08 октября 2018 | 15:08

Помочь или пройти мимо. Как не надо заниматься благотворительностью

Фото: ©REUTERS

Они среди нас - нуждающиеся в крове, в еде, в одежде. Безусловно, им нужна помощь, но подходить к актам благотворительности следует с умом. Одни лишь светлые порывы нередко приводят к тому, что деньги оказываются выброшенными на ветер или того хуже - оседают в карманах мошенников. 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Они среди нас - нуждающиеся в крове, в еде, в одежде. Безусловно, им нужна помощь, но подходить к актам благотворительности следует с умом. Одни лишь светлые порывы нередко приводят к тому, что деньги оказываются выброшенными на ветер или того хуже - оседают в карманах мошенников. 

В этом материале эксперты поделятся своим опытом в сфере благотворительности и расскажут, как избежать ошибок на ниве добрых дел.

Реклама
Реклама

Один в поле не воин

Иллюстративное фото: avtograf22.ru

Начнем с самой глобальной темы. Эффективной благотворительности в Казахстане зачастую мешает отсутствие консолидации как между частными благотворителями, так и между фондами.

Жангельды Сарсенов, вице-президент по связям с общественностью благотворительного фонда "АЯЛА" 

Однажды на религиозный праздник в детский дом привезли живого барана. Жест сделан, но никто не подумал, кто его будет резать, разделывать. При этом еще 20 человек привезли по четверти барана. В итоге еще пять баранов. У детского дома не нашлось столько холодильников, чтобы вместить такое количество мяса. Это неэффективная благотворительность. Просто люди не договорились и сделали одно и то же. Могли бы подарить одного барана, а остальную сумму потратить, к примеру, на открытие мастерской, чтобы дети чему-то учились.  

Другой пример. К Новому году одно коммерческое предприятие привезло в детский дом 100 билетов в цирк. А после еще пять организаций, не придумавшие ничего другого, закупили билеты на это же представление. И детям пришлось сходить на него по 2-3 раза. Так происходит регулярно. Детям дарят одни те же сладкие подарки, не очень полезные. Бизнесмены могли бы организовать какой-то попечительский совет и скоординировать свои действия. Разделить между собой детские дома, решить, сколько билетов нужно купить. А остальные деньги использовать иначе. Или обратиться в благотворительный фонд как в квалифицированный буфер между деньгами и теми, кто получает помощь. 

При стихийных бедствиях люди привозят вещи, не зная, чего не хватает и что уже есть в избытке. Допустим передали 100 раскладушек, а нужно намного меньше. Не хватает координированности. Создали бы группу в социальных сетях, составили списки, что требуется. Тогда бы помощь от населения была эффективной.  

Назрела и необходимость сотрудничества между благотворительными фондами. К примеру, и фонд Булата Утемуратова, и фонд "Дом" занимаются проблемой аутизма. Много организаций помогают детям с ДЦП, онкологическим больным и так далее. Иногда эти организации работают параллельно, не подозревая о существовании друг друга. И делают дублирующие проекты. Хорошим решением стало бы создание небольших ассоциаций по направлениям. 

Около 10 лет назад мы, фонд "Аяла", сделали попытку создать ассоциацию, и было два плодотворных проекта: развитие детской кардиохирургии в Казахстане и внесение поправок по части усыновления и удочерения в Кодекс о браке и семье. Все это держалось на энтузиазме активных организаций, и в конечном итоге ассоциация благополучно перестала существовать. 

Сбор денег на улицах


Иллюстративное фото:grifoninfo.ru

Эксперты единогласно сошлись во мнении, что давать деньги молодым людям на улицах, собирающим средства на лечение больных детей и взрослых, не следует.  

Ольга Салимова, организатор волонтерского движения "Старость в радость", координатор движения "Щедрый вторник в Казахстане"

Давать деньги людям с ящиками для пожертвований не стоит. Это очень непрозрачно. Я не говорю, что все люди, которые занимаются такими сборами, мошенники. Но тенденция такова, что здесь ловят людей на эмоциях, на бегу. Дав деньги, человек не увидит изменения ситуации. И неизвестно, может, большую часть этих денег заберет себе работодатель, который дал эту работу студенту.  

Жангельды Сарсенов

Как-то раз я шел по улице и увидел, что эти молодые люди ходят с боксом, собирая деньги якобы от фонда "Аяла". Я подошел к ним и сказал: "Вы знаете, я мошенникам не помогаю". Они стали убеждать меня, что работают честно, говорить о наличии документов". Когда я признался, что сам работаю в фонде "Аяла" и у нас такого проекта нет и в помине, они тут же ретировались. Мошенники... 

Ящики для пожертвований в общественных местах 

Иллюстративное фото:kn.ks.ua

В целом эксперты положительно относятся к такому виду сбора денег на благотворительные цели. Однако и здесь необходима трезвая оценка.

Ольга Салимова

Я вижу, что такие ящики ставят системные организации, например фонд "Дом", "Детские деревни SOS".  И я знаю, что они честно работают. Обычная практика такова: есть комиссия из трех человек. Она приходит и при свидетелях вскрывает опечатанный ящик. Дальше сумма, которая поднимается, переходит в бухгалтерский отчет. Это отработанный процесс. Поэтому главное - смотреть на  профессионализм оформления ящика. Если это известный фонд, можно помогать. 

Жангельды Сарсенов

В сети столовых "Каганат", к примеру, стоят боксы фонда "Аяла". Могу сказать, что мелочью в них собираются достаточно большие суммы. С помощью таких боксов, куда человек может кинуть только 200 тенге, мы способны даже делать большие, многомиллионные проекты.

Негативные примеры тоже есть. Однажды я видел в одном из магазинов недалеко от своего дома бокс с фотографией и историей ребенка, на лечение которого собирались деньги. Ящик стоял примерно три месяца. Но, как врач по первому образованию, я сделал вывод, что информация недостоверная. Потому что сбор продолжается, но с таким-то диагнозом, извините, ребенок должен был месяц назад умереть. Такие истории есть и в Интернете. Деньги продолжают собирать, а помощь уже оказали. 

Помощь на улицах нищим, инвалидам и пожилым людям 


Иллюстративное фото: ugranow.ru

Эксперты признают, что среди просящих милостыню в людных местах очень высокий процент составляют мошенники. Не исключено, что их даже больше, чем людей, которые вышли с протянутой рукой, действительно оказавшись в сложной ситуации. Самое главное - не забывать об этом и помнить, что профессиональные нищие - прекрасные актеры. А в остальном каждая отдельная ситуация может быть очень индивидуальна. 

Ольга Салимова

Очень больная тема - помощь нищим. Например, в Казахстане нет ни одного НПО, которое бы занималось бродягами. Лично я не помогаю на улицах, потому что я знаю, что это может быть связано с мошенничеством, а эти несчастные люди находятся под так называемой "крышей". Лучше попробовать сплотиться с единомышленниками и создать какую-то инициативную группу. Если это пожилые люди, не надо давать эти 200 тенге. Один кусок хлеба не решит проблем. Поговорите, узнайте, в чем проблема? И попробуйте решить ее. 

Есть старички, которые что-то продают. Не нужно просто так давать. Если они продают - купи. Это к вопросу о милостыне. Мы недавно встретили таких бабушек на улице Панфилова. Купили - они начали плакать. Продавали за 500 тенге, а мы дали 1 000. В прошлом году была акция: "Нам всем нужна герань".

Этих бабушек я поддерживаю тем, что стимулирую их. Она что-то сделала, а я хочу купить, чтобы она продолжала этим заниматься. Просто милостыня - нет. Гораздо лучше купить пожилым людям "Корвалол", чем дать 100-200 тенге.

Как еще помочь старикам. У нас есть прекрасная женщина, которая готовит бесплатные обеды. Можно пойти и купить ей 10 килограммов крупы. 

Жангельды Сарсенов

Надо различать понятия милосердие и благотворительность. Милосердие - это подать милостыню, купить старушке продуктовый набор. Благотворительность же производит изменения на каком-то другом уровне - системном. Допустим, не отдельного ребенка повезти на операцию в Беларусь, а сделать казахстанскую медицину лучше. Чтобы дети могли в Астане получить ту же самую пересадку костного мозга. 

Если же говорить об актах милосердия, больше 90 процентов собирающих милостыню - это банды мошенников. Псевдоинвалиды работают на перекрестках, где длинные светофоры, посменно. Берут коляски в аренду. Я понимаю, бывает, действительно видно культю, но часто ноги подгинают и накрывают одеялом и не видно, есть там ноги или нет. Когда я работал в поликлинике, то сам лично видел из окна, как на дорогой иномарке привезли женщину, высадили на тротуаре и уехали. Потом она собирала деньги стояла. Расчет в том, что в больницу люди идут с болезнями. Страдают и потому сострадают.   

С престарелыми людьми гораздо более сложная проблема. Есть такие пожилые женщины, которые  бывают созависимыми своим детям в патологии наркологического характера. Сын дома умирает от ломок, и мать, его жалея, идет собрать денег на дозу. Такое бывает, и трудно сказать, если помочь ей, будет ли это актом милосердия или действием во вред. Тут каждый человек должен сам для себя решать.

Однажды мы сидели на скамейке у подъезда с моим товарищем. Через какое-то время с первого этажа к нам спустилась бабушка. Явно не ухоженная. В руке она держала 200 тенге и сказала: "Ребята, купите мне хлеб". Нам стало ее жалко, и в магазине мы купили ей не только хлеба, но и других продуктов. Мы видели, что даже при желании она не сможет стоять на перекрестке. Просто не дойдет до туда. И вот мы ей помогли, чтобы она по крайней мере день или два была сыта. Может, потом ее дети приехали и купили ей продуктов. 

А бывает, что стоят люди на перекрестке. Если купить им продукты, они могут сказать, что им они не нужны. 

