В последние дни много говорится о создании в стране города со специальным статусом — Alatau City близ Алматы. Но зачем он нужен, чем будет отличаться от других городов, сможет ли Казахстан возвести его с нуля и что подразумевают, когда говорят, что он будет цифровым — Tengrinews.kz поговорил об этом с экспертами.
Зачем нам нужен Alatau City?
Говоря о новом городе, все эксперты неизбежно затрагивают проблемы Алматы: он перенаселён, жилья и рабочих мест не хватает, дороги забиты, социальная инфраструктура перегружена, воздух загрязнён. Мегаполис давно упёрся в потолок своих возможностей и существует на пределе. Уже сейчас алматинцев 2,3 миллиона человек, а с учётом пригородов — больше трёх миллионов, а ежегодный прирост составляет 50-60 тысяч новых жителей. Ежедневно в Алматы заезжают больше 400 тысяч машин. И дальше сложности будут только нарастать.
По данным ООН, к 2050 году почти 70 процентов населения планеты будет жить в городах. В Казахстане сейчас 63 процента жителей — уже горожане и, по прогнозам экспертов, в 2030 году процент урбанизации в стране дойдёт до 69.
"Правительство намеренно инвестирует в Alatau City, потому что Алматы нужно сохранить, и все это понимают. И тут можно или запретительными мерами бороться с перегрузкой Алматы, или решать настоящую проблему. Но просто запрет не поможет. У людей нет альтернативы — они могут зарабатывать только в Алматы. Если Alatau City станет альтернативой, новым центром развития, то буквально Алматы сможет дышать", — отмечает Сабина Садиева, докторант Высшей школы госполитики Назарбаев Университета.
А Алмат Доскалиев, представитель Alatau City Development Group уверен:
"Без нового города Алматы в ближайшие 10 лет просто "задохнётся" от перенаселённости. К этому добавляется необходимость создания рабочих мест — и Алматы также достигает своих пределов в этом вопросе".
Но дело не только в Алматы?
Важно понимать, указывают эксперты, что Alatau City не должен рассматриваться как просто спальный район Алматы. Для государства это проект для привлечения высокотехнологичного иностранного капитала в страну.
Так, один из инвесторов Юрий Цхай говорил, что будет обсуждать вопросы участия в Alatau City таких гигантов, как Hyundai, Samsung, Lotte. Их долговременное присутствие в Казахстане может внести вклад в развитие не только самого нового города, но и страны в целом, включая рабочие места и технологии.
"Да, разгрузить Алматы — это тоже важная задача, — продолжает свою мысль Сабина Садиева. — Но есть ещё одна задача — это создание "институционального кармана" или оазиса, тут уже кто как называет. Казахстан — страна транзитная (в политическом смысле). Мы совершаем большие переходы от госэкономики к рыночной, от советской системы управления — к демократической. Но менять такие большие вещи невероятно сложно. И тут наша страна решила создавать так называемые институциональные пузыри — маленькие "песочницы будущего", где действуют отдельные законы и особые порядки, где можно с нуля не только строить бетонные коробки, но и сами "правила игры", законы и регулирование".
Как пример уже существующих "пузырей", специальных зон эксперты вспоминают следующие страновые проекты:
- Назарбаев Университет как отдельная экосистема с автономией и международными стандартами, который быстро стал ведущим вузом;
- Международный финансовый центр "Астана" (МФЦА), где действуют английское право, есть собственный суд и арбитраж, налоговые льготы;
- Astana Hub для айтишников со специальным налоговым режимом, свободой от излишней бюрократии, доступом к грантам и акселераторам.
"Эта же задача стоит в Alatau City, — уверена докторант Высшей школы госполитики. — Сможем ли мы обойти инерцию всей системы и попробовать сделать прорывной проект? В таком "пузыре" можно рискнуть — не ломая старую систему регионального развития, протестировать новые форматы работы и показать результат".
"Настоящая задача — создать новый экономический и технологический центр страны, — также фокусируется на большой цели Алмат Доскалиев. — Город, где будут собираться лучшие умы, компании и проекты. Здесь появятся новые рабочие места, современные стандарты городской среды, новые подходы к управлению. Alatau City задуман как умный цифровой город, где технологии будут помогать людям в повседневной жизни — от транспорта до сервисов. Это поможет удержать таланты в Казахстане, создать условия для науки, инноваций и бизнеса. Alatau City станет примером экологичного и удобного города, что особенно важно для будущих поколений. Такой город меняет не только облик страны, но и саму философию жизни".
Каким может быть Alatau City?
