23 апреля 2024 | 06:19

Онлайн "наступает", манекены травмированы. Что происходит на одном из рынков Астаны

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Судя по открытию различных карго и новых пунктов выдачи маркетплейсов, казахстанцы все больше "уходят в онлайн", предпочитая походам на рынок покупки в Интернете. Некоторые даже ухитряются делать заказы на сайтах, предназначенных, к примеру, исключительно для китайского потребителя.

Корреспонденты Tengrinews.kz посетили один из самых крупных рынков столицы под названием "Шанхай". И спросили у продавцов, как онлайн-торговля влияет на торговлю классическую.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Судя по открытию различных карго и новых пунктов выдачи маркетплейсов, казахстанцы все больше "уходят в онлайн", предпочитая походам на рынок покупки в Интернете. Некоторые даже ухитряются делать заказы на сайтах, предназначенных, к примеру, исключительно для китайского потребителя.

Корреспонденты Tengrinews.kz посетили один из самых крупных рынков столицы под названием "Шанхай". И спросили у продавцов, как онлайн-торговля влияет на торговлю классическую.

Обычный будний день. Рынки "Шахай" и "Big Шанхай". Найти здесь, кажется, можно все. Все, что не запрещено к продаже на территории нашей страны.

Берем разрешение на съемку у администрации. Снаружи делать фото нам запретили: сейчас на рынке идет реконструкция, которая должна перевести всю торговлю в крытые помещения.

Проходим мимо прилавков с продуктами...

Фрукты, овощи, сухофрукты... К этим прилавкам мы еще вернемся. Главная наша цель сегодня - побеседовать с продавцами одежды, обуви и всего того, что можно недорого заказать на маркетплейсах.

Задача эта оказалась не из простых. Несмотря на разрешение от администрации и наши уговоры, многие продавцы наотрез отказались фотографироваться и называть свое имя.

Однако мнением все же делились.

"10 лет занимаемся продажей одежды. С появлением онлайна покупателей действительно стало меньше. Не намного, но ощутимо. И постепенно продолжает становиться меньше. Сейчас ведь уже рушится этот стереотип о том, что китайское равно плохое. Наоборот, иной раз Китай шьет лучше, чем Турция. Но нужно уметь искать, разбираться в фабриках", - объясняет один из продавцов, занимающихся реализацией рубашек и деловых костюмов.

"А к декларации готовы?" - интересуемся мы.

"Скрывать мне нечего, все, что нужно, задекларирую. Но пока я этим не занималась, честно, времени нет", - прозвучал ответ.

Если разговорить некоторых продавцов, то можно узнать о них много интересного.

К примеру, мы познакомились с медсестрой, ушедшей из профессии после пандемии. Она поделилась, что такое решение ей далось нелегко. Насмотревшись на большое количество людских смертей, она оставила больницу и ушла в торговлю.

Идем дальше и замечаем то, что наверняка не найти в заграничных интернет-магазинах - школьная одежда в национальном стиле. 

"Покупателей стало меньше, это заметно. Но есть процент людей, кто попробуют онлайн, а потом все равно возвращаются к нам. Все-таки онлайн – это риск купить неподходящий размер, не так одежда будет сидеть, цвет не подойдет. И не всегда получается это вернуть. А когда на рынок пришел – померил, и сразу видишь, подходит или нет, нравится ли размер", - делится мнением один из продавцов.

Это Гульвира. Она уже около двух лет занимается продажей детской одежды.

"Дети будут рождаться всегда. Да и любой маме нравится одевать своего ребенка. У меня был выбор еще продавать мужскую одежду, но детская как-то по душе ближе".

"Многие мои родственники в торговле, и они, как и я, замечают, что покупателей становится меньше. Людям удобнее заказывать в Интернете. Мамам особенно это удобно. Да и я сама, когда в декрете была, заказывала одежду из Китая, США. Поэтому я задумываюсь о том, что нужно будет адаптироваться под спрос и, может быть, даже больше уходить в продажи именно через онлайн", - говорит Гульвира.

Гуляя по рынку, отвлекаемся на манекены. Некоторые из них словно заглядывают в душу...

Кстати, цены на манекены разнятся от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч тенге. Поэтому некоторые продавцы не спешат расставаться с поврежденными пластиковыми помощниками.

Даже если какому-то манекену на базаре нос оторвали...

Доходим до рядов с обувью и здесь разговариваем с продавцом по имени Даурен.

"Чуть-чуть есть спад количества покупателей. Но тут какие есть нюансы. Наш рынок - он находится на окраине города, и сюда людям из районов очень удобно приезжать . Эта категория населения пока не переходит на онлайн, так как им неудобно специально куда-то в город ездить за своими заказами. Городские же сейчас многие приобретают то, что им нужно, в ТРЦ и ТЦ. Поэтому сложно сказать, виноваты онлайн-магазины или что-то другое".

"Но обувь - это такая вещь, которую нужно мерить. Все-таки не всегда даже заказанное по размеру в интернет-магазине в итоге подходит. Я и сам пробовал продавать через интернет. Это очень сложно. Покупателю нужно везти несколько размеров, а он в итоге ничего не купит. Много нюансов. Поэтому лучший способ пока такой – офлайн", - считает Даурен.

Необходимость сдавать обязательную декларацию предпринимателей рынка не пугает. Они лишь называют ее дополнительной головной болью, которая прибавилась к налоговой отчетности.

Куда больше их беспокоит то, что на рынке не всегда есть стабильная связь. Из-за этого астанчане, привыкшие расплачиваться переводами или QR, начинают искать банкоматы, чтобы снять наличку. Одной из возможных причин перебоев со связью предприниматели называют близость "Шанхая" со следственным изолятором и учреждением № 3 минимальной безопасности.

Однако в Комитете уголовно-исполнительной системы нас заверили, что любые "глушилки", если они и стоят, работают исключительно в пределах учреждений. А все претензии касательно качества связи необходимо направлять сотовым операторам.

Некоторые продавцы считают, что онлайн-магазины на их продажи никак не повлияли.

"Покупателей меньше не стало. Мне, как девушке, удобнее сразу примерить, взглянуть, как смотрится на мне вещь или сумка. И все мои подруги также предпочитают покупать что-либо вживую. Это наш семейный бизнес на протяжении около 25 лет. И мы спада покупателей не заметили", - рассказывает Айзада.

Некоторые бутики на рынке напоминают оранжерею. С той лишь разницей, что все растения здесь искусственные.

Возвращаемся во "вкусную" часть нашей прогулки - павильоны с едой.

В одном из павильонов сухофрукты, орехи и специи продают сын и отец - Искандер и Исматулла.

"Многие из наших постоянных покупателей приходят не столько за покупками, сколько чтоб пообщаться, обменяться новостями, рассказать что-нибудь".

"Вся эта продукция импортная: Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Турция, Иран, Россия. У нас уже наработанные поставщики, знаем, где лучше и качественнее. Все здесь свежее, буквально недавно собранное в садах", - уверяют они.

Стоит ли павильонам с продуктами беспокоиться о растущей привычке казахстанцев делать покупки в Интернете?

Уходя, замечаем цифры 2021 из шариков. С обратной стороны они выстраиваются в надпись SOS. Может быть, это какое-то тайное послание?

Текст: Иван Сухоруков.

Фото: Турар Казангапов.

Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная