История города Алтая насчитывает больше 200 лет. В последние годы в этом населённом пункте всё больше разговоров о неутешительных прогнозах на будущее.
Корреспонденты Tengrinews.kz отправились на восток Казахстана, чтобы увидеть, как изменился город, где в последний раз мы были пять лет назад.
Город Алтай (до 3 января 2019 года — Зыряновск, Восточно-Казахстанская область) основан в 1791 году как рабочий посёлок при руднике после открытия богатого месторождения полиметаллических руд горняком Герасимом Зыряновым.
Сегодня Алтай представляет собой небольшой город районного значения с населением чуть больше 35 тысяч человек.
Алтай — типичный моногород, экономика которого зависит от одного крупного предприятия. Добывают здесь свинец, цинк, медь, серебро и золото. Всё это перерабатывается в концентраты, которые потом отправляются на заводы Усть-Каменогорска или экспорт.
Зависимость от единственного крупного работодателя делает экономику уязвимой. И это первое, о чём говорят с нами местные жители. Они обеспокоены тем, что исчерпание запасов Малеевского рудника приведёт к его закрытию и массовой безработице.
"Чтобы способствовать развитию города, необходимо вкладывать деньги исключительно в горнодобывающую отрасль — это основной фактор развития, — считает местный общественник Антон Ушаков. — К сожалению, в настоящее время наше горнорудное предприятие имеет перспективу остановки. Чтобы запустить новый рудник, с момента утверждения запасов до выхода на полную производственную мощность, необходимо от 10 до 15 лет. В настоящее время, насколько мне известно, в нашем районе не подтверждено ни одного крупного месторождения. Жители находятся в подвешенном состоянии, есть ощущение неопределённости. Уже сейчас мы наблюдаем отток молодёжи".
В аппарате акима города Алтая на опасения общественников нам ответили, что в регионе ведут геологоразведку и якобы в районе села Маяк уже получены положительные результаты. В 2026 году планируется пересчёт запасов и возможная постановка месторождения на государственный учёт. Это даёт жителям небольшую, но всё же надежду.
"Контракт по Малеевскому месторождению (из которого сейчас добывают полиметаллические руды) действует до конца 2027 года. Ожидается небольшой прирост запасов, переоценка ресурсов пройдёт в конце 2025 года — после этого примут решение о дальнейшем будущем рудника", — поясняют в аппарате акима города.
Новое название города, к слову, должно было стать его брендом с отсылкой на развитие туризма и привлечение инвесторов. Однако за шесть лет видимых изменений жители города не заметили. Даже в шутку говорили и говорят до сих пор: переименование стало первым и последним крупным изменением за долгие годы.
В городской администрации нам пояснили, что в Алтае в 2025 году реализуется 15 проектов в сфере туризма, торговли, услуг и малого производства, шесть из них — за счёт грантов. И приоритетным рассматривается уже не туризм:
"Город Алтай обладает значительным потенциалом в сфере малых производств, как продовольственных, так и промышленных. Именно это направление рассматривается как приоритетное в ближайшие годы", — рассказывают в аппарате акима города.
Да и сами общественники считают, что туризм ситуацию не спасёт.
"Туризм работает сезонно. Найдутся, конечно, те, кто захочет зимой здесь покататься на лыжах. Но это всё надо развивать, а я этого не наблюдаю. Перспектив развития у города я не вижу. Город переживает упадок, как бы это ни звучало сейчас. И превращается Алтай в город пенсионеров, потому что молодёжь уезжает", — делится мнением общественник Александр Дюженко.
По словам местных активистов, алтайцы покидают город иногда целыми семьями. Уезжают в ближайшие населённые пункты, например, в посёлок Новая Бухтарма. Некоторые отправляются за лучшей жизнью в другой моногород — Риддер. Ну и, конечно же, в областной центр — Усть-Каменогорск. Объявления о продаже квартир выставляют прямо под окна.
По этой же причине страдает и местный бизнес. Предпринимательница и общественник Сауле Бахтиярова признаётся, что перспектив для города она не видит:
"Много бизнеса закрывается, магазины закрываются, продаются. Даже я продала магазины, оставив только один. Если завтра добыча и производство закроются, то предпринимателям не будет никакого смысла здесь работать. Сейчас в городе чуть больше 200 магазинов, хотя ещё недавно их было более 350. Это о многом говорит. На это всё влияет много факторов. В том числе расширение списка социально значимых продуктов и сложная логистика (175 километров до областного центра, с одним из участков в виде серпантина — прим. редакции)".
Чтобы как можно быстрее продать свои коммерческие помещения, владельцы вывешивают объявления в местах, где когда-то были вывески.
Но не будем только о грустном и немного посвятим вас в особенности города. Сам Алтай живёт в своём ритме. Вам он может показаться непривычным.
Многие магазины здесь, по словам местных жителей, закрываются примерно в 18:00 – 20:00. Но это по будням. В выходные, чаще всего, в 15:00 большинство торговых точек уже не работают. А ещё — у них есть обеденный перерыв, во время которого в магазин не попасть.
Особенность местного рельефа — горы. По некоторым улицам придётся подниматься вверх или спускаться вниз. Но, как в Алматы, "вверх/вниз по такой-то улице" здесь не говорят. Ориентироваться в небольшом городке и без того несложно. Да и в целом за 30 минут его можно объехать на машине.
Если не считать Катон-Карагайский район, то это почти самая восточная точка Казахстана. Темнеет здесь, увы, рано. В промежутке между 15:00 и 16:00.