По словам тех, кто занимается его развитием, программа минимум выглядит так:
- новый город-спутник на 300–500 тысяч жителей,
- в нём есть свои школы, больницы, инфраструктура, цифровые сервисы,
- там создано достаточно рабочих мест, чтобы перераспределить нагрузку из Алматы,
- это площадка для управленческих экспериментов с новыми правилами и технологиями (например, свой налоговый режим, особый статус и порядок принятия решений и так далее).
"Программа максимум куда амбициознее, — добавляет Сабина Садиева. — Alatau City может стать логистическим и инвестиционным хабом. Если всё сложится, он сможет войти в список "умных городов" мира, привлечёт глобальные компании. С учётом нарастающей урбанизации в программе максимум Alatau City даст нам сформировать свою собственную концепцию городов будущего. Например, есть проекты вроде Line City — вертикальный город, очень компактный, с минимумом выбросов".
"Это будет умный цифровой город, где технологии и экология работают на качество жизни, — уверяет представитель Alatau City Development Group. — Город, который будет собирать таланты и инновации, привлекать инвестиции и лучшие мировые компании. И главное, он станет символом нового Казахстана, о котором заговорит весь мир и куда будут стремиться так же, как сегодня в Дубай или Сингапур".
Зачем Alatau City специальный статус?
Напомним, решено принять отдельный закон, который закрепит специальный статус Alatau City. В нём будут оговорены режим управления городом, финансовая модель и другие важные аспекты. Но что это значит и почему новый город не может существовать, как все остальные в стране, чем он будет отличаться?
"Специальный статус и отдельный закон нужны, чтобы создать прозрачные и стабильные правила для города, инвесторов и жителей. Это про скорость и эффективность: когда есть чёткие механизмы, решения принимаются быстрее, а проекты реализуются без лишних задержек", — отвечает Доскалиев.
Он также ссылается на слова Касым-Жомарта Токаева, который 8 сентября отметил, что это не привилегия, а необходимый инструмент, без которого все задуманное рискует остаться на бумаге.
Специальный статус города позволяет внедрять новые стандарты управления, обеспечивать льготы и преференции, защищать интересы инвесторов и жителей, и тем самым ускоряет развитие города.
Со своей стороны Сабина Садиева так объясняет необходимость отдельного закона и подхода:
"Alatau City — это город, который будет строиться на частные средства. Это его отличает от других прожектов, которые останавливались, как только заканчивались государственные деньги. Вместо того, чтобы кулуарно раздавать "разрешения" отдельным частным инвесторам, государство решило создавать общий для всех "инвестиционный фон", чтобы привлечь и удерживать все возможные инвестиции. Поэтому тут и нужен специальный статус города. Он даёт возможность принимать решения быстрее, фиксирует правила для инвесторов на десятилетия вперёд, позволяет вводить новые практики без согласования на каждом шагу. Это не казахстанское изобретение. Так строили Сингапур, Шэньчжэнь, Дубай. Особый статус — гарантия того, что проект действительно будет реализован, а не растворится в чиновничьих кабинетах".
Точных подробностей ещё нет, но эксперты полагают, что администрация Alatau City будет напрямую взаимодействовать с правительством, минуя областную. "Таким образом доходы города могут оставаться в местном бюджете; будет возможность с нуля создавать новые стандарты автономного управления городом, например стандарты строительства жилья, экологические требования, благоустройства, управления отходами или участия граждан в бюджетном планировании", — высказывают предположения спикеры.
Что значит цифровой город?
Когда говорят, что Alatau City — цифровой город, имеется ли в виду, что там не будут принимать наличку и будет ходить беспилотное такси? Эксперты отвечают, что такое там появится, но уверяют, что это понятие более широкое — про подход к градоустройству в целом:
"Это в первую очередь означает, что город будет управляться умной инфраструктурой: дороги, энергетические сети, транспорт, сервисы для жителей — всё будет максимально эффективно и удобно благодаря современным цифровым решениям, — объясняет Алмат Доскалиев. — По итогу жители и бизнес смогут получать услуги быстрее и проще, а город будет использовать данные для планирования и оптимизации работы всех систем. Другими словами, технологии здесь служат людям и делают жизнь комфортной, безопасной и экологичной. Alatau City задумывается как умный город нового поколения, и его ключевая ценность не только в комфорте для жителей, но и в инвестиционной привлекательности. Мировой опыт показывает: именно цифровые города становятся точками притяжения капитала".
