1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Почему детей "отдают" государству?

Интересная и полезная статья ✅ Почему детей "отдают" государству? ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Иллюстративное фото ©РИА Новости

В Казахстане делается многое, чтобы сократить число детей, оставшихся без попечения родителей. Однако ежегодно эта цифра растет. Эксперты говорят, что единственный путь решения проблемы - создавать такие возможности для семей с детьми, чтобы родители могли воспитывать их самостоятельно. Ведь зачастую детей "отдают" государству, потому что самостоятельно им не под силу создать условия для развития ребенка.

О каких возможностях для семей с детьми идет речь, что существует уже сегодня и что нового можно предложить? С этими вопросами корреспондент Tengrinews.kz обратился к организаторам и спикерам конференции SocialCampAlmaty 2018 "Социальные инновации для всей семьи", которая прошла в Алматы.

Реклама
Реклама

Шолпан Байболова:

"НПО на пустом месте не возникает, оно - там, где проблема"

Организатор SocialCampAlmaty 2018, экс-руководитель и действующий член координационного совета общественного движения "Ребенок должен жить в семье", руководитель Семейной академии

"Министерство труда и социальной защиты РК активно работает в сфере развития социальных услуг по поддержке ребенка и семьи в трудных жизненных ситуациях. Разработаны пособия и другие меры материальной поддержки. Однако только этого, на наш взгляд, недостаточно - необходимо развивать социальные услуги, нематериальную поддержку.

На сегодня первым уровнем профилактики являются школы и поликлиники - они наблюдают за детьми. Если есть подозрения, что с ребенком не все хорошо, то заходят в семью и смотрят, что происходит. Их задача - стараться на ранней стадии выявлять проблемы, чтобы можно было подключить к решению социальных работников, психологов, врачей, юристов. Они призваны помочь семье выйти из трудной жизненной ситуации, чтобы ребенок не пострадал, не подвергался насилию любого вида. На Западе сейчас также отказываются от изъятия ребенка из семьи. Так что задачи у нас одинаковые: сделать максимально возможное, чтобы ребенок остался в семье.

Также существует поддержка семей от неправительственных организаций. Например, этим вопросом занимается наш Центр поддержки семьи и детства. Первая категория - семьи в трудной жизненной ситуации, вторая - дети без родителей, которым подыскивают приемные семьи. Важно не только кандидата обучить - для этого существует Школа приемных родителей, но и оказывать поддержку, когда семья взяла ребенка. Чтобы детей не возвращали в детдома, осуществляется социальное сопровождение приемных семей.

На SocialCampAlmaty 2018 присутствуют организации, которые уже оказывают услуги семьям и детям - чаще всего именно тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Вообще НПО на пустом месте не возникает, оно - там, где проблема. Всего на конференцию приехали 80 специалистов из разных уголков Казахстана - представлены Алматы, Астана, юг страны, даже из Бишкека коллеги приехали. Для нас как организаторов конференции важно, чтобы эта работа велась системно. Чтобы государство могло делегировать представителям НПО полномочия по реализации социальных услуг. При этом важно, чтобы организации были профессиональными, в них работали специалисты, прошедшие обучение и аккредитацию. Для этого и проводится это мероприятие".

Вениамин Алаев:

"Семья возвращает ребенка из-за отсутствия достаточной финподдержки"

Советник по делам инвалидов акима Алматы

"Мы стратегически двигаемся к тому, чтобы максимально сократить детские дома в существующем виде. Следующим этапом должны стать малокомплектные семейные дома, когда есть патронатная мама и условно десять детей. Уже готовую модель можно увидеть в проекте "SOS-детская деревня". У них можно взять концепцию - они готовы делиться опытом. Также реализации этой идеи может способствовать проект "Наставники" фонда "Дара" (воспитанники детских домов формируют навыки самостоятельной жизни, общаясь со взрослыми волонтерами-наставниками - от авт.). Также существует опыт других стран, мы же не в вакууме живем, можно заимствовать. Например, российский - на Кавказе вообще нет детских домов, вернее они есть, но там совсем мало детей. Потому что там принято, что если ребенок лишился родителей, то его берут к себе родственники.

