Обойдемся без рукопожатий. Как живется людям с боязнью микробов
Утренние часы. Станция метро "Раимбек батыр" в Алматы. Поезд ушел незадолго до моего прихода, но на платформе быстро собирается очередная порция пассажиров.
Собирая истории для этой статьи, накануне я общался с несколькими мизофобами. Это люди, живущие с гипертрофированной неприязнью ко всему потенциально грязному. У меня еще свежи впечатления от их аргументов, поэтому я воспринимаю реальность несколько более остро. Особенно мое внимание приковывают покашливающие в кулак граждане (прохлада подземелья с местами для сидений из камня к этому располагает).
Я представляю, воспроизводя в голове цепочки мыслей мизофобов, как в вагоне этой же рукой человек возьмется за поручни. Следом это сделают еще сотни пассажиров, которые еще до того, как помыть руки, обменяются рукопожатиями со своими одногруппниками, коллегами, друзьями. Схватятся за дверные ручки.
Продолжая думать обо всем этом, я прихожу к выводу, что, пожалуй, вел себя безответственно по отношению к своему здоровью. Иногда мог на бегу перекусить уличным фаст-фудом, не имея под рукой не то что санитайзера, даже влажных салфеток. Ни разу не протирал спиртом свой смартфон.
Как я вычитал накануне, по официальным данным за 2017 год, в алматинском метро проехали 14 миллионов пассажиров. В среднем 28 тысяч человек в сутки. Все эти люди имеют свою микрофлору в носовой полости, на кожном покрове.
Фото: Tengrinews.kz
В туннеле, наконец, показался прожектор поезда. Я делаю несколько шагов ему навстречу, подгадывая, что окажусь по центру состава. Руки спрятаны в карманы куртки.
Вспомним Говарда Хьюза
На начальных стадиях мизофобия проявляется не столь серьезно, как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), которым, к примеру, страдал американский миллиардер Говард Хьюз. В фильме по его биографии "Авиатор", с Ди Каприо в главной роли, показано, как он мог часами стоять перед дверной ручкой, не решаясь до нее дотронуться. Или почти все время проводить в комнате, куда обслуга приносила все необходимое, обернутым в несколько слоев салфеток.
Кадр из фильма "Авиатор"
В отличие от Говарда Хьюза, мизофобы гораздо более социализированы. Сторонние наблюдатели могут принимать тот факт, что двери они открывают исключительно ногами, за эксцентричность. Тогда как об истинных причинах будут знать лишь самые близкие люди. Возможно, мизофобы есть и в вашем окружении, но вы об этом не догадываетесь. Как выяснилось, я знаю двух таких людей.
Не отдыхайте в Юго-Восточной Азии
Один из них - мой коллега Владимир Дмитриев. Я часто замечал, что он старается не здороваться за руку, но не знал, в чем причина. После своего "каминг аута" он объяснил мне, что просто не может знать, чего могла касаться протянутая рука.
Владимир носит с собой бутылек со спиртом. Для него просто чудовищно не протереть смартфон хотя бы раз в день. "Я понимаю, что микробы не нанесут вреда, но сам факт того, что поверхность потенциально загрязнена, мотивирует ее дезинфицировать", - говорит Владимир.
Особую бдительность он проявляет в общественных местах. При выходе из уборной, если берется за рукоятку двери, то только через одежду. При возможности старается не держаться за поручни в общественном транспорте. Пока его мизофобия находится на начальной стадии.
Являясь завсегдатаем одного из баров, Владимир видит, что после гостей стол протирают просто мокрой тряпкой, которая при этом, возможно, не менялась с самого утра. Он старается не зацикливаться на этом, но упавшая на такой стол еда сразу получает статус мусора.
Фото: ©REUTERS
"Четкого момента, когда это началось, я не помню. Я всегда брезговал многими вещами. Была некоторая градация - до чего можно прикасаться голыми руками, до чего нет. Я все хозяйственные дела по дому делаю в перчатках. Испытываю мерзкие ощущения, когда контактирую со слизистыми веществами или жировыми. Но это все было на уровне тактильных ощущений. Потом уже начал задумываться, что подобные агрегатные состояния могут накапливать бактериальный фон. Скорее всего, это все от недостатка знаний, но какой-то общий информационный внутренний диалог именно на этом основывается", - поведал Владимир.
