"Почему нас никто не слышит?" Что происходит в алматинском микрорайоне Кайрат
Жители алматинского микрорайона Кайрат обратились с письмом в редакцию Tengrinews.kz. В нем они поделились своими проблемами. Мы встретились с кайратовцами и увидели все вживую.
Наше знакомство с микрорайоном в Турксибском районе начинается у торгово-логистического комплекса "Жетысу-Семиречье", расположенного прямо на въезде в Кайрат. Строительный рынок местные называют причиной трудностей как для водителей, так и для пешеходов.
"Улица Тараз является связующим звеном между микрорайоном и городом, служа основным маршрутом для выезда на Кульджинский тракт. И несмотря на то что я живу рядом с рынком, для проезда 100-200 метров зачастую вынужден тратить до 20 минут в пробках. Я направлял письмо в государственные органы с предложением закрыть боковые выезды. Аргументировал это тем, что комплекс может организовать выезды напрямую с Кульджинской стороны, которые у них там и так есть. Там имеется и достаточно просторная парковка. Но нас игнорируют", - возмущается местный житель Аскар.
Улица действительно узкая. Блокируется при заезде на рынок большегрузных автомобилей.
Добавляют проблем и автобусы, конечная остановка которых расположена на территории "Жетысу-Семиречье". Из-за габаритов им сложнее поместиться на дороге, при повороте они усугубляют пробку.
Местные жители указывают на скопление строительных материалов на противоположной стороне улицы.
"Чуть больше месяца назад из-за пробок по этой дороге не могла проехать пожарная спецтехника. Из-за чего сгорел дом", - уверяет другой житель Кайрата - Максим.
Обитатели микрорайона также называют нелогичным расположение тротуара вдоль базара. Они говорят, что он должен быть перенесен на другую сторону дороги - туда, где находятся дома.
"Этот тротуар нами не используется. Мы вынуждены идти по грязи на противоположной стороне, чтобы добраться до домов. Мы уже обращались в управление городской мобильности. Нам ответили, что не будут устанавливать тротуар на другой стороне из-за отсутствия отвода ливневых вод и во избежание застоя воды на проезжей части. Но ведь можно обустроить систему ливневой канализации или арыки, которые и так здесь необходимы, особенно когда идут дожди", - продолжает Аскар.
Местные жители предоставили видео, демонстрирующее, какие проблемы возникают тут на дорогах во время осадков.
В акимате Алматы позже нам сообщили, что заявка на строительство арычной сети по улице Тараз подана в Управление экологии и окружающей среды. "В настоящее время устройство тротуара по северной стороне, где ширина дороги составляет 6 метров и есть риск скопления талых вод, не представляется возможным", - говорят чиновники.
Второй проблемой Кайрата жители считают масштабное строительство. В микрорайоне, где не хватает школ, отсутствует больница и государственные детские сады, несколько компаний возводят многоэтажные жилые комплексы. Люди не понимают, как они будут делить дороги и инфраструктуру в целом.
"Дороги и без того очень узкие, мы стоим в пробках. Страшно подумать, что будет, когда жители всех этих многоэтажек поедут по основной улице Тараз. Школа в микрорайоне всего одна... Даже детских площадок всего две на весь микрорайон. И то одну установили сами жители для своих детишек, а вторую мы буквально выбили с боем", - делятся своими переживаниями кайратовцы.
В акимате на наш вопрос по этому поводу ответили так: "В соответствии с генеральным планом Алматы до 2040 года и проектам детальной планировки (ПДП) к нему, в Турксибском районе в границах улиц Бухтарминская – Суюнбая – Рыскулова – Кульджинский тракт предусмотрено строительство 15 школ, 27 детских садов, 4 поликлиник, 8 физкультурно-спортивных сооружений и 6 учреждений культуры и искусства".
Также жители рассказывают, что сталкиваются с постоянными перебоями в подаче электроэнергии, воды, газа и сотовой связи.
