Получит ли "Сержан Братан" продолжение? Большое интервью создателей сериала
Редакция Tengrinews.kz поговорила с автором, режиссером и продюсером сериала "Сержан Братан" Алишером Утевым и новым генеральным директором Salem Social Media Рустамом Юсуповым, чтобы узнать, как снимают веб-сериалы в Казахстане, сколько на это нужно денег, сколько заработал на самом деле Дулыга Акмолда и получит ли история о криминальном авторитете продолжение.
Для справки: Рустам Юсупов в разное время работал в кино, был исполнительным продюсером фильмов "Бизнес по-казахски" и "Каникулы в Таиланде". 13 мая 2021 года стал генеральным директором Salem Social Media, сменив на этом посту Александра Аксютица.
Алишер Утев в прошлом работал на ТВ ("Түнгі студия", "Большая разница в Казахстане"). Написал сценарии к фильмам "Бизнес по-казахски", "Брат или брак", "Ва-Банк" и другие.
Расскажите о цифрах "Сержан Братана". Судя по просмотрам, его можно назвать самым успешным веб-сериалом Salem Social Media? Или самым успешным казахстанским сериалом вообще?
Рустам:
- Для Salem Social "Сержан Братан" - один из флагманских проектов. У 12 серий около 49 миллионов просмотров. Это хороший показатель. Причем у каждой серии по 6 тысяч комментариев. Каждая серия набирала по миллиону просмотров, меньше чем за сутки.
Интересную картину мы увидели, когда начали смотреть источники трафика на проект. Оказалось, что каждый третий зритель сам заходил в поисковик YouTube и специально искал "Сержан Братан". Если говорить о внешних источниках трафика, то на первом месте WhatsApp. Это показывает сильный вирусный характер проекта.
Мы считаем, что это отличный кейс для Salem Social. Это совместная работа с Алишером и его съемочной группой (Rocket Stories. - Прим. редакции). Похожие цифры у нас были с сериалом Qarapaıym Qaırat. Но там мы привлекли совсем другую аудиторию.
Я думаю, опыт с "Сержаном" неоценим как для Salem Social, так и для Алишера.
Алишер:
- Наверное, слишком пафосно называть "Сержан Братан" самым популярным сериалом в Казахстане. Но у сериала огромная лояльная аудитория, давно не видел так много хороших отзывов.
Рустам:
- Это единственный сериал в Казахстане, который привел 600 тысяч подписчиков на YouTube-канал за 2 месяца. Это огромные цифры. То есть мы изначально публиковали сериал "Сержан Братан" на канале "Пацанские истории", где у нас уже выходило два проекта и уже было около 500 тысяч подписчиков.
Сегодня там уже 1 100 000. В начале мая мы получили вторую "золотую кнопку" YouTube за канал "Пацанские истории". Именно на нем вышли сериалы "Пацанские истории", Sheker и "Сержан Братан", но больше полумиллиона человек подписались именно на "Сержан Братан". В этом плане можно назвать его самым популярным сериалом в Казахстане.
В комментариях под сериями много благодарных зрителей из других стран. Кыргызстан, Узбекистан, Россия. Есть цифры по зарубежной аудитории?
Рустам:
- Порядка 17 процентов из общего количества просмотров - это Россия. Судя по комментариям, зрители с Бурятии, Якутии, Омска. Есть и Москва. До нас доходили сообщения, что сериал оценили ребята из ТНТ (Comedy Club Production).
Алишер, раньше вы снимали полнометражные фильмы, которые становились кассовыми хитами. Почему решили снять сериал? И именно криминальную историю? Это из-за коронавируса и закрытых кинотеатров?
Алишер:
- Это никак не связано с пандемией. Я никогда не хотел ограничивать себя только полнометражным кино и всегда хотел снять сериал. Еще до начала эпидемии мы обсуждали сотрудничество с Рустамом и Куатом (Куат Садыков - генеральный продюсер Salem Social Media. - Прим. редакции). Потом появилась идея "Сержана Братана". При этом я не хотел делать именно криминальный сериал. Была задача - показать интересную историю.
Что будет дальше с "Сержаном Братаном"?
Рустам:
- Для меня как для зрителя история закрыта. Это финал. Если снимать продолжение, то не хотелось бы его высасывать из пальца. И нам, и Алишеру не хочется повторяться, делать историю, которая не будет вязаться с первым сезоном. Есть вариант сделать предысторию, показать Сержана в лихие 90-е. Пока мы только обсуждаем эту возможность.
Почему Salem Social занимается теперь именно сериалами? Есть спрос среди казахстанцев?
Рустам:
- С момента становления мы искали свою нишу. Пробовали шоу, пранки. Пробовали все, что можно было. Делали онлайн-квесты. В какой-то момент пришло понимание, что нужно попробовать сделать и сериал. Сняли Qarapaıym Qaırat. Первая серия набрала около 5 миллионов просмотров за две недели. Тогда мы поняли, что именно это наша ниша. И весь акцент направили на веб-сериалы.
Алишер:
- В этом плане Salem Social дает экспериментировать в разных направлениях. Хорошо, что здесь работают прогрессивные люди, которые понимают тенденции и не боятся пробовать новое.
Сколько денег нужно, чтобы снять в Казахстане сериал?
Рустам:
- Команда Salem Social Media собрана из производственников, поэтому уже при знакомстве со сценарием мы понимаем реальную рыночную стоимость предлагаемого проекта. Одна серия на данный момент обходится в среднем в 2,5 миллиона тенге. В случае с "Сержаном Братаном" цифра больше.
То есть, если захотеть снять сериал из 10 эпизодов, нужно около 20 миллионов тенге?
Рустам:
- Это возможно, но нужно понимать цели сериала. Он может быть популярным, но картинка будет ниже качеством. Все зависит от идеи. И такие кейсы у нас тоже есть. Есть и нюансы, нужно понимать, что, чем больше хронометраж, тем больше съемочный период, соответственно, гонорары и актеров, и режиссеров гораздо выше. А вообще, если сравнивать бюджеты сериалов Salem Social Media с бюджетом на ТВ, то у нас они ниже.
Больше 20 миллионов тенге на сериал. С "Сержаном Братаном" сумма больше. Как Salem Social возвращает инвестиции? Как вы зарабатываете на этом сериале?
Рустам:
- У нас есть несколько целей. В первую очередь мы поддерживаем Aitube.kz и формируем аудиторию там. Как раз "Сержан Братан" - один из проектов с лояльной аудиторией, которая легко перешла на казахстанский видеохостинг.
Вторая цель и возможность зарабатывать реализуется через интеграции рекламного контента в сериалы. Например, в одной серии "Сержане Братане" была реклама Атласа новых профессий - скетч с участием главных героев. Рекламную интеграцию увидело более 2 500 000 зрителей, 140 000 из которых перешли на сайт компании. На этих интеграциях мы и зарабатываем. Стараемся окупить себя. Конечно, это все не сразу.
В одном анонимном Telegram-канале появилась информация, что Дулыга Акмолда (исполнитель роли Сержана) зарабатывал до 6 миллионов тенге за эпизод. Правдива ли эта информация?
Алишер:
- Если Дулыга Акмолда зарабатывает такие деньги, то я хочу быть Дулыгой Акмолдой (смеется). Если серьезно, то таких бюджетов в Казахстане нет. Это получается, он должен был заработать порядка 72 миллионов тенге за весь сериал. Это откровенный фейк. Сколько он на самом деле заработал, это, конечно, лучше ему рассказывать. Но думаю, что заработал он неплохо, исходя из тех бюджетов, которые у нас есть. Но это не 6 миллионов за серию - такие бюджеты нереальны.
- А вообще, прибыльно ли быть режиссером и актером в Казахстане на данный момент? Это больше энтузиазм и страсть к творчеству или на этом тоже можно хорошо заработать?
Алишер:
- Я, наверное, больше фильммейкер (специалист, контролирующий все этапы кинопроизводства. - Прим. редакции). Я делаю контент от начала до конца. Идея, пишу сценарий, снимаю, то есть полноценный готовый продукт. Если человек работает так, в такой цепочке, то зарабатывать в Казахстане можно. Если человек выполняет функцию только режиссера, то это не очень прибыльно. Что касается актеров, то здесь немного по-другому.
Актеры могут использовать свое лицо и образ, чтобы также зарабатывать с рекламы, кто-то проводит тои и корпоративы. То есть, хорошая роль может помочь заработать на стороне.
Раньше некоторые актеры снимались во всем подряд, без разбора, главное, чтобы платили. Сейчас с увеличением конкуренции актеры понимают, что можно согласиться заработать меньше, но зато поучаствовать в хорошем проекте. А потом после хороших ролей можно повышать гонорары.
Достаточно ли актеров сейчас на рынке в Казахстане? Часто можно услышать мнение, что в нашем кино снимаются одни и те же люди...
Алишер:
- Именно профессиональных актеров у нас не хватает. А то что одни и те же лица, это не только вина актеров, но и продюсеров, и режиссеров. Актер снимается в одном проекте, его замечает другой режиссер и приглашает к себе в фильм под похожий образ. Выходит что человек выходит в похожей роли на другой проект. Типаж не меняется, актер не пробует и примеряет другие образы. И этого не требуют ни режиссер, ни продюсер. Для некоторых так проще и некоторые просто не хотят рисковать. Поэтому люди и говорят: "У нас в кино одни и те же люди".
Некоторые пользователи в соцсетях, которые еще недавно критиковали казахстанское полнометражное кино, сейчас в восторге от казахстанских веб-сериалов.
Алишер:
- Хейтить казахстанский продукт - это мейнстрим. Люди и не верили, что в Казахстане смогут что-то снимать. Но это жизнь, мы растем, ошибаемся. Иногда люди начинают хейтить, даже не посмотрев. Я считаю, что это время проходит, аудитория становится лояльнее к отечественному продукту. Плюс Aitube и YouTube позволили сократить "расстояние" до зрителя. Если раньше казахстанцам нужно было специально идти в кинотеатры, чтобы увидеть отечественный продукт, то сейчас люди могут включить все прямо на телефоне.
Мы видим примеры, когда российские сериалы появляются на Netflix. Появятся ли казахстанские сериалы на западных площадках?
Рустам:
- Основная площадка размещения наших сериалов пока YouTube. Помимо этого, мы развиваем эти проекты в Aitube.kz и Aitu. А для онлайн-кинотеатров нужен эксклюзивный контент. Для того же Netflix нужно следовать особым техническим требованиям. Это определенные камеры, картинка, которую нужно показать, звук. И язык, соответственно. Конечно, в будущем хотелось бы попасть на мировые платформы и быть одними из первых в Казахстане, кто сделал это.
Но на данный момент никто не обращался с предложением о покупке контента?
Рустам:
- Предложения были от ivi (российский онлайн-кинотеатр). Им важен эксклюзив, но мы поддерживаем и развиваем отечественный видеохостинг Aitube.kz и весь эксклюзив размещаем там.
Алишер, а к вам не поступали предложения из той же России? Переехать туда и снимать там? У нас же есть примеры среди музыкантов и режиссеров.
Алишер:
- Были разговоры о сотрудничестве. Но это не полное производство. Было предложение о сотрудничестве по сценариям. Но чтобы работать на российском рынке, нужно быть "в их кухне". Но я патриот своей страны. У меня была возможность еще в 2013 году переехать в Москву, но мне не очень пока туда охота. Мне хочется быть здесь и пытаться наладить творчество здесь.
Давайте поговорим про казахский язык. Сейчас открываешь тренды YouTube и там очень много видео на государственном языке. Вы начали много снимать на казахском языке. Но при этом ощущение, что рекламодатели пока не сильно обращают внимание на казахоязычный контент. Да и измерительные компании как будто показывают, что среди лидеров на ТВ русскоязычные передачи.
Рустам:
- Казахоязычная аудитория в Сети более лояльна к продукту. Пишут комментарии, активнее ставят лайки. От них очень сильная обратная связь. Я думаю, рекламодатели к этому со временем придут и поймут, что казахоязычная аудитория готова потреблять, готова смотреть.
Сейчас, открывая тренды, мы видим, что из 50 видео - около 50-70 процентов на казахском.
Алишер:
- "Сержан Братан" планировался только на казахском языке. Он стал двуязычным, потому что по моим ощущениям жаргонами в 90-х на казахском не разговаривали, только на русском. Если бы главный герой и его окружение разговаривали бы на "блатном казахском" языке, то зритель не поверил бы, поэтому мы добавили русский. Но большая часть сериала - 60 или 70 процентов - на казахском языке. Я изначально был категоричен, хотел сделать контент только для казахоязычных, но приятно, что, как пишут в комментариях, некоторые из зарубежных зрителей научились немного нашему языку благодаря субтитрам.
И вы считаете, что тренд на казахоязычный контент будет расти?
Рустам:
- Сериал Qarapaıym Qaırat (два сезона) набрал 92 миллиона просмотров. Это большие цифры. К концу лета стартует третий сезон. Мы работаем с компанией Genesis Qazaqstan (партнер YouTube в нашей стране). И по их данным, из 12 миллионов казахстанских потребителей - 8 миллионов разговаривают на государственном языке. Мы видим прирост этой аудитории. И считаем, что нужно целиться в эту аудиторию.
ОК. "Сержан Братан" закончился. Что готовит Salem Social Media дальше?
Рустам:
Летом и осенью выходим с новыми релизами. Мы сняли веб-сериал "Мыстан" с кинокомпанией Art Dealers о бытовом насилии. Это история про трех девушек, которые мстят мужчинам за все обиды. Также стартует "Эскорт". Этот сериал для нас делал Куаныш Бейсеков, режиссер проекта "Ирины Кайратовны". Помимо этого, мы совместно с Алишером готовим новый сериал. Он станет первым проектом, полностью основанным на реальных событиях.
Алишер:
- Делаем с Salem Social Media проект под рабочим названием "Охотники на маньяков". Это будет 12 историй про казахстанских преступников, где будет много крови.
То есть бытовое насилие, маньяки и эскортницы?
Рустам:
- Еще выходит сериал "Алғашқы махаббат". Это мелодрама о женщине с двумя детьми. Она в разводе и заводит новые отношения. И мы раскрываем в этом проекте вопрос семейных ценностей и роли женщины в современном Казахстане. Также будет второй сезон "Саке", который рассчитан на 20 эпизодов, третий сезон Qarapaıym Qaırat и многое другое.
Вы упомянули Куаныша из проекта "Ирина Кайратовна"… В интервью Юрию Дудю он не очень хорошо отозвался о вашей компании и рассказал, что вы забрали их канал на YouTube. Но потом признался, что снимает для вас сериал. После выхода интервью у вас не поменялись планы по сериалу, который он режиссировал?
Рустам:
- На начальном этапе у нас был договор с "Ириной Кайратовной" и их режиссером и продюсером Куанышем, что мы приобретаем их канал и приобретаем их контент. Тогда это было "Шоу Ирины Кайратовны". Мы изначально говорили, что не лезем в политику. Мы ни за, ни против в политике. Мы не трогаем тему порно и религии. Все это было озвучено. Прошел год. Пришли ребята и сказали: "Нас беспокоят такие-то темы, и мы хотим их осветить". Мы ответили, что нам не по пути, но у нас остались дружеские отношения.
В начале этого года, когда у нас появился сценарий сериала "Эскорт", мы позвонили Куанышу и предложили, если ему интересно, то сделать этот проект совместно. Ему понравилась идея, мы заключили договор, он пришел как режиссер. Сериал сняли, сейчас идет монтаж.
Для нас стало открытием, что он так отозвался. После мы с ним никак не контактировали. В любом случае мы с ним остаемся в нормальных отношениях. Что он хотел донести - это его сугубо личное мнение. Мы не можем запрещать ему что-то говорить. Поэтому мы отнеслись к этому нормально.
Смешные и неудачные моменты со съемок сериала "Сержан Братан".
Рустам, переходя лично к вам. Вы новый генеральный директор. У вас, судя по источникам в Сети, большой опыт в продюсировании кино. А в Salem Social Media Смвы как попали? Когда это было?
Рустам:
- В 2008 году я устроился в кинокомпанию MG Production. Тогда я и представить не мог, что у нас снимается кино. Начал администратором, дошел до директора компании. Захотел новых вызовов. Как раз в этот момент Алишер предложил поработать вместе над фильмом "Бизнес по-казахски".
Поработали с Алишером в компании Нурлана Коянбаева. После этого я остался с Нурланом, а Алишер пошел реализовываться самостоятельно как режиссер и продюсер. Я отработал с Нурланом три или четыре года, реализовали несколько проектов - это и "Бизнес по-казахски в Америке", и "Каникулы в Таиланде".
Когда "Каникулы в Таиланде" отобрали на "Выбор кинокритиков" (казахстанская премия в области кино), я там познакомился с Куатом Садыковым - это наш генеральный продюсер. Ему тогда только сказали о создании Salem Social Media и пригласили поработать. Он спросил меня, не хочу ли я на позицию исполнительного продюсера? Я подумал: "Прикольно. Телепродукты в моем портфолио были, кино было, все, что связано с прокатом кино, в принципе, для меня уже понятно. Давай попробуем Интернет".
Мы встретились с Александром Аксютицем, поговорили, и я пришел на позицию старшего исполнительного продюсера. После какого-то времени предложили позицию начальника отдела. Там уже было больше сотрудников в подчинении и больше задач. Потом Александр предложил должность заместителя генерального директора по производству. Проходит время, Александру поставили новую задачу - перезапускать "Экспресс-К". С 13 мая я уже вступил в должность генерального директора Salem Social Media.
Но он будет приглядывать за вами, как он писал в Facebook?
Рустам:
- Он шутит… В любом случае, это его детище, он стоял у истоков Salem Social, поставил все на ноги… И теперь моя задача - расширить нашу деятельность. Выйти на другие рынки в СНГ.
Мы уже открыли филиал в Узбекистане под названием Salom Social Media. Ребята активно готовятся к производству веб-сериалов, в июне стартуют съемки сразу трех проектов. У них задача до конца года снять 7-8 сериалов. Мы смотрим и на другие рынки - Кыргызстан, Таджикистан. Возможно, в будущем и Турция. Тюркоязычные страны нам интересны.
С Кыргызстаном мы уже сотрудничаем. Например, "Студия 1+1" - это ребята из команды КВН "АзияMIX", они делают для нас контент. Например, "Зомбеты". Второй сезон начали показывать. Александр Аксютиц сейчас мой советник. И это будет плавный переход. Все задачи постепенно будут передаваться.
Вы говорите про другие рынки - Узбекистан, Кыргызстан... Везде веб-сериалы?
Рустам:
- Да, мы понимаем, что есть потенциал развития веб-сериалов в этих странах. Почему бы нам не идти по этому пути?
Назовите свой топ-5 проектов в YouTube, которые не относятся к вашей компании? Может, есть веб-сериалы или шоу, о которых вы бы сказали: "Эх, жаль, это вышло не у нас"
Рустам:
- Я внимательно слежу за развитием проектов казахстанского YouTube, особенно за цифрами и реакцией аудитории на контент. Могу отметить, что "Седьмой канал" часто появляется в трендах, тот же сериал "Зын-зын Кульпаш" находит большой отклик в аудитории. Такие примеры нас радуют, поскольку способствуют в целом развитию веб-сериалов в Казахстане. Плюс неплохо зашел сериал Bir Toqsan. Была мысль, что нужно было реализовывать эту идею самим, но мы не ставили ее в приоритет. Мы идеями и проектами себя не обижаем, то, что мы делаем - нас устраивает.
Salem Social Media раньше занималась скетч-шоу, сейчас сериалы. Что дальше?
Рустам:
- Сейчас мы думаем о полнометражном фильме для национального медиа-хостинга. Это будет в тестовом режиме одна из историй нашего сериала. Думаем, что в этом году снимем, работаем над этим. От сериалов отказываться не будем.
Какая была самая неожиданная обратная связь от сериала "Сержан Братан" и по проектам Salem Social Media вообще?
Алишер:
- Мне присылали и видео, и аудио с отзывами представителей российского шоу-бизнеса о "Сержан Братане". Самый неожиданный отклик - я сидел на монтаже, звонит неизвестный номер. Человек разговаривает очень чинно и четко. Мне показалось, что, наверное, какой-то чиновник. Оказалось, что звонили с исправительной колонии. По телефону поблагодарили и сказали, что смотрят сериал всем лагерем.
Рустам:
- Читаю комментарии к сериям "Сержана Братана" и поразил один: "Ребята, вы что, там Салту убили, что ли? Вы там умом думаете? Если вы ее не оживите, и она умрет... Я не знаю, что с вами сделаю".
Самые важные новости - в нашем Telegram-канале! Подписывайтесь прямо сейчас
Оперативная информация о событиях в стране и мире. Присоединяйтесь к Tengrinews.kz в Aitu!