Ожирение в Казахстане: как и чем сегодня лечат лишний вес

Ожирение в Казахстане: как и чем сегодня лечат лишний вес Фото предоставлено компанией "ГЕРОФАРМ"

Население Казахстана продолжает набирать вес: по разным оценкам, с ожирением сегодня сталкиваются более 26 процентов взрослого населения страны. Это не локальная аномалия, а часть глобального кризиса — Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит избыточный вес к ключевым угрозам здоровью. При этом медики подчёркивают: ожирение чаще является хроническим заболеванием, чем следствием образа жизни. В таких случаях пациенту требуется медицинское лечение, а не советы взять себя в руки.

Население Казахстана продолжает набирать вес: по разным оценкам, с ожирением сегодня сталкиваются более 26 процентов взрослого населения страны. Это не локальная аномалия, а часть глобального кризиса — Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит избыточный вес к ключевым угрозам здоровью. При этом медики подчёркивают: ожирение чаще является хроническим заболеванием, чем следствием образа жизни. В таких случаях пациенту требуется медицинское лечение, а не советы взять себя в руки.

О том, как современная медицина отвечает на этот вызов и как похудеть, если самоконтроля и дисциплины недостаточно, рассказывают эксперты.

Как ожирение угрожает развитию стран?

Итак, о проблеме ожирения ВОЗ говорит с 1970-х годов. Сначала эту проблему видели только в западных странах, прежде всего в США. Индустриализация питания (дешёвые ультрапереработанные продукты), снижение физической активности (урбанизация, автомобили, офисная работа) привели к тому, что люди стали потреблять больше калорий, чем им требовалось. Спустя 20 лет эта тенденция стала актуальной почти для всего мира.

"Когда я учился в университете, ожирение только формально признавали самостоятельным заболеванием, но не выносили в главный диагноз. Долгое время это происходило потому, что ожирение нечем было лечить. Кроме того, ожирение не связывали с сахарным диабетом. Лишь позже стало ясно, что диабет второго типа и ожирение — это два звена одного и того же процесса".

Роман Драй,
кандидат медицинских наук, директор научно-исследовательского центра "ГЕРОФАРМ"

Сейчас ВОЗ настаивает на интеграции профилактики и лечения ожирения в первичную медико-санитарную помощь. Люди с избыточным весом, считают эксперты, подвержены хроническим заболеваниям, которые требуют долгосрочных бюджетных расходов и снижают доступность ресурсов для других сфер. Одновременно ожирение ведёт к падению производительности труда, росту нетрудоспособности, инвалидности и преждевременной смертности, что отражается на ВВП и рынке труда.

"Ожирение запускает цепочку серьёзных последствий. Прежде всего, сахарный диабет второго типа. Он в свою очередь приводит к поражению сосудов, развивается микроангиопатия, которая может вызывать слепоту, резкое снижение зрения или почечную недостаточность, развитие атеросклероза", — объясняет Роман Драй.

Ожирение может быть фактором развития и других серьёзных заболеваний.

"Проблемы лишнего веса могут привести к онкологическим заболеваниям. Кроме того, вспомните, 64 процента всех погибших от коронавирусной инфекции — это были пациенты с избыточной массой тела и с диабетом. Об этом тоже нельзя забывать. Артериальная гипертония, которая также возникает вследствие ожирения, — это бич современного человека и причина номер один инфарктов, инсультов и других сосудистых катастроф".


Жанай Аканов,
эндокринолог, кандидат медицинских наук, президент ОФ "Казахстанское общество по изучению диабета".

Лечение ожирения семаглутидом

Учитывая масштабы и риски эпидемии ожирения, в сентябре 2025 года ВОЗ включила препараты для лечения ожирения и сахарного диабета в обновлённый Примерный перечень основных лекарственных средств (EML).

Одним из средств, которые эксперты считают продуктивным в борьбе с ожирением и сахарным диабетом, являются препараты на основе активного вещества семаглутид.

"Чувство голода и насыщения регулируется гормонами: одни стимулируют аппетит, другие — подавляют его. То есть голод возникает не спонтанно, а как результат гормонального сигнала, который через центральную нервную систему воздействует на головной мозг и заставляет человека пойти и поесть. Точно так же чувство насыщения — это биохимический сигнал мозгу о том, что приём пищи можно прекратить. С возрастом выработка гормонов, отвечающих за насыщение, снижается. Это естественный процесс старения и постепенная атрофия органов. В этой логике агонисты GLP-1, в том числе семаглутид, компенсируют дефицит этого гормона и усиливают сигнал насыщения", — объясняет Роман Драй механизм действия препаратов на основе семаглутида.

Справка: Агонисты GLP-1 — это класс рецептурных лекарственных препаратов, которые имитируют действие глюкагоноподобного пептида-1 — гормона, вырабатывающегося в желудочно-кишечном тракте и отвечающего за регуляцию аппетита и уровня глюкозы в крови. Они усиливают чувство насыщения, замедляют опорожнение желудка, снижают аппетит и стимулируют выработку инсулина при повышенном уровне сахара, не вызывая резких гипогликемий. Изначально агонисты GLP-1 применялись для лечения сахарного диабета второго типа, однако позднее были одобрены и для терапии ожирения как хронического заболевания. Препараты этой группы действуют через физиологические гормональные механизмы и используются в рамках медицинского лечения, а не как средство косметического снижения веса.

То есть речь идёт не о принудительном ограничении питания, а о гормональной регуляции, благодаря которой человек естественным образом ест меньше и быстрее насыщается.

Почему препараты для похудения вызывают настороженность?

Впрочем, несмотря на то что современная медицина признаёт ожирение заболеванием, многие до сих пор уверены, что лишний вес — это вопрос силы воли, а применение препаратов против ожирения воспринимается как лёгкий путь или обман, а не как лечение хронического заболевания.

"В обществе почему-то считается, что если человек много лет получал удовольствие, ел больше нормы, не занимался спортом и набрал вес, то теперь он обязан страдать, чтобы похудеть. Я надеюсь, что в ближайшем будущем это мышление изменится. Появились эффективные препараты, и лечение ожирения не должно сопровождаться страданиями", — говорит Роман Драй.

Такое отношение к препаратам против ожирения во многом связано и со стигматизацией людей с избыточным весом. Эта группа нередко сталкивается с порицанием не только со стороны общества, но и от медиков. Их жалобы обесценивают и дают советы просто меньше есть и больше двигаться, даже в тех случаях, когда медикаментозная терапия назначена по показаниям. Кроме того, препараты против ожирения вызывают много опасений, считают эксперты.

"Чаще всего упоминаются риски для щитовидной железы, возможные нарушения зрения и побочные эффекты со стороны желудочно-кишечного тракта. Такая настороженность возникла ещё на этапе доклинических исследований, когда у небольшого числа лабораторных животных были зафиксированы спонтанные случаи заболеваний щитовидной железы на фоне, а не вследствие приёма препарата. Эти данные были переданы регуляторам, после чего в инструкции появилось требование обследовать щитовидную железу перед назначением препарата. Позднее ряд научных публикаций опроверг прямую связь между приёмом препарата и проблемами щитовидной железы, но настороженность сохранилась", — объясняет Роман Драй.

Реальным риском может быть резкая потеря веса

Эксперт подчёркивает, что семаглутид, как и любое вещество, воздействующее на конкретный орган-мишень, требует осторожности, но на сегодняшний день масштабные клинические исследования и опыт применения у десятков миллионов пациентов не подтверждают системных рисков для здоровья — в противном случае такие эффекты были бы давно очевидны на уровне фармаконадзора.

