Парень на 1,2 миллиона тенге? Правда и мифы о современных казахстанских чабанах

Юлия Колмогорова Корреспондент
Фото: ©Tengrinews.kz / Юлия Колмогорова

Профессия чабана — особая для нашей страны, веками она была частью кочевой культуры, символом свободы, силы и связи с землёй. Как живут чабаны сегодня?

Профессия чабана — особая для нашей страны, веками она была частью кочевой культуры, символом свободы, силы и связи с землёй. Как живут чабаны сегодня?

Корреспондент Tengrinews.kz, побывавшая недавно в командировке на юге Казахстана, предлагает читателям увидеть современное лицо древней профессии: узнать, как трудятся, сколько зарабатывают и чем увлекаются чабаны.

Завязка

Идея этой статьи зародилась в алматинской редакции. Одна из коллег в ходе работы над материалом о подорожавшей говядине узнала от эксперта, что сейчас непросто найти профессионального чабана даже за большое вознаграждение.

"Как вы думаете, какая зарплата у чабана?" — спросила она нас, положив трубку после интервью.

Мы предполагали всякое, но сумма, названная экспертом, превзошла все наши ожидания: он утверждал, что чабанам сегодня платят 1 200 000 тенге в месяц.

Коллеги стали это обсуждать и сокрушаться, что, кажется, упускают возможности, что, может, ещё не поздно переквалифицироваться.

В итоге редакция решила выяснить: а кто действительно сегодня делает эту важную работу, которую часто недооценивают и считают непочётной, что она из себя представляет в современном мире и правда ли так хорошо оплачивается?

История первая: Икрам, коровы и Кенесары хан

Итак, за подробностями мы отправились на юг Казахстана.

Мы в селе Мерке Жамбылской области. Время шесть часов утра, ждём нашего героя.

И вот он появляется. Знакомьтесь, чабан Икрам.

Фото: © Tengrinews.kz / Юлия Колмогорова

Икрам едет на коне вдоль сельской улицы — гонит стадо коров на пастбище:

А мы идём за ним. Стадо приходит на место: недавно на этом поле рос ячмень, теперь урожай собран, и здесь можно пасти коров.

Фото: © Tengrinews.kz / Юлия Колмогорова

А мы начинаем беседовать с Икрамом о его жизни. Выясняется, что пастухом он работает уже пять лет.

— Почему вы решили стать чабаном? Кто-то из ваших родственников работал в этой профессии? — интересуемся.

— Чабанов у нас в семье нет. Я первым начал держать коров, и негде было их пасти. И сосед, у него тоже коровы, предложил: давай вместе будем пасти. И вот я начал пасти коров, — отвечает Икрам.

Сосед, по словам Икрама, занят в сельском хозяйстве давно.

"Да, он уже с опытом, у него своя земля, свои тракторы. А у меня что, только 6−7 коров сначала было. Когда я с ним начал пасти, даже на лошадь не умел садиться. Он лошадь предоставил мне, и вот — работаю", — описывает он первые шаги в чабанском деле.

Чабан Икрам. Фото: © Tengrinews.kz / Юлия Колмогорова

А до этого Икрам торговал овощами и фруктами. Но это оказалось невыгодным, и он решил "заняться молоком".

"Я сидел на базаре, фрукты, овощи продавал. Но там большая конкуренция, сами понимаете. И потом решил коров взять и молоком заниматься. Мы стали делать сметану, творог. Всё это делали и сдавали, и до сих пор я этим занимаюсь", — рассказывает чабан.

Во время разговора мы замечаем пастушью собаку, которая обегает стадо вокруг, ловко подгоняя отбившихся коров к основному коллективу:

Фото: © Tengrinews.kz / Юлия Колмогорова

Традиционно "чабанскими" считаются тобеты или тазы. Но оказывается, пасти коров или овец способна собака любой породы и даже совершенно беспородная, если её этому обучить. Правда, у встреченной нами меркенской помощницы, скорее всего, благородные предки. Посмотрите, какое "фамильное сходство" с Капитолийской волчицей, вскормившей в своё время основателей Рима:

Фото: Depositphotos.com, © Tengrinews.kz

Рабочий день чабана, или "Кто нам даст выходные?"

Но вернёмся к Икраму. Мы расспрашиваем его, во сколько он начинает работать.

    "У нас рабочий день начинается в пять часов утра. Встаём, коров доим, управляемся, ещё телята есть. Телят подпускаем к коровам, лошади есть. А потом выгоняем коров".

    А что потом, как проходит остальной рабочий день?

    "Нужно следить, чтобы коровы никуда не расходились, держались вместе, вон соседские коровы неподалёку стоят, — перечисляет Икрам. — Так они пасутся до обеда, потом их нужно отвести к воде, они попьют и час-два полежат там, отдохнут, потом пойдём обратно. И так до пяти часов вечера".

    Свой обед Икрам обычно берёт с собой, но иногда его привозят на поле родные.

    Заканчивается рабочий день чабана в пять вечера. Икрам добавляет: "Коровы сами знают, когда пора уходить". Они встают и направляются домой, потому что в шесть вечера начинается дойка.

    Любой работающий человек ждёт выходных, поэтому спрашиваем о них и Икрама. И узнаём, что у Икрама их просто нет:

    "У нас, правда, нет выходных. А кто нам даст выходные? Коров надо каждый день пасти", — объясняет он.

    И добавляет, что в редких случаях по договорённости его могут подменить сменщики, если надо, "например, на свадьбу или ещё куда".

    Икрам знает каждую корову, а они знают его

    Икрам знает всех своих коров и с чужими не перепутает. Но, интересно, что животные тоже знают своё стадо и различают своих и чужих.

      "Вот этот табун стоит, и вот ещё табун. Если моя корова туда к ним пойдёт, они выгонят её, потому что по запаху знают, что это чужая. И если корову чужой человек возьмётся доить, она не даст молока", — растолковывает нам Икрам.

        Фото: © Tengrinews.kz / Юлия Колмогорова

        Сезоны и сложности в работе чабанов

        Сезон выпаса открывается 1 апреля и продолжается до первого снега. Сроки могут немного сдвигаться в зависимости от погоды.

        Зимой скот стоит дома, в специальных загонах, кормится сеном и комбикормом. Впрочем, в тёплый период коров тоже подкармливают:

        "Перед дойкой обязательно надо положить сено и корм, а то они не дают молока. А если ты даёшь корм, они во время дойки будут спокойно стоять", — объясняет Икрам.

        А самый трудный период в работе чабана наступает в мае.

        "В мае появляются такие мухи — слепни, которые коров больно кусают. Так что они поднимают хвосты и очень быстро куда попало убегают. За деревьями прячутся, ещё куда-то убегают — весь месяц продолжается такое мучение. Но это только в мае. А потом они успокаиваются, и всё", — делится Икрам.

        Осенью всегда полегче, продолжает чабан, потому что уборка на полях заканчивается, и фермеры разрешают пасти скот там.

        До этого приходится выгонять стадо на луга, которые расположены значительно дальше; искать подходящие пастбища с водой поблизости, постоянно перемещаясь со стадом.

        Какая всё-таки у чабана зарплата?

        Конечно, мы спрашиваем у Икрама и про зарплату чабана в 1 200 000 тенге, слухи о которой ходят в Алматы. В ответ он смеётся и говорит, что при таком заработке он ездил бы за коровами на джипе, а не на лошади.

        "250 тысяч за месяц — вот такая зарплата у пастуха", — уже серьёзно говорит он.

        Но у нашего героя всё-таки собственный бизнес, заработать удаётся побольше. А его коллеги, работающие в найме, не согласились дать нам интервью. Возможно, они связаны корпоративной коммерческой тайной.

        Но Икрам уточняет, что нанятый пастух ещё и несёт материальную ответственность за каждую корову. Если она потеряется или с ней что-то случится, убыток полностью вычтут из его зарплаты.

        По информации от чабана, хорошая корова стоит 600−650 тысяч тенге, средняя — 500−550 тысяч.

        В заключение Икрам рассказывает, что у пастухов есть ещё один способ работать "на самого себя", а не на хозяина: можно пасти стадо, собранное из коров односельчан.

        И расценки при этом такие:

        • за одну корову — пять-шесть тысяч тенге;
        • за барашка — тысяча тенге.

        Про отношение к делу и увлечения

        — Нравится ли вам ваша работа? — озвучиваем мы вопрос, который задают человеку любой профессии.

        — Ну как вам сказать? Нравится, да, — отвечает Икрам. И, улыбаясь, добавляет, что больше всего ему нравится "ездить на лошадке".

        — О чём вы думаете, когда пасёте стадо?

        — Я ни о чём не думаю. Вот, у меня есть телефон.

        — Вы смотрите "тиктоки"?

        — Нет, не тиктоки. У меня там страница есть одна. Историческая, о том, как развивался Казахстан. Я читаю и смотрю, вот — Кенесары хан, вот эти, батыры. Смотришь, что было и через что они проходили. Вот такая история, — показывает он открытую на его смартфоне вкладку.

        История вторая: Жубаныш — байкер, бизнесмен и чабан

        Работа современного пастуха может быть очень разной. Икрам рассказывал, что на севере Казахстана чабаны пользуются дронами, а в Мерке дополнительные технические средства практически никто не применяет, ну разве что смартфоны для связи друг с другом, когда идут поиски потерявшегося скота.

        Тем сильнее нас удивил наш следующий герой — меркенец Жубаныш, который пасёт овец не на лошади, а на байке — мотоцикле класса эндуро.

        Справка: мотоцикл класса эндуро — универсальный внедорожный байк, предназначенный для езды по сложной местности, включая бездорожье, горы, лес и трассы с препятствиями.

        Фото: © Tengrinews.kz / Юлия Колмогорова

        Первое, что приходит на ум — овцы могут испугаться мотоцикла. Но Жубаныш успокаивает нас: "Нет, сразу восприняли его нормально".

        И выглядит такой способ выпаса, конечно, впечатляюще:

        Мотоцикл легко и быстро едет по полю, ему не страшны никакие кочки и канавки.

        "Китайский, 500 тысяч стоит, этой весной купил", — описывает Жубаныш свой байк.

        Он работает чабаном два года, овцы — это его бизнес, и начал он его, взяв сельхозкредит под 2,5 процента. У него есть компаньоны, график — два через два:

        "Два дня я пасу, два дня — другой пацан. Три-четыре человека работаем здесь парами", — рассказывает он.

        Рабочий день Жубаныша, как и у Икрама, начинается рано утром, а заканчивается в пять часов вечера. По его словам, трудностей особых нет, иногда бывают проблемы с водой: не всегда она есть в нужном количестве.

        Фото: © Tengrinews.kz / Юлия Колмогорова

        — Что вам больше всего нравится в вашей работе? — спрашиваем мы Жубаныша.

        Он отвечает, что самое радостное время — весна. Когда идёт окот, рождаются ягнята, поголовье множится и буквально видно, что прибыль растёт, а труд приносит плоды.

        В общем, весна — это радость, прибыль, приплод.

        Фото: © Tengrinews.kz / Юлия Колмогорова

        У Жубаныша есть помощница — собака породы тазы — наша национальная гордость.

        Фото: © Tengrinews.kz / Юлия Колмогорова

        Пока мы снимаем, она задорно носится по полю наперегонки с мотоциклом и как будто совершенно не устаёт.

        Справка: казахская борзая тазы — это не просто охотничья собака, а неотъемлемая часть историко-культурного кода кочевой цивилизации. Как отмечается в Национальной энциклопедии Казахстана, к тазы традиционно относились с особым почётом, а её стоимость могла превышать стоимость десятка лошадей, что подчёркивало её исключительную ценность. Несмотря на древнюю историю, казахская тазы продолжает завоевывать мировое признание. Порода внесена в реестр Международной кинологической федерации (FCI) в статусе предварительно признанной, что является важным шагом для её сохранения и популяризации за пределами Казахстана.

        Как устроен бизнес чабана?

        Жубаныш подробно объясняет: изначально покупаются взрослые овцематки, их берут на откорм и разведение. А затем, когда овечки наберут вес и пройдёт окот, продают ягнят и мясо.

        "Баран — это мясо. 3000 тенге сейчас килограмм", — напоминает он нам.

        Фото: © Tengrinews.kz / Юлия Колмогорова

        Интересуемся также, по какой цене покупается баран до откорма и продаётся после.

        "Средний баран, какого покупают на откорм, стоит на базаре 70−80 тысяч. После откорма его можно продать за 110−120 тысяч", — рассказывает Жубаныш.

        Но отмечает, что корм сейчас дорогой:

        • 120 тысяч тенге стоит тонна сена,
        • 1500 тенге — один тюк.

        "На одну голову коровы полтюка уходит за один вечер, — подсчитывает расходы на содержание скота Жубаныш. — Что же касается баранов, на 6-7 голов за вечер уходит один тюк".

        Но в тёплое время пастухи не дают баранам сено, только зимой — в такой сезон скот кормится только на выпасе, буквально "что нашли днём на поле, то и едят". Если их всех держать и кормить дома, это будет накладно для чабанов.

        Жубаныш, как и Икрам, благодарит меркенских фермеров, которые разрешают чабанам пасти скот на своих полях после сбора урожая. Всё, что осталось после трёх покосов, овечки и коровы подбирают совершенно бесплатно.

        Исключение составляют племенные бараны. Они проводят в стойлах даже лето и выгоняются в поле только в первых числах октября. В этот период у них миссия огуливать овечек.

        Жубаныш уточняет, что речь идёт о племенных кучкарах, гесарской породе. Каждая голова такого барана стоит 600 тысяч, а бывает, что и по миллиону тенге. Их покупают, чтобы приплод был крупный. На 100 овечек нужно 3-4 таких самца. 

        Овца носит беременность около пяти месяцев. Племенных баранов выпускают в стадо в октябре, соответственно, с марта идёт окот, который принесёт прибыль — новое поголовье, которое станет мясом на наших рынках и столах.

        Но если с мясом понятно — его сдают на базары, то что с шерстью и овчиной? От Жубаныша мы с удивлением узнаём, что ни овечью шерсть, ни шкуры (в том числе и крупного рогатого скота, и лошадей) в Казахстане не принимают. Всё это просто выбрасывается.

        Сколько зарабатывает чабан и ради чего работает?

        Наш герой Жубаныш пока живёт с родителями. До того, как стать чабаном, работал водителем: сначала — дальнобойщиком, а потом — на инкассаторской машине, как он это называет, "на хозяина". Но быть чабаном ему нравится гораздо больше.

        "Потому что для себя работаю. Машину куплю, дом куплю, — делится он мечтами и планами. — Нормально. Пойдёт".

        Сколько он зарабатывает с учётом того, что это его бизнес? В ответ на этот вопрос Жубаныш улыбается, точную сумму не называет, но уверяет, что "очень хорошо".

        Результаты его нелёгкого труда и других чабанов можно найти на меркенском скотном рынке, местные его называют "Мал базар". Это удивительное колоритное место с особой атмосферой. Там можно узнать, как вообще устроена торговля скотом в Казахстане, сколько стоят барашки и племенные жеребцы и из чего формируется цена. О скотном рынке мы расскажем в нашем следующем репортаже.

        А что мы вынесли из интервью с нашими героями? Миф о зарплате пастуха в 1 200 000 тенге, к сожалению, не подтвердился. Этот труд достоин высокой оплаты.

        А сам чабан, которого жители городов себе стереотипно представляют, давно не тот. Часто он работает не по найму, а предприниматель, осознанно выбравший свободу, но и ответственность. Без этого скотину не вырастишь. Чабан современен: применяет все доступные технологии и технику — смартфоны, байки, даже дроны.

        Да, ему непросто — работать по 12 часов с пяти утра, нередко без выходных, в любую погоду, с учётом нехватки пастбищ, воды и дороговизны кормов. Но он не унывает — договаривается о выпасе с аграриями, закупает те породы скота, которые дадут больше прибыли, проявляет смекалку. И даёт осязаемый результат: то, что он вырастил, мы можем купить на базаре.

        И главное — чабан любит свою профессию, что делает её актуальной в настоящем и не лишённой перспектив в будущем.

        Читайте также:

        Чем аул отличается от города. Разбираем на примере сёл на юге Казахстана

        Здесь больше не пьют. Вообще. История одного трезвого казахстанского села

        Реклама
        Реклама
        Tengrinews
        Вопрос от автора
        Как изменился образ профессии чабана в современном Казахстане?
        news18
        Отправить
        Комментарии проходят модерацию редакцией
        Показать комментарии

        Реклама
        Реклама