Тут можно привести в пример Шэньчжэнь, который начинался как экспериментальная зона, а за 40 лет превратился в технологическую столицу мира с ВВП свыше 500 миллиардов долларов, привлекая крупнейшие компании и миллиардные инвестиции.
Сегодня Шэньчжэнь известен как мировой центр высоких технологий, производства электроники и инноваций, а также как один из самых быстрорастущих и современных городов Китая. Население — больше 17 миллионов человек.
Звучит фантастически, но, по мнению экспертов, Казахстан сегодня тоже готов к такому шагу.
"В Алматинской агломерации уже сформирован мощный человеческий и экономический капитал: финансовый центр, университеты, креативная индустрия, IT-кластер, растущий рынок стартапов. Alatau City будет встроен именно в эту экосистему, создавая условия для того, чтобы инвесторы не просто вкладывались в квадратные метры, а видели город как точку роста экономики, новых технологий и сервисов", — уверяет Доскалиев.
Сабина Садиева тоже отмечает, что цифровизация — это не только про отказ от налички. По её данным, весь Alatau City будет оцифрован и поэтому уровень управления городом будет намного выше:
"Например, госуслуги будут доступны онлайн, инженерные системы управляются автоматически, транспортные потоки регулируются умными светофорами. Для жителей это означает шанс жить в пространстве, где технологии и сервисы работают "как должно быть", а не "как привыкли". Для государства — возможность показать, что и в Казахстане можно строить города мирового уровня".
Откуда уверенность, что Alatau City заинтересует инвесторов?
Отвечая на этот вопрос, представитель проекта снова возвращается к географическому расположению нового города. Близость к Алматы играет на руку:
"Alatau City расположен в 50 километрах от Алматы, города с населением более 2,3 миллиона человек и крупнейшего делового центра страны. Это значит, что у инвесторов сразу есть база: около 1,1 миллиона рабочей силы, 30 крупных университетов, головные офисы крупных банков, представительства корпораций, потребители и транспортные коридоры", — перечисляет представитель Alatau City Development Group.
Кроме того, в качестве привлекательности Alatau City как объекта для вложений перечисляют следующее:
- город строится с нуля, по современным стандартам, и это значит, что инфраструктура, правила и условия изначально будут созданы с учётом интересов бизнеса;
- сейчас это уникальная возможность зайти на новый рынок в правильный момент;
- локация, и не только близость к Алматы — Alatau City находится на ключевых магистралях "Нового Шёлкового пути. Это по задумке превращает его в важный логистический и экономический узел: на юг — по маршруту "Западная Европа — Западный Китай", на север — в сторону Астаны, и на восток — в направлении Усть-Каменогорска"
- государственная поддержка и политическая воля — декларируется, что инвесторам предоставят прозрачные правила игры — специальный статус города, отдельный закон, налоговые и административные преференции,
- новая экономика — Alatau City задуман не просто как жилой массив, а как хаб несырьевого развития — IT, финтех, креативные индустрии, образование, медицина. В концепцию города также заложены перспективные направления будущего — low altitude economy (дроны для логистики и сервисов) и urban air mobility (воздушное такси и малые беспилотные летательные аппараты для городской мобильности),
- глобальная перспектива — Центральная Азия — регион с населением более 80 миллионов человек и одним из самых быстрорастущих рынков.
Кроме того, Алатау планируется как свободная экономическая зона. А это подразумевает:
- ноль процентов корпоративного подоходного налога,
- нулевой земельной налог,
- отсутствие налога на имущество,
- а также — таможенных пошлин и НДС на импорт товаров в эту зону.
По словам экспертов, такие условия не могут не заинтересовать инвесторов.
Кстати, они уже есть. Так, 14 сентября в Alatau City заложили первый камень культурно-делового центра K-park.
"Мы начинаем новый город не с магистралей, а с парка. K-park станет местом отдыха, культурной жизни и точкой притяжения инвестиций. Это будет современный парк для жителей Алматы и близлежащих районов", — отметил на церемонии аким Алматинской области Марат Султангазиев.
И добавил: примечательно, что именно парк, культурный объект, стал первым инвестиционным проектом города будущего — такие города и должны начинаться с создания комфортной среды для жизни, а не только с дорог и промышленных объектов.
По состоянию на начало сентября, сегодня в Alatau City уже реализуются 18 проектов, включая завод PepsiCo стоимостью в 81 миллиард тенге и транспортно-логистический центр Eastcomtrans на 43 миллиарда тенге. Определены 12 "точек роста" на площади 6,8 тысячи гектаров, вокруг которых формируются новые индустриальные зоны, социальные и культурные объекты.