"Почти как по расписанию. Два раза в месяц нас оставляют без света и отопления на несколько дней. Уже не первый год уверяют, что скоро нас подключат к городской электросети, но обещания остаются обещаниями. Теперь планируют бесперебойную электроэнергию в марте. К слову, новые электрические столбы, которые установили недавно, уже начинают крениться и представляют угрозу для наших домов. Мы предлагали использовать столбы, установленные нами много лет назад, которые до сих пор стоят как влитые, но получили отказ", - делится своими наблюдениями Анастасия, которая живет на 16-й улице Кайрата.
В свою очередь в акимате Алматы уточнили, что в настоящее время работы по электроснабжению микрорайона Кайрат завершены и ведется переключение абонентов. "Жители улицы Тараз будут подключены согласно графику, после выхода указания от АО "Алатау Жарык Компаниясы", - пообещали чиновники.
Из-за интенсивной застройки серьезно страдает и экология. Жители микрорайона поделились своими переживаниями.
"За 16-й линией находится частное поле, куда с прошлого года начали свозить строительный мусор и грязный снег. Раньше оттуда еще и грунт незаконно вывозили. Все эти действия происходят исключительно ночью, из-за чего наша жизнь превратилась в кошмар. С полуночи до пяти утра нас не покидает рев КамАЗов. Мы, жители, неоднократно пытались остановить их, блокируя доступ к полю, вызывали полицию и подавали жалобы. Как только на место прибывают сотрудники, водители разбегаются в разные стороны, а полиция лишь фиксирует нарушения — снимает госномера, составляет протоколы. Но на следующий день все повторяется снова. Мы ведь не можем ночевать в поле, карауля нарушителей. К тому же, несмотря на наличие видеокамер, в полиции говорят, что они нерабочие", - рассказывает житель Кайрата Андрей.
Как отмечают горожане, из-за незаконных свалок страдает и местное озеро, и редкие виды птиц.
"В нашем секторе есть очень красивое озеро, на берегу которого с периодичной регулярностью также умудряются оставлять строительные отходы. Также здесь обитают аисты, утки и фазаны, протекают реки, которые просто засыпают и незаконно застраивают. Это приводит к полному уничтожению местной экосистемы. Мы неоднократно жаловались на это, приезжали экологи, штрафовали нарушителей, но ситуация не меняется. Где контроль? Почему нас никто не слышит?" - добавляют местные жители.
В аппарате акима Турксибского района сообщили, что указанный земельный участок принадлежит частной строительной компании. С собственником провели разъяснительные работы и взяли обязательство об установке охранной будки в целях предотвращения незаконного выброса строительного мусора. После наступления благоприятных погодных условий, силами владельца земли территория будет ограждена.
На всю территорию микрорайона приходится всего одна стационарная автобусная остановка. Дети ждут транспорт, стоя прямо на обочине дороги. Как объяснили жителям представители акимата, создание дополнительных остановок не заложено в бюджет.
Также в акимате города отметили, что возможность установки остановочных пунктов по улице Тараз будет изучена по завершении работ по прокладке инженерных сетей. "В настоящее время из-за стесненных условий улично-дорожной сети организация полноценных остановочных павильонов не представляется возможным". По словам чиновников, в микрорайоне Кайрат общественный транспорт курсирует по улицам Жаяу Муса и Тараз. Всего по ним организовано 12 остановочных пунктов общественного транспорта. "По улице Жаяу Муса на 4 остановках имеются остановочные павильоны".
Состояние дорог оставляет желать лучшего. Несмотря на то что асфальт был постелен менее трех лет назад, на дорогах уже образовались ямы. Также жители отмечают нехватку тротуаров и постоянные прорывы коммуникаций, из-за которых дороги постоянно перекапывают.
Яму, которая была вырыта на проезжей части еще в прошлом году, сейчас просто засыпали грязью.
"Недалеко от завода на опасном повороте есть открытый люк. В него постоянно попадают автомобили. Я обращался в акимат, вызывал полицию, писал даже в Администрацию Президента... Обещали устранить проблему до 18 ноября, вроде пытались люк как-то засыпать, но яма остается на месте до сих пор. Получается, что даже такие мелкие работы не выполняются, что уж говорить о чем-то более масштабном", - сетует местный житель Бакытжан.
Это тот самый люк. По следам шин видно, что в него уже кто-то влетел.
В акимате Алматы объяснили, что по заказу управления энергетики и водоснабжения подрядной организацией ТОО "Алвис" завершены строительно-монтажные работы по проекту "Строительство сетей водопровода и канализации в микрорайоне Кайрат".
"Гарантийный срок – 60 месяцев. Соответственно, подрядная организация обязана восстановить нарушения, просадки в течение гарантийного срока в случае их выявления после сдачи объекта в эксплуатацию", - уверяют в акимате Алматы.
Проблема сотовой связи - тоже повод для недовольства местных жителей. Один из сотовых операторов даже был оштрафован, но это не привело к заметному улучшению ситуации.
"Дозвониться невозможно. Мы все находимся вне зоны доступа. Были разговоры о том, что сотовый оператор планирует установить здесь вышку, но до сих пор ничего не сделано. Мы ждем от акимата активных действий: нужно взаимодействовать с операторами и общественностью, искать места для размещения базовых станций", - говорит Андрей.
В аппарате акима Турксибского района на запрос нашей редакции рассказали, что сотовым оператором Tele-2 в январе в микрорайоне Кайрат (Жаяу Муса, 194) установлена мачта связи (вышка). "До конца апреля планируется установить антенное оборудование для обеспечения микрорайона качественной сотовой связью".
Канализация, по словам местной жительницы Анастасии, это отдельная история. Все эти годы жители микрорайона использовали септики, однако было принято решение подключить их к центральной канализации.
"Я проживаю на 16-й улице, ежемесячно вынуждена тратить по 15 тысяч тенге на откачку септика. Мне сообщили, что улица войдет в бюджет на 2025 год, однако, учитывая, что работы по прокладке канализации ведутся уже несколько лет, сроки окончательного подключения неизвестны. Более того, процесс прокладки канализации вызывает вопросы: в некоторых местах ее нет вообще, а где-то работы выполнены лишь частично", - отмечает Анастасия.
Акимат ситуацию объяснил так: "На сегодняшний день канализационные сети не запущены ввиду того, что необходимо произвести вынос коммуникаций с частной территории ТОО Xelena и Ko. После завершения вышеуказанных работ будет запущен остаток канализационной сети. Ориентировочный срок запуска – до конца апреля 2024 года".
В завершение встречи жители поделились, что их улицы официально не включены в инфраструктурный баланс города, из-за чего уборка и содержание дорог ложатся на самих кайратовцев. Чтобы летом не задохнуться от пыли, местные на собственные средства вынуждены заказывать водовозы для поливания дорог.
"На нашей улице уже около десяти лет обещают навести порядок. В итоге мы самостоятельно провели водопровод, установили столбы, даже асфальтировали дорогу. За восемь лет у нас не было ни одного случая прорыва водопровода. Однако когда в рамках реконструкции микрорайона подрядная организация взялась за работы, прорывы стали постоянным явлением", - резюмировал Аскар.
В аппарате акима Турксибского района сообщили, что в микрорайоне Кайрат обслуживается 18 улиц из 25. До 29 февраля уборкой занималась подрядная организация ТОО "Аманат Cleaning". В настоящее время ведутся конкурсные процедуры для определения новой подрядной организации.
"По остальным 7 улицам управлениями энергетики и водоснабжения, городской мобильности были проведены работы по асфальтированию, объекты еще не переданы на баланс районного акимата для дальнейшего содержания. После приема на баланс, аппаратом акима Турксибского района будут запрошены дополнительные средства для содержания улиц по микрорайону Кайрат", - заверили в госоргане.
Текст: Олеся Савченко.
Фото: Алихан Сариев.