Еще он сознается, что избегает поездок в страны Юго-Восточной Индии и Африки. Опасается, что его собственная микрофлора воспримет заграничные микробы враждебно. Из-за представлений о санитарно-эпидемиологической обстановке в той же Индии он испытывает к этой культуре неприязнь.
"Когда смотрю передачи о людях с обсессивно-компульсивным расстройством, я понимаю, что их образ жизни - это перебор, но часть их идеологии, на мой взгляд, очень крутая. Сам я бы не стал тратить личное время на то, чтобы создавать полную стерильность помещения, но нашел бы способ приблизиться к результату. При этом я не склонен к такому порядку, который свойственен людям с ОКР. У меня дома с вещами творится хаос", - поделился Владимир.
Вместе с тем его беспокоит, что из-за активного использования спиртовых веществ могут исчезнуть защитные микроорганизмы на его коже, поддерживающие иммунную систему.
Не ешьте на спор слизняков
"Деньги - самый ад", - говорит мне 28-летняя Людмила Малахова (имя и фамилия изменены - прим. ред). Сотрудница одного из СМИ в Алматы - не сторонница крайне левых ценностей. Просто у нее мизофобия. Девушка говорит, что от частого мытья рук страдает ее кожа. Мыло и увлажняющий крем расходуются с космической скоростью.
Она всегда носит с собой антибактериальный гель и влажные салфетки. Считает, что толчком для появления обсессий стали регулярные стрессы, которые она испытывала на одной из предыдущих работ. В итоге развилась повышенная брезгливость.
Некоторые курильщики, оставшись без сигарет, могут выискивать бычки в банке с окурками. Не говорите что-то подобное Людмиле. Из-за этого у нее может надолго пропасть аппетит. Особенно если мысль слишком впечатлит девушку. Она никогда не ест грязными руками, испытывает ужас перед банкоматами и расстраивается, когда что-то из личных вещей падает на пол.
"Иной раз каких только историй не наслушаешься. Бывает, к отвращению примешивается и страх. Взять, к примеру, недавнюю истерию с менингитом. Или как-то на просторах Интернета я прочла о том, как один подросток в Австралии на спор съел слизняка. После этого он впал в 420-дневную кому, потом очнулся парализованным и вскоре умер. Причина - ангиостронгилез. После таких баек хочется запереться в чистой комнате", - призналась Людмила.
Фото: ©РИА Новости
Алматинка говорит, что ее мизофобия прогрессировала незаметно. Сначала девушка стала замечать, что чаще моет руки. Потом дошло до того, что выход из дома без средств гигиены приводил к значительному дискомфорту.
"Умом я понимаю, что ничего особенно страшного и не произойдет. Но это все на уровне подсознания. Конечно, нельзя сказать, что я до дрожи в коленках боюсь микробов, но и до безразличия к ним мне, мягко говоря, далеко. Знакомые и друзья на это особого внимания не обращают, а вот родители иногда реагируют эмоционально. Считают, что я перегибаю палку. Но я ничего не могу с собой поделать", - заключает девушка.
Не арендуйте дешевое жилье
Случай 22-летнего Жени, проживающего в Санкт-Петербурге, сложнее. Я нашел его через группу для мизофобов во "ВКонтакте".
В возрасте 17 лет парня ударили по губам грязными руками. С этого момента у него начал развиваться навязчивый страх загрязнения, в дальнейшем только прогрессировавший под воздействием обстоятельств.
За несколько месяцев до совершеннолетия молодой человек попал в приют. Его иммунитет там столкнулся с агрессивной микробной средой. Женя поведал мне, что с гигиеной воспитанников учреждения все обстояло так плохо, что он решил ни с кем не здороваться за руку и не мыться в общем душе. Несмотря на эти меры предосторожности, сначала он заразился бородавками, а перед самым 18-летием у парня обнаружили туберкулез.
"В диспансере для меня начался настоящий ад. Я был помещен в общую палату с социально неблагополучными людьми: алкоголиками, бывшими зэками, больными СПИДом, бомжами. Мизофобия из-за этого усилилась до максимальной стадии. Я открывал и закрывал краны втулкой от туалетной бумаги. Не мог прикасаться к дверным ручкам. У меня регулярно случались нервные срывы на почве давления со стороны мизофобии на мозг. Через год я выздоровел. Но после того как покинул диспансер, расстройство никуда не делось", - написал мне Женя.
Фото: ©REUTERS
Мизофобию он сравнивает с монстром из детских страхов, притаившимся под кроватью. "Отличие в том, что этот монстр реален. Стоит вытащить ногу из под одеяла, и он затащит тебя к себе", - добавил он.
