9 сентября в СМИ появилась информация, что в городе Кульсары Атырауской области обрушилась крыша строящейся школы на 1 200 мест. Предварительной причиной назвали "нарушение условий хранения стройматериалов", однако специальная комиссия должна установить точные причины.
Такое периодически случается. И тут просматривается явное системное противоречие: с одной стороны, на возвращённые активы страна строит "умные", очень технологичные школы, с другой — иногда новые школы сдаются с недоделками, а с третьей — старые приходят в упадок, рушатся; а дети в некоторых регионах вынуждены учиться в магазинах, спортзалах и амбулаториях. И вроде идёт модернизация, но то и дело натыкается на глубинные проблемы и сгнившие коммунальные сети. И что важнее — строить новое или чинить старое? Tengrinews.kz разбирается в вопросе.
Миллиарды коррупционеров — детям
С 2022 года власти Казахстана активно занимаются возвращением в страну незаконно выведенных активов. Кампания началась после январских событий.
По последним данным, озвученным в Послании Президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана, в казну государства уже возвратили около 850 миллиардов тенге.
Антикоррупционная служба в июне текущего года отчитывалась о возврате другой суммы: триллион 152 миллиарда тенге. Но Антикор уточнял тогда, что под активами подразумеваются не только деньги, но и бизнес-центры, административные здания, коммерческие помещения, квартиры, особняки, земельные участки и даже люксовые автомобили.
Средства, изъятые у коррупционеров, идут на строительство новых школ. Осуществляет этот процесс созданный в 2023 году Фонд поддержки инфраструктуры образования. На его специальный счёт по состоянию на июнь 2025 года было зачислено 153,3 миллиарда тенге возвращённых активов.
По данным Министерства просвещения Казахстана, эти средства должны пойти на строительство 89 школ на 100 тысяч мест. И если верить отчёту ведомства, работа идёт полным ходом — многое уже успели сделать и намечается, судя по сообщениям госоргана, даже перевыполнение плана:
- Из 89 школ (финансируемых за счёт возвращённых активов через фонд) открыты уже 74 школы на 83 тысячи ученических мест.
- Всего по стране к 1 сентября распахнули двери 83 новые школы на 111 тысяч мест:
- 57 — в рамках национального проекта "Келешек мектептері",
- 11 — Фонд поддержки инфраструктуры образования,
- 15 — за счёт инвестиций.
- До конца года планируют завершить строительство ещё 111 школ на 140 тысяч мест.
Кстати, совсем недавно у нас выходил материал как раз о таком учебном заведении — созданном за счёт возвращённых активов. Это школа в Астане, у которой есть собственное футбольное поле, система Face ID на входе, электронные табло с расписанием, кабинеты ЛФК для детей с инвалидностью (школа вообще инклюзивная), фонтанчики с питьевой водой, кабинеты робототехники, уникальный подход к преподаванию английского и китайского, сингапурская математика среди предметов и многое другое:
И это, без всякого преувеличения, замечательное место для обучения. Но тем и сильнее контраст. Пока власти активно занимаются строительством новых объектов образования, со старыми возникают серьёзные проблемы, которые решаются довольно медленно.
Разрушенные школы за миллионы тенге
Судя по публикациям СМИ и регулярным скандалам в социальных сетях, самая серьёзная проблема действующих (или старых) казахстанских школ — плохая инфраструктура и некачественный ремонт.
Например, в июне 2025 года в средней школе № 9 имени Ахмета Байтурсынова Петропавловска прямо во время торжественной церемонии вручения аттестатов обвалился потолок в актовом зале: сверху посыпалась отделочная плитка. Вот фото, сделанные на месте сразу после обрушения:
Это здание 1988 года постройки, здесь учатся 1500 детей. Текущий ремонт планировали начать примерно через неделю после выпускного. Директор после произошедшего сообщила, что плитку меняли примерно пять лет назад. Однако в местном управлении образования тогда уточнили, что актовый зал ремонтировали больше 20 лет назад.
В июле в общеобразовательной школе-гимназии, расположенной в селе Курык в Мангистауской области, рухнула кровля. Этот момент попал на видео: часть потолочного перекрытия в актовом зале резко обвалилась. И это довольно пугающие кадры:
Судя по записи, в момент происшествия в помещении никого не было — повезло, что это произошло летом, когда уже начались каникулы.
И эта школа, в отличие от той же петропавловской, была введена в эксплуатацию не так давно: в сентябре 2009 года; рассчитана на 1200 учеников. По факту завели уголовное дело.