"Конечно, побочные эффекты есть, как и у любого лекарственного препарата. Если побочных эффектов нет, то это ставит под сомнение его эффективность. При разработке и регистрации лекарств всегда оценивается соотношение пользы и риска: на одной стороне — клинический эффект и польза для пациента, на другой — побочные реакции и возможные нежелательные явления. Если польза превышает риски, препарат одобряется и может применяться; если же нежелательные эффекты перевешивают, его использование останавливают", — дополняет эксперт.

Фото предоставлено компанией "ГЕРОФАРМ"

Он отмечает, что реальным риском при лечении ожирения препаратами на основе семаглутида является слишком резкое снижение веса. Быстрая потеря 10–15 килограммов может сопровождаться изменениями со стороны внутренних органов, которые длительное время адаптировались к определённому объёму жировой ткани. При быстром уменьшении этой ткани положение органов может изменяться, что способно негативно сказаться на состоянии всего организма, говорит Роман.

Отдельного внимания, по словам специалистов, требует и правильный подбор дозы препарата: существует несколько дозировок и врач должен индивидуально решать, когда повышать дозу, а когда — снижать.

"Резко прекращать терапию нельзя, отмена должна быть постепенной, с поэтапным снижением дозы и обязательным контролем массы тела. Если после отмены вес начинает снова расти, необходимо разбираться в причинах и, возможно, сохранять минимальную поддерживающую дозу. То есть задача врача заключается не в назначении или отмене препарата, а лечении заболевания в целом", — утверждает Роман Драй.

Кому нужны лекарства против ожирения?

По словам специалиста, ожирение становится медицинским диагнозом на стадии первой степени. Но смотреть стоит не на абсолютный вес, а на индекс массы тела — ИМТ (чтобы его высчитать, нужно разделить вес в килограммах на квадрат роста в метрах - прим. авт.). Существует установленная градация ИМТ: норма, предожирение и ожирение, если человек переходит из зоны предожирения в стадию ожирения первой степени, речь уже идёт о заболевании, а на более поздних стадиях — о серьёзном хроническом диагнозе.

"Опасность ожирения заключается в его незаметном прогрессировании: человек может годами не испытывать выраженных симптомов, постепенно переходя из одной стадии в другую. Именно поэтому важно регулярно контролировать вес и понимать, в каком диапазоне ИМТ человек находится", — уточняет Роман Драй.

Он считает, что предожирение — это состояние, при котором ещё возможно ограничиться наблюдением и самоконтролем, однако при ожирении первой степени уже необходимо принимать активные меры для снижения веса, в том числе и приём препаратов.

"Но если человек приходит к врачу с избыточной массой тела, а не с ожирением, то первоочередная задача специалиста — объяснить, что в этом случае действительно достаточно скорректировать образ жизни", — подчёркивает Жанай Аканов.

Как отмечает президент казахстанского общества по изучению диабета, медикаментозную терапию ожирения нельзя воспринимать как волшебную пилюлю. Даже если пациент будет принимать препараты на основе семаглутида, но при этом продолжит есть вредную еду и вести малоподвижный образ жизни, выраженного эффекта может и не быть.

"Это в свою очередь снижает доверие к лечению как со стороны пациента, так и со стороны специалистов. Поэтому врач должен чётко объяснить, что препарат снижает аппетит, стимулирует выработку инсулина и уменьшает секрецию глюкагона, но не отменяет физическую активность и контроль калорийности питания", — говорит Жанай Аканов.

Между тем борьба с ожирением является одним из приоритетов здравоохранения Казахстана. Ожирение в Казахстане чаще диагностируется среди горожан: 55,8 случая на 100 тысяч населения, тогда как среди сельских жителей этот показатель ниже — 29,4. Эксперты связывают это с образом жизни: в крупных городах люди ведут менее активный образ жизни, чаще употребляют фастфуд и подвергаются большим стрессам.

Реклама
Реклама
Tengrinews
Материал подготовлен при поддержке Герофарм
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама