"Передал вирус жене и ребенку". Как распространяется ВИЧ среди казахстанцев
1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом. В Казахстане не первый год работают специализированные центры, где граждане могут сдать тест на ВИЧ. Те, у кого результат оказывается положительным, начинают получать бесплатную пожизненную антиретровирусную терапию. Помимо центров СПИД, в нашей стране работают также неправительственные организации, общественные объединения и фонды. В них обычные казахстанцы, что называется, без белых халатов, оказывают помощь тем, кто столкнулся с вирусом. Например, проводят экспресс-тестирование на ВИЧ, консультируют, выдают средства предохранения и тому подобное.
Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с представителями таких организаций и узнал, как казахстанцы приносят вирус в свои семьи и что говорят ВИЧ-диссиденты.
Миллионные гранты на программы, связанные с ВИЧ
Как уверяют эксперты, Казахстан среди стран ближнего зарубежья выделяет больше всего средств на программы, связанные с ВИЧ. Помимо этого, с 2004 года Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (международная финансовая партнерская организация с секретариатом в Женеве) выделяет нашей стране гранты. Они предназначены для профилактики и лечения двух значимых инфекций: туберкулез и ВИЧ.
"Гранты Глобального фонда являются каталитическим финансированием для внедрения новых подходов, которые доказали свою эффективность и в дальнейшем будут подхвачены государством в рамках национальных программ, - объясняет национальный координатор по ВИЧ Татьяна Давлетгалиева. - Хотелось бы отметить, что доля государственного финансирования в Казахстане на программы ВИЧ составляет 91,3 процента. Ни одна страна ближнего зарубежья и даже некоторые страны дальнего зарубежья не выделяют столько средств из бюджета на программы ВИЧ".
Эксперт добавила, что недавно состоялось подписание грантового соглашения в Министерстве здравоохранения для нового цикла финансирования на 2024-2026 годы. Сумма гранта по компоненту ВИЧ составляет 7 миллионов 423 тысячи долларов.
"Программы реализуются партнерами внутри страны, как государственными, так и неправительственными организациями, имеющими доступ к ключевым группам населения и людям, затронутым заболеваниями. Реализация программ контролируется страновыми координационными комитетами (СКК) на уровне страны, состоящими из представителей министерств и ведомств страны, НПО и людей, затронутых заболеваниями.
Привлечение НПО к профилактическим работам позволяет достичь лучших результатов по охвату ключевых групп населения профилактическими программами ввиду большего доступа в их среду. Включая скрытую часть популяции, а также позволяет освободить медицинских работников от несвойственных для них функций и сконцентрироваться на вопросах диагностики и лечения", - добавила Татьяна Давлетгалиева.
"Запрещал принимать терапию"
Общественный фонд "Жизнь вопреки" работает с людьми, живущими с ВИЧ. Базируется организация в Астане. Основное направление фонда - профилактика, социальное сопровождение и поддержка, а также консультации по типу "равный - равному" (когда, к примеру, человек, живущий с ВИЧ, помогает и консультирует того, кто только узнал о своем статусе).
"Наша целевая группа - люди, употребляющие наркотики, люди с туберкулезом, ЛГБТ-сообщество, а также лица, живущие с ВИЧ. Основная наша миссия - снижение роста заболевания ВИЧ в Астане. Наша задача - изменить отношение общества к этому диагнозу и к людям с этим диагнозом. И таким образом избавиться от дискриминации. Она, к сожалению, имеет место", - говорит директор фонда Айна Мукушева.
За годы работы в общественном фонде накопилось немало историй, связанных с ВИЧ-положительными людьми. Вот одна из них.
"Есть такой термин - дискордантные пары, это семейные пары, в которых один партнер здоров, а другой - с диагнозом ВИЧ. На учете в центре состояла такая пара. Муж в этой паре отрицательный и к диагнозу относился так же. Иными словами, ВИЧ-диссидент (люди, которые отрицают существование вируса иммунодефицита человека). Он запрещал супруге принимать антиретровируснаую терапию, скандалил с врачами, требовал убрать ее из электронной базы. Девушка была постоянно в розыске, не приходила в центр. При этом сама была не против лечения. Доводы врачей муж не слушал, ему объясняли, что он подвергает себя риску заражения, что есть двое детей и им нужна здоровая и живая мама. Девушка слабела и таяла на глазах, плохо себя чувствовала. Все решилось во время пандемии. Мужчина сильно заболел и попал в больницу с ковидом. У него взяли анализы, и выявился ВИЧ. И только тогда до него дошло. И он испугался. Он связался с лечащим врачом своей супруги и попросил спасти его, попросил привезти препараты, был готов их пить, очень хотел жить. Наш соцработник утром доставил терапию в больницу, но было уже поздно. Через день мужчина умер.