Образ жизни Евгения сильно подчинен его психическому состоянию. По словам парня, выйдя из диспансера, он избавился от всего старого. Первым делом выбросил все вещи, которые носил и которыми пользовался. Потом продал квартиру.
Сейчас Евгений работает поваром. Живет в съемном жилье, арендуя его на пару с кем-нибудь. При этом выбирает только дорогие квартиры, чтобы быть уверенным, что в них не жили люди из малообеспеченных слоев населения.
Каждый вечер Евгений стирает одежду. Передвигаться в общественном транспорте старается только в крайних случаях. Носит с собой салфетки.
"В транспорте стою как идиот, даже если есть места. Не берусь за поручни. Выискиваю бомжей, и если они есть, стараюсь как можно быстрее уйти подальше или выйти. Если кто-то кашляет, у меня реально повышается температура. Алкоголиков и прочий сброд на улице обхожу стороной, задержав дыхание. В общем-то я уже привык. Обычная жизнь. Только моюсь слегка долго. Я пробовал принимать таблетки по рекомендациям врача. Не помогло. Это сидит глубоко в голове. Вытащить можно, только лишь стерев память", - заканчивает свою историю Женя.
Спасибо эволюции
Микробиологи делят микроорганизмы на непатогенные, условно-патогенные (способные вызывать заболевания, например, при сниженном иммунитете) и всегда патогенные. Также микроорганизмы разделяются по степени опасности. Об этом рассказала преподаватель кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии КазНМУ имени Асфендиярова Екатерина Колоскова.
С самого рождения, начиная с прохождения по родовым каналам, в организм человека заселяется и нормальная микрофлора. Эти микроорганизмы, поселяясь в носу, во рту, в кишечнике и других местах, защищают нас от патогенных организмов. К ним относятся, к примеру, бифидо- и лактобактерии, некогда хорошо прорекламированные Иваном Ургантом.
"Мы не находимся в вакууме, поэтому микробы нас окружают везде: в помещении, на улице, в общественном транспорте. Каждый день мы контактируем с людьми, имеющими свой гормональный и иммунный статус. Они могут быть носителями разных бактерий - золотистого стафилококка, пневмококка, гемофильной палочки. И эти бактерии способны поселяться и у нас в носоглотке, но под влиянием иммунной системы пожить лишь некоторое время. Все это будет происходить периодически. При контакте с теми же поручнями в автобусе мы можем подхватить не только сами бактерии, но и также яйца простейших. Глистов в простонародье. Также периодически что-то не то съесть. Микробы могут пройти транзиторно или вызвать заболевание. У нас есть собственные барьеры. На примере желудочно-кишечного тракта - это микрофлора полости рта, желудочный сок в желудке, микрофлора в толстом кишечнике. Спасибо эволюции, которая нас так хорошо защищает", - говорит Екатерина Колоскова.
Фото: pixbay.com
Научное сообщество признает, что эволюционирование микроорганизмов представляет угрозу для человечества. У бактерий развивается устойчивость к антибиотикам.
"Это результат того, что человек бесконтрольно принимает антибиотики, делает это без назначения врача, принимает их только до субъективного улучшения состояния. Когда на третий день становится субъективно хорошо - бросает. Все это ведет к развитию антибиотикорезистентности. ВОЗ даже опубликовала список наиболее актуальных патогенов. К отдельной группе отнесли возбудитель стрептококк pneumoniae, который вызывает внебольничные пневмонии во всем мире. Наиболее часто: менингиты, острые и средние отиты. Для этого вида микроорганизмов необходимо синтезировать новые, более эффективные антибиотики", - пояснила Колоскова.
Как спокойно жить после такой информации? Как рассказала микробиолог, главное - мыть руки: перед едой, после посещения туалета и общественных мест. Причем исследование выявило, что наиболее эффективное средство от микробов - хозяйственное мыло, а спреи для обработки рук показали низкий результат.
"Самая главная функция мыла - не убивать микробы, а смывать их. Чем больше мыла, пены на руках, тем больше эффективность. Когда мы постоянно прибегаем к агрессивным методам удаления микрофлоры (спиртовой санитайзер - прим. ред.), мы лишаем себя нормальной защитной микрофлоры. Также нужно проветривать помещение, с наступлением холодов стараться избегать мест с большим скоплением людей", - дала рекомендации эксперт.
Подготовил Павел Атоянц