Ошская резня - трагедия или предвыборная спекуляция
10 июня исполняется ровно год с начала второго за историю Кыргызстана межнационального конфликта между этническими кыргызами и узбеками. 438 погибших, более двух тысяч пострадавших. Уже год на юге страны пытаются восстановить сожженные дома, строятся новые жилища, открываются новые школы. Местные жители шутят: если бы не было конфликта, никогда бы на юге не появились такие современные многоэтажки и новые школы. Несколько сот миллионов долларов было инвестировано в Ошскую и Джалал-Абадскую области страны. И весь год руководство страны, местные чиновники и международные волонтеры пытаются помирить два этноса. Проводятся совместные молитвы по погибшим, заседания аксакалов, даже за интернациональные свадьбы стали выдавать по 2,5 тысячи долларов. Но женятся люди ведь не за деньги, говорят местные жители. Народная дипломатия сама старается восстановить мир, но, как ни парадоксально, мешают этому чиновники и различные эксперты.
"Отчет национальной комиссии обозначил конфликт по этническим группам - сколько убитых и на скольких узбеков или кыргызов завели уголовные дела по факту причастности к ошским событиям. Складывается впечатление, что была цель подчеркнуть только этнический признак, а не разобраться в проблеме", - отметил в своем выступлении на конференции по ошскому конфликту политолог Медет Тулегенов.
Доклад Национальной комиссии на презентации в парламенте страны провалился с треском. Депутаты, желая проявить заботу о стране, создали свою, парламентскую, комиссию. Несколько месяцев нардепы трудились, ездили в командировки, общались с местными жителями. Еще не опубликованный доклад парламентариев просочился в прессу и наделал много шума. По большей части из-за того, что вину за произошедшие события депутаты возложили на тогдашнее временное правительство. И если учитывать, что большинство из тех министров уже сидят в депутатских креслах, возмущению не было предела. К ответу в парламент вызывали тех, кто год назад пытался подавить межнациональную резню. Выявление крайних ни к чему не привело. Эксперты полагают, что кыргызский политбомонд настолько погряз в межклановой борьбе, что перестал уже разбираться в проблеме.
"То, что произошло в Оше, еще больше обострило проблему кланового раскола в стране и усилило противостояние севера и юга. Есть признаки латентной гражданской холодной войны, причем уже не по линии кыргыз - узбек, а по линии кыргыз - узбек - кыргыз", - отметил известный обозреватель Аркадий Дубнов.
Тем временем в Кыргызстане продолжала свою работу международная комиссия по оценке причин ошского конфликта во главе с Кимо Кельюненом. Специалистам этой группы ни в чем не отказывали. Эксперты имели доступ ко всей информации, ко всем уголовным делам, имели возможность опрашивать всех участников конфликта.
"Та свобода, которая была предоставлена международной комиссии, беспрецедентна не только для стран СНГ, но и для многих стран мира. И этот прецедент может остаться единственным", - подчеркнул на конференции в Бишкеке политический обозреватель Аркадий Дубнов.
"На моей памяти, нечасто руководители государств, где бы то ни было вообще, идут на подобного рода риск, дав карт-бланш внешним исследователям, предоставив архив и пространство для рассмотрения сложного конфликта внутри страны. Этот вопрос очень тонкий, касается и внутренней и внешней политики, да и просто репутации самих руководителей государства", - отметила руководитель аналитического центра "Полис - Азия" Эльмира Ногойбаева.
К вердикту международной комиссии в Кыргызстане отнеслись по-разному. Заключение о том, что ошский межнациональный конфликт не являлся геноцидом этнических узбеков, чиновники Кыргызстана восприняли на "ура". А вот критика властей в неспособности предотвратить и погасить межнациональную резню вызвала неоднозначную реакцию в парламенте страны. Два дня депутаты обсуждали отчет международной комиссии и постановили ни много ни мало объявить Кимо Кильюнена персоной нон-грата. Якобы негоже заморским гостям вмешиваться во внутренние дела суверенной республики, да еще и давать какие-то оценки действиям или бездействию кыргызских властей.
Неделю спустя после оглашения итогов работы международной комиссии своими результатами работы по изучению причин конфликта поделилась депутатская комиссия. На ковер в парламент пригласили все правительство, нынешнее и временное, состава 2010 года. Поучаствовать в дискуссии пришла и президент Роза Отунбаева. Но опять-таки все дискуссии свелись к тому, кто виноват в том, что резня была. Ни слова о том, как двум этносам излечить психологическую травму и как, в конце концов, продолжать жить дальше, вместе.
"После тех трагических дней в Кыргызстане так и не был дан полный объективный анализ событий. Мы видим различные интерпретации, вплоть до спекуляций, в том числе этнического характера. Но ни один из тех документов, которые были опубликованы, невозможно назвать попыткой беспристрастного понимания и анализа ситуации", - говорит руководитель аналитического центра "Полис - Азия" Эльмира Ногойбаева.
За обсуждением всевозможных отчетов в стенах парламента с пристальным вниманием следили участники и свидетели межнационального конфликта на юге страны. И им невдомек, как всевозможные отчеты можно использовать в уже начавшейся предвыборной президентской кампании. В борьбе с оппонентами для кыргызских политиков уже давно все средства хороши.
Накануне годовщины со дня трагических событий юг страны вновь полнится слухами, что конфликт может повториться. Представители двух этносов до сих пор с осторожностью поглядывают друг другу вслед. 10 июня весь Кыргызстан будет вспоминать тех 438 человек, которые погибли в прошлом году. По всей стране пройдут поминальные молитвы. День поминовения пройдет, а представители двух этносов на юге страны вновь попробуют жить дружно, как много лет назад. Попробуют играть межнациональные свадьбы, ашаром строить дома, пить зеленый чай с кыргызскими лепешками и узбекским пловом.
Ирина Крутова