В начале августа стало известно, что школа № 28 в Караганде, которую строили как раз по программе "Комфортная школа", не готова принимать учеников. Несмотря на то что объект официально сдан в декабре прошлого года.
Наши корреспонденты, которые там побывали, отмечали: в здании протекла крыша, затопило подвал, теперь внутри сырость, сроки подготовки к учебному году сорваны.
Открыть недостроенную школу за 700 миллионов тенге
Однако есть случаи и более запущенные, чем упомянутые выше.
Так, читатели прислали в редакцию видео: съёмка велась 1 сентября в общеобразовательной школе № 14 в Кокшетау. Её должны были отремонтировать и открыть ко Дню знаний.
Но вот в каком состоянии она была к этому моменту: в помещениях не то что черновая отделка, а вообще никакой — просто голые бетонные полы, в некоторых стенах и в потолке — дыры, торчащие провода, затопленный подвал, прямо в момент съёмки во дворе погрузчики сгребают кучи строительного мусора. Более того, у здания даже нет крыши.
На видео родители ругаются с каким-то мужчиной, видимо, имеющим отношение к строительной бригаде. Ему явно не нравится, что родители ходят по школе, предъявляют претензии и всё снимают.
Мамы и папы возмущены:
"Что нам обещали, никто ничего не выполнил. Я изначально знал, что ничего не будет, лишь бы замылить глаза, обмануть".
"Я боюсь своего ребёнка отправлять в эту школу, это же ужас. Ничего не готово".
По их словам, несмотря на ужасное состояние здания, детей всё равно планировали там обучать, а родителей "пугали, чтобы не распространяли видео".
Дальше ещё интереснее. Управление образования города Кокшетау опубликовало в своих соцсетях красочный reels о том, как радостные ученики 2 сентября пришли на линейку в эту самую школу, но... полностью отремонтированную.
На видео госоргана другая картинка: там запечатлен вход, несколько классов, где идут уроки, в библиотеке выдают учебники. Всё показанное в более или менее приемлемом состоянии.
Также интересны и комментарии под этим постом. Большинство из них — похвала в адрес школы и её руководства за "замечательное обновление", "новую мебель" и "приятное светлое пространство".
Однако встречаются и скептики, которые откровенно удивляются, каким "волшебством" удалось привести всё в порядок за два дня, и требуют снять школу целиком, обвиняя управление образования в том, что этот reels сделан "для отмазки". Особенно людей интересует спортзал. На кадрах, которые мы получили от наших читателей до этого, он был полностью разобран — там не было даже пола.
Чтобы прояснить ситуацию, мы направили запрос в управление образования Акмолинской области. Примечательно, но там заявили: капитальный ремонт в школе № 14 близок к завершению.
По их словам, основная часть внутренних работ уже выполнена, за исключением спортзала; классы полностью готовы; учебный процесс стартует вовремя — со 2 сентября; а оставшиеся наружные работы — включая ремонт кровли, фасада и спортивных площадок — завершаются и не повлияют на занятия.
Нельзя не отметить, что всё это обновление проводилось за государственный счёт. Согласно данным портала госзакупок, договор на капитальный ремонт школы № 14 в Кокшетау был заключен в 2023 году. Его сумма составила 671,4 миллиона тенге. Более того, дополнительно почти 19 миллионов тенге были потрачены на разработку проектно-сметной документации и еще 20 миллионов тенге — на технический надзор за строительством.
Получается, что государство потратило больше 711 миллионов тенге на ремонт, который не был завершён в срок. И если верить нашим читателям, местные власти, вместо того чтобы признать ошибку и исправить её, создают иллюзию, что всё в порядке, снимая патриотичные видео со школьниками.
Обрушение стены, 448 миллионов тенге и уроки в больнице
Ещё более интересная ситуация складывается в селе Новонежинка Аулиекольского района Костанайской области. Там уже второй год продолжается капитальный ремонт местной школы.
Летом 2024 года она осталась без крыши. И как раз начался сезон дождей. Вода стекала до первого этажа. К осени в здании сняли окна, но так и не установили, часть кабинетов на первом этаже всё же подготовили к учебному году, но заниматься там было в принципе невозможно. Вот что говорили родители тогда, 5 сентября:
"Вода бежала до первого этажа, крышу в мае сняли, а летом такие дожди были. Жалко и детей, и учителей, ведь заниматься теперь приходится в таких условиях. Окон нет, завтра дети на сквозняке будут учиться. Красят классы, и дети на первом этаже этим дышать будут. А область отчитывается, что все школы готовы к новому учебному году".