А ранее, в середине мае, Alatau City был презентован в Сингапуре в рамках Конференции по международному промышленному сотрудничеству. Делегацию из крупнейших инвесторов и девелоперов Казахстана возглавил главный советник по проектированию и строительству нового города Вонг Хэн Файн, который является к тому же председателем компании Asia Infrastructure Solutions Singapore.
Выступая на конференции, он подчеркнул:
"Alatau City — это не концепция. Это уже строительная площадка. Привлечены инвестиции и уже есть крупный международный партнер — KPMG Korea, с которым мы сотрудничаем в разработке и планировании индустриальной зоны, а также в привлечении международных инвесторов по стратегии Give and take. Это не декларации о намерениях. Это движение капитала и строительство, которые демонстрируют, что среда не только спроектирована, но уже начала работать".
Презентовали новый город и на другом крупном форуме, который проходил 30 мая уже в Казахстане, — Astana International Forum. Тогда заместитель премьер-министра Канат Бозумбаев сообщил, что в Alatau City запланирована реализация 36 инвестпроектов, 14 из которых уже в активной фазе; всего они создадут 20 тысяч рабочих мест, а их стоимость превысит 2 миллиарда долларов.
Сможет ли Казахстан построить с нуля такой город и сколько времени потребуется?
Такие вопросы закономерны. Пока всё это звучит слишком футуристично. На эти сомнения эксперты приводят следующий аргумент: мы уже такое делали.
"Мы одна из немногих стран, что успешно перенесли политико-административный центр в новый город, построили его большей частью "в степи", как любят говорить про Астану, и наша новая столица со временем встала на свои ноги, — напоминает Садиева. — Этот каркас зданий, институтов власти смог обрасти живой городской тканью и привлечь людей. Поэтому я лично вижу этот проект как продолжение истории про создание городов "с нуля", как попытки уже современного Казахстана обживать территорию вне заданной историей колеи".
Представитель Alatau City Development Group Доскалиев отвечает тем, что перечисляет конкретные договорённости с мировыми компаниями — по его мнению, участие крупных игроков гарантирует, что проект не заглохнет.
"Например, мы привлекли KPMG Korea для разработки стратегии развития индустриальной зоны в Alatau City, ведь промышленность является ключевым фактором устойчивости города. В том числе их задача — помочь нам привлечь якорные южнокорейские компании, так как именно они лучше всего понимают местный рынок и обладают прямыми контактами с бизнесом Южной Кореи. Также в начале сентября в Пекине мы подписали рамочное соглашение с крупнейшей строительной компанией Китая China State Construction Engineering Corporation о строительстве нового делового района. Помимо этого, интерес к проекту проявляют инвесторы из разных стран мира. Уже 15 октября в Сеуле пройдёт роуд-шоу, посвящённое Alatau City, где примут участие крупнейшие южнокорейские компании, такие как Samsung, Hyundai и другие".
Что касается сроков, то оба собеседника особо подчёркивают, что строительство нового города — дело не одного года, а проект на десятилетия. Но его девелоперы уверяют, что в ближайшие 2-3 года люди увидят очертания Alatau City: дороги, инженерную инфраструктуру, первые современные районы, а через пять лет бизнес настроит там производственные процессы.
Не произойдёт ли с Alatau City то, что произошло с Актау-сити, то есть ничего?
"Отличие от Актау-сити большое, — уверяет докторант Высшей школы госполитики. — Актау-сити задумывался как курорт и "витрина" у моря, там были большие ожидания, но такой автономии и специального статуса не было. И это тоже стало уроком. У Alatau City другой профиль: цифровые технологии, университеты, исследовательские центры, логистика. Казахстанцам обещают город не для отдыха, не дня "туров выходного дня", а для жизни и работы: с умной инфраструктурой, современными кварталами, школами, транспортом и цифровыми сервисами".
Alatau City появился в Казахстане в 2024 году. Соответствующий указ подписал Президент Касым-Жомарт Токаев. Правительство утвердило Генплан нового города. При этом были изменены границы Илийского, Талгарского районов Алматинской области и города Конаева (бывший Капшагай).
Во время Послания народу Казахстана 8 сентября Касым-Жомарт Токаев заявил, что Alatau City нужен особый статус. На следующий день премьер-министр Олжас Бектенов поручил Министерству национальной экономики за пять дней подготовить и представить в правительство проект указа о специальном статусе города.
Читайте также:
Новый город, на который у Казахстана большие надежды: репортаж из Алатау
Летающие авто в Казахстане: фантастика становится реальностью