Трамвай в Усть-Каменогорске встречает пассажиров строкой Абая о любви к человечеству. А за окном — минус 38, внутри — почти столько же. В вагонах — дыры, в которых свистит ветер, и бесконечно заедает дверь. Как сегодня выглядит ежедневный маршрут для тысяч горожан — узнайте из репортажа Tengrinews.kz.
Усть-Каменогорск — один из трёх городов во всём Казахстане, где сохранились трамваи. Но когда мы приехали сюда и поговорили с местными жителями, нам стало ясно: этот транспорт тут давно уже не достопримечательность.
Жалобы мы выслушали. Но прежде чем рассказать о проблеме, решили сами проделать типичный маршрут устькаменогорца. Поэтому в 9 утра субботы пришли на ближайшую трамвайную остановку на улице Кирова (идти до неё пришлось больше 15 минут).
Заранее маршруты мы не изучали и решили ехать на первом попавшемся трамвае. Ждать его пришлось долго. За это время несколько человек подошли к остановке, во всю длину которой висит баннер с цитатой Алихана Бокейханова: "Ұлтына қызмет ету — білімнен емес, мінезден".
Наверное, люди тоже хотели уехать. Но на улице был мороз в 38 градусов. И, скорее всего, именно поэтому они — не дождавшись — или вызывали такси, или просто уходили.
Спустя полчаса прибыл трамвай № 3. Это один из трёх трамвайных маршрутов в городе и самый протяжённый из них.
В надежде хоть немного согреться мы заходим в вагон. Пассажиров там немного. Но большинство из них стоят. Чуть позже мы поймём почему.
Внутри в глаза нам сразу бросается разбитое окно, перемотанное скотчем. На этом фоне особенно ярко смотрятся свеженаклеенные QR-коды для оплаты через систему "Оңай" и новый терминал на облезшем поручне. Проезд, кстати, стоит 90 тенге.
Присмотревшись, мы замечаем, что и ручки тут примотаны скотчем. А дверной проём прогнил и постепенно превращается в труху.
Потом мы разглядываем сиденья. Они, очевидно, очень старые — облезлая обивка, спинки, изъеденные ржавчиной.
Пассажиры рассказывают, что раньше сиденья подогревались, но в этот день от них тянуло леденящим холодом. Сесть — всё равно что прислониться к уличной лавочке в мороз. Те, кто всё-таки решается, почти сразу встают.
"Сиденья электрические, их подогревать должны. Я сел, думал, что согреюсь. Но нет", — посмеиваясь, говорит мужчина, пока мы делаем фото.
А для тех, кто в будни не находит свободного места, в трамвае, по всей видимости, сделали ещё одно место в углу:
Что ещё мы замечаем, что корпус вагона буквально расходится по швам:
Одна из дверей в этом трамвае не закрывается (и не открывается) автоматически — людям приходится прилагать усилия:
А другая — с дыркой:
Пассажиров немного, вероятно, из-за того, что день выходной. Кто-то едет на оптовку, кто-то — в гости. Правда, поговорить с ними о состоянии трамваев почти не удаётся — услышав наши вопросы, многие устало вздыхают: нет смысла всё это комментировать, мол, всё равно ничего не изменится — приходится просто терпеть.
"Все люди жалуются, — коротко отвечает нам только одна пассажирка, попросив не называть её имени. — Говорят, что старые вагоны уже стали, нужно менять. Они ломаются, ломаются. А их сделают и обратно возвращают на линию".
К моменту, когда мы доезжаем до конечной в районе вокзала Өскемен-1 (бывшая ж/д станция Защита), у нас буквально отмерзают руки. Фраза "внутри холоднее, чем снаружи" здесь как никогда кстати.
Остановившись, водитель-женщина грубо требует из своей кабинки, чтобы пассажиры выходили быстрее (двери, кстати, не открываются сразу — их заклинило). Говорит, что у неё обед — в 11 утра. Затем водитель резко вскакивает с места и тоже выходит из вагона.
А там спустя 15 минут ожидания приезжает ещё один трамвай № 3, и мы едем в сторону другой конечной. Людей здесь больше, но трясёт так, будто трамвай прыгает, а не едет.
Но в этом вагоне немного теплее и на контрасте с первой поездкой — не так уж и плохо.
Но самый большой контраст с тоже довольно изношенным видом этого вагона создаёт приклеенная к облезлому потолку цитата Абая — о любви к человечеству.
Изображениями великого казахского поэта и просветителя оклеили также каждое сиденье, сопроводив фразой: "Береги в себе человечность".
Но все наклейки уже ободрали:
Портретами поэта оклеили и кабину водителя с облупившейся краской. А QR-код для оплаты повесили прямо поверх одного из постеров с Абаем.
И если присмотреться, в двери водителя можно заметить дырку — через неё принимают оплату наличными:
А на полу в вагоне прямо в проходе лежит большой лом. Сам пол, похоже, начал расходиться, и его края просто обили лоскутами, чтобы хоть как-то зафиксировать.