А уже через два дня, 7 сентября, всё стало ещё хуже. Во время продолжающихся ремонтных работ в здании обрушилась стена вместе с плитами перекрытия. К счастью, внутри не было ни детей, ни педагогов.
Комиссия зафиксировала дефекты фундамента, стен и плит, но в официальном заключении здание признали "неаварийным". В акимате заявили, что школа может эксплуатироваться после укрепления. Эти заявления не убедили родителей.
"Столько тонн грунта было вбухано на этажи, разве школа с деревянными полами была на это рассчитана? Школа стояла месяц без крыши во время проливных дождей, замочило все этажи. Такой вес деревянные конструкции не выдержат. Поэтому своих детей в школу я не пущу", — говорил местный житель Александр Куликов.
Школа для Новонежинки всегда была важным центром притяжения. Сюда на занятия детей возили даже из соседних аулов. Но доверие к её безопасности было подорвано.
Между тем власти ещё в 2024 году уверяли: ремонт близится к завершению, подрядчик устраняет замечания, а объект готовят к приёмке. При этом местные жители требовали прекратить работы. Они настаивали на том, что это бессмысленно, потому что школа в аварийном состоянии, говорили, что нужно строить новое здание.
И вот сентябрь 2025-го, а стройка до сих пор не завершена. Из-за затянувшихся работ дети весь прошлый год были вынуждены учиться в помещениях, которые им выделили на замену: в борцовском зале, детском саду и даже в здании амбулатории. И сейчас занимаются там же.
"Дело движется к открытию, но родители по-прежнему боятся отпускать туда детей. Школа как здание-призрак: смотришь - вроде красиво, но радости нет в глазах и открытия не особо и ждём. Единственное, что детям некомфортно учиться в тех условиях, в которых учатся сейчас: больница, детский сад, борцовский зал. Кабинеты очень маленькие, душно и неуютно", — поделилась мама одного из учащихся, мы говорили с ней на днях.
Что касается споров вокруг того, пригодно ли это здание к эксплуатации (даже и после ремонта, который обещают вот-вот завершить) — родители отмечают, что всё дело в разных экспертизах.
Одну подрядчик делал у независимых специалистов сразу после обрушения, и там чёрным по белому написано, что здание аварийное. Вторую экспертизу предоставил акимат, и там предусмотрено усиление здания, но аварийность не подтверждена. В акимате же заверяют, что контроль на объекте строжайший и никаких дефектов, угрожающих жизни школьников, нет:
"В настоящее время подготавливаются документы по приёму объекта в эксплуатацию, после завершения учащиеся будут обучаться в стенах школы", — сообщил руководитель отдела образования Аулиекольского района Досбол Кусайнов.
Параллельно в экономическом суде идёт разбирательство по факту признания подрядчика недобросовестным поставщиком.
Интересно также узнать, сколько всё это стоило. По данным портала госзакупок, контракт на строительство был заключён в январе 2024 года.
Его стоимость составила 427,8 миллиона тенге. Помимо этого, дополнительно было потрачено восемь миллионов тенге на разработку проектно-сметной документации и ещё 12,7 миллиона на осуществление технического надзора за строительством.
В итоге: строительство, после которого произошло обрушение стены и которое закончилось множеством проблем для местных жителей, обошлось местному бюджету больше чем в 448 миллионов тенге. И дело ещё не завершено.
Потратить 900 миллионов и учить детей в магазине
В селе Нура Алматинской области по состоянию на июль 2025 года единственная школа была закрыта на реконструкцию, и так уже третий год.
Родители возмущены: нормального образования в таких условиях нет.
"Работа стоит. Строителей нет. Мы третий год живём на одних обещаниях", — пожаловалась жительница посёлка Арай Муратова, выпускница этой же школы.
По словам родителей, её закрыли на ремонт в мае 2023 года — не дожидаясь окончания учебного года. Обещали: успеют за лето. Но вместо этого к началу учебного года детей пришлось распределять по разным помещениям. Уроки шли даже в магазине, предоставленном местным предпринимателем.
"Спасибо владельцу магазина — в прошлом году дети учились у него. А в этом даже не знаем, где будут", — говорила другая местная жительница Анаргуль Айтрахимова в июле этого года.
