"Озеро забрало две трети нашей территории. Под водой остались девять корпусов по четыре номера в каждом", — это одна из многочисленных жалоб владельцев турбаз на Алаколе. Озеро размывает берега, под воду постепенно уходят многие зоны отдыха на восточном побережье. Но жалуются их хозяева, конечно, не на сам Алаколь, а на то, как к развитию местного туризма подходят власти. Они уже давно подвергаются критике, а в июле получили выговоры за плохую подготовку местных курортных зон к сезону. Что касается озера, то звучат требования защитить его, экологию, безопасность и комфорт людей, которые приезжают сюда не только отдыхать, но и поправлять здоровье. Ведь Алаколь славится своими уникальными целебными свойствами.
Корреспонденты Tengrinews.kz отправились в область Абай, на восточное побережье Алаколя, и подготовили серию фоторепортажей о проблемах местного бизнеса, слабой инфраструктуре, подходах к грязелечению. В этом — первом — материале из серии мы расскажем о самом озере, которое рвётся из своих берегов, и о людях, которые пытаются привлечь внимание к проблемам Алаколя.
Путь до Алаколя
Добраться до озера Алаколь из Астаны можно несколькими способами: на машине, поезде или самолёте. Мы выбрали воздушный, чтобы сэкономить время.
Ближайший аэропорт — в селе Урджар. Билет из Астаны стоит чуть больше 50 тысяч тенге. Если же приобретать его заранее (например, за месяц), он может обойтись примерно в 18 тысяч тенге.
Длительность полёта — два с половиной часа.
Багаж здесь, к слову, выдают очень просто — прямо из прицепа спецмашины. Долго ждать не приходится.
Такси из Урджара до баз отдыха на восточном побережье стоит 4-5 тысяч тенге с человека.
Ещё примерно полтора часа пути — и мы на месте.
Тут сразу хочется обратить внимание на не совсем удовлетворительное состояние дорог и тротуаров (или их полное отсутствие). Но об этом в нашем следующем фоторепортаже. Сейчас нас интересует только береговая линия.
Базы отдыха уходят под воду
Знакомимся с хозяйкой весьма интересной базы отдыха. Её зовут Меруерт Айтказыкызы, и она рассказывает нам, что здесь когда-то проходили реабилитацию космонавты.
Восточный берег Алаколя входил в программу реабилитации для советских космонавтов. После возвращения на Землю и прохождения первичной адаптации, они отправлялись сюда на финальный этап восстановления. И восстанавливались именно здесь, где мы записываем это интервью.
Вода озера содержит радон, сероводород и другие полезные элементы, которые положительно влияют на кожу, опорно-двигательный аппарат, нервную систему и общее состояние организма. Об этом казахстанцы всегда говорили как о само собой разумеющемся, а в 2018 году всё это подтвердили специалисты национального центра государственной научно-технической экспертизы — тогда Алаколь впервые комплексно исследовали.
Сейчас в это сложно поверить, но когда-то зона отдыха для реабилитации была гораздо больше. Там, где сейчас вода, стояли другие корпуса. Постепенно берег размыло, а здания, которые уходили под воду, были разобраны на стройматериалы.
"Там, где мы сейчас с вами стоим, до озера когда-то нужно было пройти ещё 150 метров. Разрушение берега здесь — это настолько быстрый процесс, что за ночь может обрушиться 3-4 метра. В 2023 году нас услышали и помогли, выделив шпунты Ларсена, которыми укреплен берег", — рассказывает Меруерт.
Вот как выглядят эти самые шпунты:
По слова Меруерт, работа по их установке была проведена быстро и в рамках ЧС:
"Но для их установки нужно проводить специальное исследование, чтобы установить их правильно и надежно. Так как у нас уже были ситуации, когда они упали и мы забивали их уже за свой счёт. Смывание берега шпунты не остановили. Процесс продолжается. Волна бьёт, лёд весной сюда выталкивает. Всё это разрушает берег".
"Ещё один важный момент: здесь много грунтовых вод, — продолжает Меруерт. — И иногда берег просто вымывает в воду. Здесь необходимо провести специальное исследование, чтобы понять, как остановить этот процесс. Уверена, в Казахстане есть такие специалисты, которые могут все это изучить и помочь прийти к какому-то решению".
