"Одно высокое должностное лицо"
Это действительно может показаться странным, но создается такое впечатление, что в последнее время председателя Агентства по делам государственной службы преследует дух Николая Васильевича Гоголя. Прошедшую неделю Алихан Байменов отстаивал в мажилисе парламента новый законопроект о государственной службе. Вопросов к председателю Агентства было много, он старался отвечать на них развернуто, где-то приходилось повторяться, поэтому оговорки были неизбежны. И вот, произнося уже в десятый, если не в двадцатый раз словосочетание "командное перемещение государственных служащих", он изменил его практически до неузнаваемости, так, что в итоге из его уст прозвучало выражение: "командное переселение душ".
"Было поручено в законе предусмотреть препятствие для командного переселения душ", - сказал с трибуны мажилиса глава Агентства, невольно навеяв ассоциации с "Мертвыми душами" Гоголя. Наверное, это и в самом деле была оговорка, так как вряд ли бы Байменов стал называть государственных служащих душами. Хотя, кажется, в этом нет ничего плохого, он же не назвал их души мертвыми. Да и переселяться душам госслужащих он не запрещал. Ведь речь шла лишь о препятствии на коллективное переселение. По одному переселяться-то можно.
Конечно же, это вздор. Ну, причем здесь Гоголь.
Итак, новый законопроект будет требовать от госслужащих соблюдения этических норм. В частности, их обяжут проявлять вежливость и корректность в общении с гражданами - за этим будут следить специальные комиссары по этике. Но самое интересное - чиновников заставят забыть о продвижении по службе по признакам родства, землячества и личной преданности.
"Вы сами в это верите?" - спросила Дарига Назарбаева у главы Агентства по делам госслужбы. Байменов ответил, что лично он - верит.
А еще государственные служащие будут наказываться за незаконные кадровые решения (незаконное назначение, незаконное освобождение, незаконное наказание). Точнее говоря, уже наказываются. "По материалам одной из проверок Администрация Президента сделала представление о том, чтобы наказать одно высокое должностное лицо. Сейчас в связи с незавершением этого расследования я не могу вам сказать, думаю, в скором времени вы услышите", - заинтриговал Байменов.
"Высокое должностное лицо"…ведь это почти как "значительное лицо" из повести "Шинель". То самое "значительное лицо", к которому был вынужден идти на поклон гоголевский мелкий чиновник Акакий Акакиевич, и которое так плохо обошлось с ним, за что, впоследствии было проклято.
Конечно же, и это вздор. Гоголь здесь абсолютно не причем.
Говоря о новом законопроекте о государственной службе, нельзя не упомянуть создание впервые в Казахстане высшего управленческого корпуса "А" - элиты государственной службы. То есть, учитывая все новшества законопроекта, можно предположить, что этот документ по всей видимости, призван искоренить из сознания граждан, скептически относящихся к государственной службе, любые попытки сравнения мелких казахстанских чиновников с персонажами вроде Акакия Акакиевича Башмачкина. Но, по правде говоря, редкие Акакии Акакиевичи вызывают куда больше положительных эмоций, чем очень распространенные в нашем обществе "значительные лица".
Ведь от "значительных лиц", во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых... но и во-вторых тоже нет пользы.
Ренат Ташкинбаев