Надо понимать, что содержание ребенка в семье - это тоже для кого-то является очень затратным, занимает существенную часть бюджета семьи. Зачастую бывают случаи, когда семья принимает решение взять на воспитание ребенка, а потом его возвращает назад. Это происходит в том числе из-за отсутствия достаточной финподдержки.

Если мы говорим про детей с особенностями развития, то в законодательстве есть целый ряд услуг, который, согласно стандартам, осуществляется со скидкой. 100 процентов скидка, если первая или вторая группа инвалидности, 50 процентов - третья группа. Но, к сожалению, на практике это не всегда работает. Нужно создать рабочие группы, которые будут имплементировать существующие нормы в жизнь".

Татьяна Адерихина:

"Каждая дверь - правильная"

Координатор ЮНИСЕФ по защите детства

"Мы видим, что в Казахстане очень активно развивается социальная работа: в системе здравоохранения и социальной защиты введены должности социальных работников. Также Министерство образования рассматривает возможность укрепления функционала социального педагога, чтобы сделать его более приближенным к функциям социальной работы. Это - профессия будущего: ее представители работают с людьми, помогают преодолеть тяжелые жизненные ситуации.

Также сейчас отрабатываются пилотные программы, цель которых - усилить алгоритм решения сложных проблем, которые не попадают в компетенцию одного органа. Например, на уровне поликлиники работает патронажная служба. Ее сотрудник при посещении семьи может порекомендовать ей другие услуги, в которых она нуждается: будь то проблемы с отоплением, доступом к социальным услугам, поиском работы, питанием. Семьи, как правило, не всегда знают о тех возможностях, которые существуют в государстве. Поэтому важно, когда от одного специалиста можно получить информацию о социальных гарантиях государства и ускорить доступ к этим услугам. Фактически этот принцип называется "Каждая дверь - правильная": к кому бы ни обратилась семья - везде получит полноценную информацию. С одной стороны государство продвигает принцип одного окна - в одном месте получил все услуги, но с другой стороны - "Каждая дверь - правильная".

Кроме того, на сегодня очень много инициатив НПО по работе с семьями. Например, ценен опыт Центра поддержки семьи Усть-Каменогорска - его специалисты не только консультируют, как воспитывать детей младшего возраста и подростков, но и подсказывают в случае наличия у семьи узких специальных потребностей (реабилитация, углубленное лечение).

Услуги бывают универсальными - они гарантированы человеку государством с момента рождения: возможность получить медицинские услуги (педиатр, терапевт), образовательные услуги (детсады, школы) и прочее. А также узкоспециализированными - они предлагаются, если у людей есть потребность. Например, консультация психолога: помочь сориентироваться, настроиться на действие, выйти из кризиса, социализироваться, трудоустроиться. Люди в первую очередь должны иметь доступ к универсальным услугам. В таком случае потребность в узкоспециализированных услугах снижается.

Для нас, людей, которые развивают специальные социальные услуги, важно дать людям те услуги, которые им нужны сегодня. Если универсальные услуги обогащаются современными технологиями, быстро реагируют на потребности населения города, села, страны, то потребность в узкоспециализированных услугах снижается. Люди - разные, поэтому мы должны адаптировать систему к тому, чтобы она отвечала разным потребностям".

Справка:

По данным "Доклада о положении детей" Министерства образования и науки РК, за период с октября 2016 по октябрь 2017 года вновь выявлено 3 026 детей, оставшихся без попечения родителей. На ноябрь 2017 года родители 8 401 ребенка лишены прав на воспитание, а родители 2 592 детей сами отказались от своих родительских прав.

Большая доля детей-инвалидов продолжает оставаться в ситуации социальной депривации. Особенно тяжелым является положение детей, помещенных в интернаты: они изолированы от внешнего мира и постепенно утрачивают отношения с близкими. На начало 2017 года в 25 интернатах Казахстана проживали 2 582 ребенка-инвалида.

Ольга Пастухова