Такая же проблема и на соседней с той, где раньше восстанавливались космонавты, зоне отдыха. Она работает на Алаколе с 2005 года.
"Наша территория в то время составляла 2,4 гектара (имеется в виду начало работы зоны отдыха, 2005 год — прим. редакции). До озера было больше 200 метров. На сегодняшний день оно забрало две трети нашей территории. Под водой остались девять корпусов по четыре номера в каждом. Мы их не оставляли в воде, просто когда она приближалась, мы демонтировали строения", — рассказывает собственница второй турбазы, куда мы заглядываем, Аида Кунгажинова. И показывает нам снимки корпусов, которых уже нет.
Затопленные корпуса зоны отдыха, Алаколь, область Абай. Фото предоставлены Аидой Кунгажиновой
А по другим фото из архива Аиды видно, какой на озере случается ледоход с наступлением весны. Глыбы бывают и в разы больше, чем на снимках ниже. Их выбрасывает из воды, они разрушают постройки местных турбаз, сам берег и даже укрепительные сооружения. А ещё здесь бывают очень высокие волны, которые со всей мощью бьются о шпунты.
Таяние льда на Алаколе. Фото предоставлены Аидой Кунгажиновой
На озере когда-то давно начали устанавливать большой волнорез. Вот он, на фото ниже — вытянутое строение, похожее на большой пирс.
По словам владельцев баз отдыха, вообще он должен иметь Т-образную форму. И таких волнорезов планировали построить несколько штук вдоль берега.
"Теперь же этот единственный волнорез ту сторону защищает, а в нашу сторону волны стали бить ещё сильнее. Такая ситуация не только у нас. Многие базы на грани затопления. Два раза проект берегоукрепления начинали и до конца не доводили. Меняются акимы, сейчас вообще область разделили. Пока утвердят бюджеты, пока поймут, что нужно, к сожалению, многие могут не дождаться", — объясняет Аида.
По словам Аиды, один шпунт Ларсена весит больше тонны и стоит около полутора тысяч евро (почти миллион тенге). А таких шпунтов на один берег нужны десятки. Немало обходится и их установка:
"Базы отдыха за два-три месяца в сезон, да даже за два сезона, не зарабатывают такие деньги, чтобы самостоятельно закупить это всё и установить за своей счёт".
Безопасно ли купаться?
Незадолго до нашего приезда, 25 июля, на озере Алаколь катер наехал на 63-летнюю купавшуюся женщину. От полученных травм она скончалась на месте. Работники баз отдыха отмечают, что подобное случается ежегодно.
Причиной называют то, что на озере нет контроля за работой водного транспорта. Катера беспрепятственно подплывают к любому из пляжей. Буйками, к слову, не оборудован ни один из них.
Как нам рассказали хозяева местных турбаз, скутеров и катеров с каждым годом становится только больше. И вопрос безопасности они поднимают каждый год. Но пока курсирующие вдоль берега лодки МЧС следят только за тем, чтобы отдыхающие не заплывали слишком далеко. При этом владельцам водного транспорта замечаний никто не делает.
"Есть приказ МЧС, по которому безопасность на подобных пляжах должны обеспечивать местные исполнительные органы. Они обязаны оборудовать пляжи по соответствующему приказу. На восточном побережье акиматом оборудовано только 400 метров пляжа. То есть официально купаться можно только на нём", — разъясняет парадоксальность ситуации с безопасностью владелица двух местных зон отдыха Елена Асылбекова.
На фото ниже — те самые 400 метров "официального" пляжа.
"Что такое 400 метров пляжа для курортной зоны, где одномоментно могут отдыхать 20-25 тысяч человек? — Елена задаёт вопрос, ответ на который очевиден. — По факту береговая зона сейчас более четырёх километров, вдоль которых стоят другие базы отдыха. Но на других пляжах официально купаться нельзя. И если что-то случается, в акимате говорят: "Человек купался в неустановленном месте, он сам виноват". То же самое и с катерами и скутеристами. Они, по сути, могут подплывать к пляжу, который не является официальным. Буйков нет нигде".
Но туристы жалуются не только на катера и лодки, подплывающие туда, где купаются люди, но и на запах бензина, масляные пятна на воде, которые они оставляют. Так, мы фотографируем Елену довольно далеко и высоко от берега (на снимке выше), но даже на таком отдалении "слышны" пары топлива.