В архитектуре города ничего особенного. В большинстве своём это двух- или трёхэтажные домики, которые были построены примерно в середине прошлого столетия. Их фасады на некоторых улицах обновляют постепенно — за счёт местного бюджета. По-другому никак.
Управляющих компаний (КСК или ОСИ), обслуживающих эти дома по примеру крупных городов, попросту нет. Люди выбирают старших по подъезду или дому. Полы на общедомовой территории моют по очереди. А во дворах убирают во время субботников.
Похвально, что в 2025 году в рамках республиканского проекта "Таза қала" (если коротко — рейтинг санитарной чистоты, экологичности, благоустройства населённых пунктов) Алтай занял третье место среди 20 моногородов.
Ну и ещё одна, очень необычная (или непривычная) деталь. Благами цивилизации, а именно — горячей водой — алтайцы могут наслаждаться только во время отопительного сезона. Когда ТЭЦ прекращает работу на тёплое время года, горячая вода из труб исчезает, и жители включают бойлеры.
И снова вернёмся к проблемам. Одна из них — экология. Вот только жалуются алтайцы не на выбросы местных предприятий, а на мусорный полигон. Находится он на границе города. И нередко на нём случаются возгорания. Даже на спутниковых картах Google Maps виден дым, который ветром сдувает в сторону Алтая.
Горит свалка и сегодня. Сейчас она красиво присыпана снегом. Однако дым всё равно прорывается через кучи отходов и направляется в сторону города.
Вот как это выглядит из самого Алтая. Добавить к этому печное отопление, и в итоге получается микс, которым ежедневно дышат местные.
"Экологическая обстановка в целом неплохая. Даже если с тем же Усть-Каменогорском сравнить. Но роза ветров тянет весь этот дым в центр, и экология ухудшается. Полигон формируется неправильно у нас. Должна быть подсыпка пульпой, должна быть сортировка на органику, пластик, стекло, бумагу и так далее. Когда возгорание происходит, он может гореть год, полгода. Длительное время. Местные исполнительные органы должны провести совместную работу с подрядчиком по вывозу мусора и ДЧС. Чтобы закупить определённый материал, которым и потушат это возгорание", — объясняет общественница Сауле Бахтиярова.
В аппарате акима Алтая немного прояснили ситуацию. Как выяснилось, возгорание старых отходов произошло ещё в августе на глубине более 10 метров — на участке площадью 150 квадратных метров. Причём это старый мусор, который был свезён сюда ещё до 2000-х годов.
"Пролив водой не помог, поэтому очаги локализовали с помощью буртования и засыпки пульпой. Полигон работает в штатном режиме, ситуация под контролем, угрозы открытого горения нет", — пояснили в городской администрации.
Прогуливаясь по городу, мы решили проверить, что изменилось в Алтае за пять лет. Об одном изменении мы знали наверняка. Это отсутствие памятника Ленину, который уронил тракторист во время благоустройства в 2023 году.
"На освободившийся постамент можно было бы поставить памятник основателю города Зырянову или, например, Абаю. Говорят, сломанный памятник перенесли на "аллею Лениных" в парке Усть-Каменогорска. Но наши жители там были и Ленина "нашего" там так и не увидели", — рассказывают жители города.
Стоит отметить, что в апреле этого года постановлением Восточно-Казахстанского областного акимата пострадавшая статуя Ленина исключена из реестра памятников истории и культуры местного значения ВКО.
Фото ниже было сделано незадолго до того, как памятник "уронили". Снимок получился историческим. Сейчас уже нет ни Ленина, ни прежнего названия города.
Мы, к слову, специально приехали в Алтай именно зимой. Чтобы показать, как город выглядит в это время года. А выглядит он так, будто человек попал в сказку.
Вот только в реальность нас сразу возвращают плохо очищенные от снега тротуары. Местами это просто протоптанные людьми тропинки.
На очистку улиц жалуются и водители. Из-за колеи, по их словам, создаются аварийные ситуации.
Все эти замечания мы, опять же, озвучили акиму города. Нам пояснили, что в Алтае зимой очищают 192 километра дорог и улиц. Для этого подготовлены 20 единиц снегоуборочной техники, есть отапливаемые гаражи и запас в 200 тонн противогололёдного материала.
"В период сильных снегопадов уборка ведётся круглосуточно: сначала чистят магистрали, тротуары, маршруты автобусов и подъезды к соцобъектам, затем — второстепенные улицы и частный сектор. Работы контролируются ежедневно, в том числе дорожной полицией, все замечания устраняются оперативно", — заверяют нас в аппарате акима города.
А вот по словам активистов, в городе работает одна подрядная организация по очистке снега:
"Хотя могли работать как минимум две. Просто можно было разделить Алтай пополам, и каждый подрядчик чистил бы свою часть города. Они бы прекрасно успевали. И был бы ещё момент конкуренции. А так у нас один подрядчик, который не справляется".
Если подводить итог, то Алтай — город сказочных пейзажей и суровой реальности.
Он стоит на богатой истории и щедрых недрах, но всё сильнее ощущает пустоту вместо перспектив. За громким переименованием не последовало системных перемен. Туризм не стал спасением, а экономика висит на тонкой нити горнорудного комплекса.
Алтай — город, в котором ещё многое можно изменить. Но чтобы это случилось, одного красивого названия недостаточно. Нужны воля, вложения и настоящая работа — не ради отчётов, а ради людей.
Текст подготовил Иван Сухоруков
Фото Алимжана Аманжола
Читайте также:
"Живём на чемоданах". Посёлок на севере Казахстана готовится исчезнуть
Есиль — город в розовом цвете. Место, где людям не всё равно