Учителя вынуждены бегать из одного конца села в другой — от акимата до Дома культуры. Уроки сократили до 30 минут.
При этом компания, затянувшая ремонт, ссылается на финансовые трудности. В местном акимате сообщили, что подали в суд на старого подрядчика и наняли нового. Но родители настроены скептически. По их словам, новые окна в здании уже разбиты, а штукатурка отваливается.
Хотелось бы обратить внимание и на внушительную сумму, которую выделили этой компании. По данным портала госзакупок, в итоге капитальный ремонт с сейсмоусилением общеобразовательной школы в селе Нура стоил 902,2 миллиона тенге.
Нарушения при строительстве школ
Однако проблемы встречаются не только со старыми школами, построенными ещё во времена Советского Союза, но и с новыми. Так, проверки контролирующих органов свидетельствуют о серьёзных проблемах в национальных проектах "Комфортная школа" и "Келешек мектептері".
К примеру, согласно заключению Высшей аудиторской палаты, программа "Комфортная школа" показал наличие системных нарушений, связанных с финансированием, планированием и контролем.
- Проект оказался недофинансирован на 520 миллиардов тенге, при этом более 300 миллиардов в течение нескольких месяцев оставались неосвоенными.
- Кроме того, нередко строительство начиналось без утвержденной проектно-сметной документации, что противоречит законодательству.
- Выросли расходы на проектирование — на 3,8 процента сверх плана, а итоговая стоимость некоторых школ превысила расчетную на 35–52 процента. Из 208 школ, запланированных к строительству в 2023 году, лишь немногие получили все необходимые согласования.
Отдельной проблемой стали коррупционные риски. По данным Антикоррупционной службы, с начала 2023 года в сфере образования возбуждено 229 уголовных дел на сумму ущерба более 15 миллиардов тенге. В совершении преступлений изобличены 317 человек, из которых 144 уже осуждены.
Агентство по финансовому мониторингу взяло проект под особый контроль. Благодаря проверкам удалось предотвратить излишние расходы и сэкономить около 10 миллиардов тенге из утверждённых бюджетных ассигнований. Всего на строительство 369 школ выделено 2,3 триллиона тенге, что потребовало особого финансового надзора.
Нарушения выявлены и при строительстве школ BINOM в Астане. Счётный комитет установил, что стройкомпания завысила сметную стоимость более чем на три миллиарда тенге, допустила необоснованные расходы на 545 миллионов, а одна из этих школ обошлась бюджету в 6,2 миллиарда тенге.
В том же отчёте представители Высшей аудиторской палаты отметили, что за 10 лет расходы на социальный сектор выросли в три раза, в том числе на среднее образование — в 3,5 раза. Однако реального улучшения образовательной инфраструктуры не произошло, а программа "Комфортная школа", в частности, показала слабые результаты в прошлом году: из 105 запланированных школ завершены лишь 13.
Что с этим делать?
Опыт последних лет показал: сама идея направлять возвращённые активы на строительство школ в Казахстане правильная и востребованная. Новые учебные заведения действительно появляются, и в ряде регионов это снимает проблему нехватки мест.
Но вместе с тем на поверхность вышли системные сбои, которые касаются самых разных проектов: от программы "Комфортная школа" до текущего ремонта давно существующих учреждений образования; от срыва сроков и завышенных смет до настолько плохих ремонтов, что дети годами вынуждены учиться в спортзалах и даже магазинах.
Как показывают отчёты аудиторов, проблема заключается не столько в недостатке средств, сколько в качестве их освоения и контроле. Даже признанные недобросовестными компании продолжают работать на объектах, а отчётность часто расходится с реальной картиной, которую видят родители и учителя.
Чтобы вернуть доверие к проектам, необходимо усилить независимый контроль за строительством и ремонтом, публиковать открытые отчёты о расходах и состоянии объектов, а также вовлекать местные сообщества в мониторинг. Важно не только строить новые школы, но и обеспечивать их безопасность, долговечность и соответствие современным требованиям. Только так возвращенные активы действительно станут ресурсом развития, а не поводом для новых скандалов. При этом в фокусе должны быть и старые школы, которые оказались как будто на периферии процесса модернизации и совсем разваливаются.
Читайте также:
Шевели нейросетями: готовы ли школы Казахстана к эпохе ИИ?
Единственный ученик в классе: как живут школы в маленьких сёлах Казахстана
Арена, которой нет: мы попытались найти крупнейший стадион Казахстана