"Люди приезжают сюда не за пляжным отдыхом, а за лечением. Но получается, что дышат воздухом, как в городе. Разочарованные туристы потом уезжают и больше не возвращаются. Хотелось бы, чтобы государство проработало вопрос в пользу экологии и признало озеро, например, экологической зоной. Где запрещено движение транспорта на бензине или солярке. Пусть останутся вёсельные лодки, катамараны, на электрических батареях судна. Почему нет? Мы должны бороться за экологию, за возможность туристов отдыхать и оздоровляться здесь", — настаивает Елена.
Лечение грязью
Ещё одно место на Алаколе, которое заслуживает отдельного внимания, — берег с лечебными грязями.
Здесь есть несколько небольших "ванн" с грязью, которая, как утверждается, помогает при проблемах с суставами и кожей.
Говорят, чтобы получить целебный эффект, важно не только обмазаться грязью, но и дождаться, когда она высохнет. Некоторые усиливают его прогревом в парилках. Обычно их обустраивают в юртах. Но особенно креативные бизнесмены соорудили одну такую в старом автобусе.
А вот так выглядят грязевые ванны.
Туристы, которые давно посещают эти места, жалуются: раньше этот пляж был диким — здесь не было ничего, кроме той самой лечебной грязи и собственно песочного пляжа без инфраструктуры. А теперь, по их словам, тут всё коммерциализировали.
"Раньше именно сюда приезжали обмазаться грязью, чтобы после полежать в тишине на берегу, подышать озерным воздухом, а после спокойно смывали всё и возвращались на свою базу или шли купаться на оборудованный пляж. Теперь бизнесмены понастроили тут как попало ларьков, машины без конца катаются. Ни о каком спокойном оздоровлении и речи не идёт. Одну грязевую яму вообще огородили как загон для скота", — говорят нам туристы, которые недовольны тем, каким стало это место.
Владельцы ближайших турбаз разделяют возмущения отдыхающих, они тоже считают, что это уникальное место, а его обесценили.
"Хотелось бы, чтобы территорию этих грязей окультурили, а ещё провели исследование самой грязи. Такое исследование последний раз проводилось в 50-е годы прошлого века. Целебность озера была подтверждена в 2018 году. А грязи так и остались необследованными. И всё это до сих пор остается без присмотра", — делится мыслями владелица ещё базы отдыха на этот берегу, с которой нам удаётся поговорить, Альмира Утенова.
"У нас бывают туристы — приезжают с тросточкой, а уезжают уже без неё. И я всегда так радуюсь за этих людей, которым Алаколь пошёл на пользу", — добавляет она.
Некоторые не только принимают лечебные ванны тут, но и забирают грязь с собой.
"Это же корейская косметика, очень полезная", — то ли в шутку, то ли всерьёз обсуждают отдыхающие, черпая жижу пластиковыми стаканчиками и заливая её в бутылку.
Они наверняка приехали сюда на машине. Потому что на самолёте грязь провозить нельзя — в аэропорту её отбирают.
На этом наше изучение восточного побережья Алаколя не заканчивается. В следующем фоторепортаже мы расскажем о проблемах с инфраструктурой, а также покажем, куда сливаются нечистоты и вывозится весь мусор с баз отдыха.
К слову, по всем озвученным замечаниям редакция Tengrinews.kz направила запрос в акимат области Абай, ответ на который мы надеемся получить к выпуску следующего материала.
О проблемах на Алаколе говорят давно, но в центре всеобщего внимания он оказался, напомним, после того, как чиновники в правительстве были раскритикованы за слабую инфраструктуру и плохую его подготовку к приёму отдыхающих. После этого были организованы массовые проверки курортных зон на Алаколе. В результате нескольких чиновников привлекли к ответственности: строгий выговор объявлен курирующему вице-министру туризма и спорта, а также заместителям акимов Алматинской, Карагандинской, Абайской областей и области Жетісу, ответственным за развитие туризма. Просто выговор получили акимы городов Конаев и Балхаш, Алакольского района и района Мақаншы, а также акимы сельских округов. Также меры дисциплинарного взыскания были применены к госслужащим на местах и в различных управлениях.
Текст: Иван Сухоруков
Фото: Роман Павлов