Мы пытались поговорить с водителями трамваев, чтобы узнать подробнее об их работе и о том, зачем им в салоне лом. Но разговаривать они отказались.
Примерно так выглядит обычная поездка устькаменогорца.
Как сюда попали списанные вагоны из Алматы
Трамваи в Усть-Каменогорске работают ещё с советских времён. В какой-то момент они были переданы в частную собственность, и так было до 2018 года.
В феврале 2018 года из-за долгов трамваи отключили от электричества, и движение полностью остановилось. Позже оказалось, что "неизвестные срезали часть электролинии".
Вскоре после этих инцидентов трамвайный парк выставили на торги, и выкупила его социально-предпринимательская корпорация "Ертіс" (владел СПК акимат ВКО, а председателем совета директоров был Даниал Ахметов). Кстати, имущество стоило 853 миллиона тенге, но продали его почти в два раза дешевле — за 443 миллиона тенге.
В том же году СПК купила 13 подержанных трамваев у ликвидированного парка Алматы за 118 миллионов тенге — для обновления состава — и перевезла их в Усть-Каменогорск.
Так они выглядели:
Но мы таких трамваев на улицах не встретили. Жители говорят, что с того времени в городе появились более новые вагоны — синие и красные. Возможно, жёлтые алматинские вагоны уже обновили.
Всего в городе 19 трамваев, 12 из которых заменены на новые.
Кто сейчас владеет трамваями в Усть-Каменогорске
Трамваями города сейчас управляет ТОО "Транспортная компания города Усть-Каменогорска". На рынке перевозок оно почти восемь лет. Компания принадлежит государству: единственный её владелец — отдел финансов акимата города Усть-Каменогорска. А первый руководитель ТОО — Денис Федченко.
В 2020 году он был первым заместителем акима города. В 2023-м возглавлял Центр территориального управления при акимате города.
За всё время работы компания перечислила в бюджет 446 миллионов тенге налогов. Но динамика (считай — доходы) у них неравномерная:
Рекордная сумма по выплатам пришлась на 2024 год — 82 миллиона тенге. Отметим, что по объёму налоговых отчислений можно косвенно судить о доходах организации: чем выше налоги, тем выше её доход.
Почти за восемь лет работы компания фигурировала в 1 754 госконтрактах на общую сумму 3,6 миллиарда тенге. В 1 733 из них она также была заказчиком — закупала товары и услуги за госденьги.
Мы также нашли ТОО "Транспортная компания города Усть-Каменогорска" в 2GIS. В отзывах — можно предположить, что жители Усть-Каменогорска, — пишут, что вагоны нередко сходят с рельсов.
"Имеют право на жизнь". Что об этом говорит аким ВКО
После поездки на трамваях мы отправились на интервью к акиму Восточно-Казахстанской области Нурымбету Сактаганову и, кроме множества других вопросов, спросили, когда он в последний раз катался на местном трамвае.
"В прошлом году, когда мы купили три новых трамвая, специально прокатился, — ответил он. — Так удобно, там молодёжь — все радуются. Если экономически посмотреть, дохода нет. Но это наша история, это имидж нашего города".
Мы показали акиму эти же фотографии, рассказали о сломанных дверях, разбитых окнах и холоде, из-за которого руки замерзают до такой степени, что почти не двигаются.
Далее приводим отрывок из диалога с Нурымбетом Сактагановым:
— Что вы можете сказать о состоянии трамваев?
— Из 19 мы уже 12 новых трамваев закупили. В этом году и в следующем году уже этих старых трамваев не будет.
— Вы обещаете их убрать?
— Да, заменим на новые.
— Как вы сейчас оцениваете то, в каких условиях ездят люди?
— Так получилось. Таких трамваев два–три.
— В них адски холодно. Люди мёрзнут, руки не двигаются. Почему их до сих пор с линии не убрали?
— Новые — их 12 — катаются. Ещё семь мы должны за два года поменять. Если и эти семь уберём, люди вместо 10–20 минут ещё дольше будут ждать.
— Можете назвать их комфортными? То, что я вам показала.
— Не всё сразу — мы начали менять. Людей было много или мало? Сейчас уже многие на своих машинах ездят. Автобусы хорошо ходят. Мы приняли решение, что оставим трамваи и будем менять ежегодно. Ежегодно три–четыре мы покупаем.
"Москва не сразу строилась". Пара таких вагонов пока имеет право на жизнь. Потому что нет других. Сразу 100 процентов поменять бюджет не позволяет. Вы можете сейчас посмотреть — есть новые. Потом у людей можете спросить, есть ли новые трамваи. Они скажут "да". Есть старые, но они уже знают, что мы поменяем. Это временные трудности. До конца 2027 года старых трамваев не будет.
Редакция Tengrinews.kz будет следить за тем, когда эти трамваи окончательно выведут из эксплуатации и заменят на более комфортные.
Читайте также:
Поговорили с акимом ВКО о жёлтом снеге, старом доме, вертолётах и экс-резиденции Назарбаева
Правильные медведи, неправильный воздух. Репортаж из Риддера
"Ощущение неопределённости". У города на востоке Казахстана непонятное будущее