На фоне ослабленного иммунитета ковид привел к летальному исходу. Супруга, испугавшись за свою жизнь и жизнь детей, начала лечение. Наши консультанты первые полгода наблюдали за ней, проверяли, навещали девушку, привозили терапию домой. Если пить терапию вовремя и регулярно, то иммунитет поднимается очень быстро. Сейчас с ней все хорошо", - рассказывает Айна Мукушева.
Истории, по словам Айны, есть как хорошие, так и не очень. Участники фонда видят много слез. У некоторых уходят годы на принятие статуса ВИЧ.
"Мы проводим группы взаимопомощи. Они у нас разные. Общие, женские, молодежные, группы для близкого окружения (консультации родителей, супругов, семьи), группы для дискордантных пар, для ЛГБТ-сообщества с диагнозом ВИЧ, группы мамочек и беременных. Как-то обратился мужчина. Они с супругой проходили процедуру подготовки к ЭКО и сдавали анализы, в числе которых был и анализ на ВИЧ. Супруга также сдала анализы, оказалась здоровой. Была измена со стороны супруга, которую не получилось скрыть, у него обнаружился ВИЧ. Семья рушилась.
Мужчине в центре ВИЧ дали мой номер телефона, мы встретились. Я побеседовала с обоими, пригласила на группу для дискордантных пар. Там семья встретилась с такими же парами, имеющими уже успешный опыт семейной жизни. Паралельно мы консультировали супругу, давали достоверную информацию, что называется, из первых рук. Пригласили на общую группу взаимопомощи. Женщина увидела обычных людей, спокойно открывающих свой диагноз и открытых к общению. Понадобилось время. Но в результате все выровнялось и семью получилось сохранить", - вспоминает Айна.
По ее словам, ВИЧ молодеет. Этому, как считает эксперт, в том числе способствуют участившиеся случаи употребления молодежью синтетических наркотиков. Как выяснилось, в нашем обществе появился и даже успел укорениться такой термин, как химсекс. Это беспорядочные половые контакты под действием запрещенных веществ. Все это происходит без предохранения. Как итог - передача инфекций между половыми партнерами, в том числе и распространение ВИЧ-инфекции.
Женат, но спит с мужчинами
Другое общественное объединение, также базирующееся в столице, - Human Health Institute. Ключевая группа, с которой работают в организации, - мужчины, практикующие секс с мужчинами. Здесь важно отметить, что это не обязательно только гомосексуальные люди. Так как на однополые связи иной раз идут и те, кто состоит в традиционном браке и воспитывает детей.
"Наша самая главная задача - обеспечить профилактическими программами нашу ключевую группу, которой мы занимаемся. Это: экспресс-тестирование на ВИЧ, предоставление презервативов и лубрикантов, консультационные услуги, психологическая помощь. Мы также рассказываем про доконтактную и постконтактную профилактику. К примеру, у человека может не быть постоянного партнера либо бывают "аварийные" ситуации, когда рвется презерватив. Тогда человек может пить специальные таблетки, которые могут оградить его от ВИЧ-инфекции. Но это не защитит его от других заболеваний, передающихся половым путем.
Еще одна схема доконтактной профилактики, о которой мы рассказываем, это когда человек знает, что у него предстоит "веселый вечер", и он понимает, что может случиться рискованный половой контакт, тогда он выпивает заранее две таблетки, через 24 часа еще одну и через 24 часа еще одну. Это делается для того, чтобы поднять содержание уровня препарата в крови. Тогда концентрация в организме в достаточном количестве, чтобы противостоять ВИЧ-инфекции.
Есть также постконтактная профилактика. В течение 72 часов после незащищенного контакта человек обращается в центр СПИДа, получает необходимый препарат, пьет его и через месяц сдает анализ на наличие вируса в организме. Это помогает сдерживать вирус и его распространение среди населения. На сегодняшний день статистика показывает, что ВИЧ-инфекция преобладает среди ключевых групп населения. И нам как стране ни в коем случае нельзя дать послабление по профилактике, чтобы инфекция не ушла в общее население. Потому что даже мужчины могут находиться в гетеросексуальном браке, но иметь гомосексуальный опыт", - объясняет исполнительный директор ОО Human Health Institute Айдар Капасов.
Помимо тестов на ВИЧ в СПИД-центрах, когда у обратившихся берут кровь на анализ, существуют также экспресс-тесты. Их можно делать в домашних условиях, и для этого достаточно слюны, собранной путем буккального соскоба (собранной с внутренней поверхности щеки). Благодаря таким тестам удалось выявить немало случаев, которые потом были подтверждены в СПИД-центрах.
"Был у нас случай. Очень долго мы уговаривали одного мужчину, чтобы он прошел тест на ВИЧ. До этого наши волонтеры проводили с ним экспресс-тест, и он показал положительный результат. Он долго упирался. Сначала нам удалось уговорить его прийти к нам и пройти повторный экспресс-тест. Он также был положительным. Буквально за ручку мы повели его в центр СПИДа, где он сдал все необходимые анализы, в том числе на некоторые инфекции, передающиеся половым путем. Статус подтвердился. Самое страшное, что он заразил свою супругу. У них был грудной ребенок, и ребенку вирус тоже передался путем грудного вскармливания. Мы, как могли, оказывали семье психологическую помощь. Семья не распалась. Они также продолжают жить вместе", - вспоминает Айдар Капасов.
Однако не всегда проведенного анализа достаточно. Те, кто отрицает существование вируса, но в то же время являются его носителем, подвергают опасности не только себя.
"Есть также и ВИЧ-диссиденты. Среди нашей ключевой группы в Астане таких двое. Мы постоянно говорим им о безопасном контакте, о том, что падает иммунитет и они могут поймать открытую форму туберкулеза. Мы стараемся уговорить их начать лечение, ведем с ними беседы в офисе и вне. Один уже вроде как в стадии, когда почти готов начать принимать терапию, потому что состояние его здоровья сильно ухудшилось, он очень сильно похудел. Если нам это удастся, то это будет для нас победой.
Второй даже в центре СПИДа отказывается встать на учет. Мы уговариваем его уже вплоть до того, что готовы оплатить ему такси до центра СПИДа, отведем к врачу, только бы начал принимать лечение. Это долгий процесс. Возможно, такое происходит потому, что среди населения не хватает информированности. Есть также религиозные особенности, еще ментальность. Многое зависит от места проживания и окружения человека", - добавил Айдар Капасов.
***
В настоящее время ВИЧ инфекция - это хроническое управляемое и контролируемое заболевание, которое позволяет людям, живущим с ВИЧ и принимающим антиретровирусную терапию, жить полноценной, качественной жизнью, состоять в браке со здоровыми вторыми половинками и иметь здоровых детей. В нашей стране антиретровирусная терапия всем людям, живущим с ВИЧ, выдается бесплатно, с момента подтверждения диагноза.
"Поэтому хочется призвать всех, кто когда-либо имел рискованное поведение, пройти тест на ВИЧ-инфекцию и в случае положительного результата незамедлительно начать лечение, а тем, кто имеет отрицательный результат, – использовать меры защиты и доконтактную профилактику, которая так же, как и АРТ, выдается бесплатно гражданам Казахстана за счет государственного бюджета. Иностранные граждане, проживающие на территории Казахстана, могут получить АРТ в центрах по профилактике ВИЧ за счет Глобального фонда.
В целом хотелось бы сказать, что наша страна, как и другие страны мира, стремится к достижению глобальной цели – покончить со СПИДом к 2030 году. Это станет возможным, если мы приложим совместные усилия и будем работать сообща: государство, неправительственные и международные организации, политики, активисты из ключевых групп населения и люди, живущие с ВИЧ. Как сказала исполнительный директор ЮНЭЙДС Винни Бьянима: "Чтобы встать на путь прекращения СПИДа, мир должен позволить сообществам возглавить этот процесс", - резюмировала Татьяна Давлетгалиева.