашиваем его: "Как же дети выдерживают такие нагрузки? Им разве не хочется побегать, пошалить или просто побездельничать?"
Директор отвечает:
"А вот здесь важную роль играют музыкальные династии, которых у нас так много. Дети из таких семей легче справляются с нагрузками, ведь они с рождения привыкли к такому ритму жизни. Одаренным ребятам, чьи родители далеки от музыки, сначала сложнее, но со временем, наблюдая за другими, они привыкают и начинают ценить каждую свободную минуту, стремясь совершенствовать свое мастерство. Бывает, что нам приходится прощаться с некоторыми учениками: кто-то не выдерживает нагрузки, кто-то теряет интерес к музыке, а у кого-то возникают семейные обстоятельства. Причины разные", - поясняет Бахтияр Толепбергенович.
Руководитель школы рассказывает, как проходит день учеников в интернате. В шесть утра - подъем и зарядка, затем сборы и завтрак. Далее занятия: как общеобразовательные, так и музыкальные. После обеда дети меняются местами: те, кто с утра учился теории и игре на инструментах, переходят на общеобразовательные предметы, и наоборот.
В планах строительство нового здания для школы, которое должно расширить возможности учебного заведения. Осталось дождаться своей очереди.
"Это здание было построено в 1968 году специально для нашей школы. С тех пор мы находимся здесь. В 2023 году отметили 75-летний юбилей. Сейчас детей намного больше, чем раньше, поэтому расширение необходимо. Надеемся, что новое здание будет построено на этом же месте - территория позволяет", - отмечает директор.
Как мы отмечали выше, прогуливаясь по школе, мы замечаем, что тут все действительно компактно: кабинеты, библиотека, читальный зал и буфет.
Из-за этого библиотека больше выполняет роль хранилища, чем полноценного читального зала.
А что же насчет обещанных новых инструментов? Директор школы заверяет нас, что министр сдержал свое слово. Однако этого оказалось недостаточно: учебное заведение по-прежнему нуждается в обновлении музыкального оборудования.
"Школа хорошо укомплектована инструментами, но время не стоит на месте, а требования конкурсов подразумевают исполнение на новых, современных инструментах. В прошлом году мы частично обновили парк инструментов, но бюджетная заявка формировалась более трех лет назад, и исходили мы из нужд того времени. Сейчас в первую очередь необходимо обновить парк ударных и арф. В 2015 году, когда закупали ударные, они были передовыми, но сегодня уже появились более современные модели. Музыкальные инструменты - это очень дорогое удовольствие. Например, арфа стоит около 15 миллионов тенге, а ученическая модель фагота - приблизительно 12 миллионов, профессиональные варианты стоят в разы дороже. Нужны новые вибрафоны, ксилофоны, маримбы. А еще мы мечтаем об органе, чтобы выпускать органистов. Для этого нужен хотя бы малый инструмент", - делится Бахтияр Толепбергенович.
Еще один актуальный вопрос - развозка школьников, многие из которых живут в отдаленных районах города.
"Жаль детей, которым приходится тратить до трех часов в день на дорогу. Часто бывает, что в час пик в общественном транспорте у них ломают инструменты. Очень хотелось бы, чтобы нас поддержали акимат и министерство в вопросе специализированных автобусов для учеников. Мы уже разработали маршруты и будем просить об увеличении бюджета на следующий год, поскольку это для нас крайне важно", - надеется директор.
В школе гордятся своими выпускниками. Всех и не перечислить. К примеру, знаменитый композитор Нургиса Тлендиев окончил эту школу, затем ее окончила его дочь, а теперь тут учится внучка.
Текст: Олеся Савченко.
Фото: Алихан Сариев.