Наверное, просто нужно решить для себя: "Я буду делать добрые дела иначе, заниматься организованной, эффективной благотворительностью. А помогать на улице попрошайке может быть ему же во вред. И он 99 процентов денег отдаст тому, кто привез его на машине и поставил на этом перекрестке. Я думаю, человека устроит оправдание, что он не хочет помогать мафиози. 

Интернет и социальные сети 


Иллюстративное фото: pixabay.com

В социальных сетях можно встретить большое количество берущих за живое постов с историями детей, больных тяжелыми заболеваниями, погорельцев, забытых стариков. Многие, не решаясь оказать финансовую помощь, ставят лайки и делают перепосты, чтобы внести свою лепту. Однако естественно, что такой мощный по охвату инструмент, как соцсети, используют и мошенники. Эксперты дали советы, как не стать их жертвой.  

Ольга Салимова

Перепосты очень нужны, это акт гражданской активности. Но действительно, не исключены ситуации, когда человек может перепостить непроверенную информацию. Это вообще сейчас проблема в индустрии. Много фейковых новостей. Вообще, следует задуматься, когда у вас стараются вызвать кричащую эмоцию: используют фото с окровавленным телом или пишут, что на улицах находят детей с отрезанными почками. Это сигнал, что вам в мозг специально что-то хотят подсадить. Я бы проигнорировала такие ярко кричащие посты. А посты, где видна нормальная человеческая эмоция, выдержанная в средней тональности, я бы репостила.

Тем не менее тенденция сейчас такова, что шокирующие фото уже не вызывают эмоций. Они не помогают ни донорам, ни получателям помощи. При благотворительных сборах информацию уже нужно преподносить по-другому, чтобы человек почувствовал радость от того, что он помогает.

На нашем мероприятии "Щедрый вторник" мы говорим: "Сколько у тебя есть сил? Есть силы просто лайкнуть - лайкни. Есть силы репостнуть - репостни. А если вообще "крутой", можешь позвонить своим знакомым и предложить вместе создать полезный проект. Все зависит от вовлеченности человека. Если, работая в офисе, ему не сложно уделить 5 минут, он станет частью активного гражданского населения.

И очень важно открыто рассказывать о том, что ты кому-то помогаешь. В этом нет хвастовства, ничего порочащего честь, достоинство. Если все будут молчать, то ничего у нас в стране не сдвинется с места. Говори откровенно, что кому-то помог, и ты поможешь создать благоприятную среду в обществе.

Уважающая себя благотворительная организация, которая также может быть активна в социальных сетях, должна публиковать отчеты, быть зарегистрирована в Министерстве юстиции, иметь свой собственный сайт и группы в соцсетях, где выкладываются рекомендательные письма, грамоты, портфолио. Пусть она хотя бы только присутствует в социальных сетях. Если это фейк, по контенту можно определить, кто перед вами - люди дела или мошенники. Если сайт вообще пустой - я бы сомневалась. Может, это и хорошие люди, но работают в каком-то своем узком кругу и пока не готовы серьезно что-то решать.

Жангельды Сарсенов

Информацию в Интернете нужно тщательно проверять. Я слышал, что как раз сейчас появилась инициатива - создать базу данных проверенных историй болезней, жизней людей и так далее. Тогда, зайдя на этот сайт, можно будет увидеть, действительно ли описанный в посте ребенок числится в этой базе.  

Как-то раз я прочитал в Интернете историю якобы 3-летнего ребенка с сердечной, почечной и мозговой недостаточностью. В реальной жизни он не смог бы дожить до такого возраста. Из обывателя же выбили слезу. Пусть он перечислил мошенникам немного - 500-1000 тенге, но это подрывает репутацию всех благотворительных начинаний. Надо просто не быть наивными. Подходить сдержанно, анализировать информацию, чтобы не скинуть своим друзьям ссылку на мошенников. 

Токсичная благотворительность  


Иллюстративное фото: pixabay.com

Жангельды Сарсенов

Токсичная благотворительность связана с самой подачей материала, когда взвинчивают эмоции, пишут слезливые посты. А потом начинается травля тех, кто не помог.  К примеру, однажды от лица нашего фонда в один из офисов пришел молодой человек и сказал, что фонд "Аяла" собирает деньги на лечение ребенка. Это был субботний день. Благо, женщина сообразила сразу зайти в Интернет, посмотреть на сайте наши контакты и связываться с нами. Конечно, ей ответили, что такого проекта нет, а молодого человека сразу сдуло. Это пример токсичной благотворительности. Эту организацию потом могли бы затравить через соцсети, написав, что у них денег куры не клюют, а на лечение ребенка зажали. Часто такие акции заказывают конкуренты. 

Сотрудничество с посредственными волонтерами 


Иллюстративное фото: smi44.ru

Ольга Салимова

Есть люди, которые говорят, что хотят помогать, а потом просто сжирают все твое время. Сразу выявить таких бывает едва ли возможно. Слава богу, уже нет такого мошенничества на уровне волонтеров. Почитай профиль человека, с которым собираешься сотрудничать, поговори по телефону, узнай  биографию. Вполне возможно, это поможет принять верное решение. Но волков бояться - в лес не ходить. Не нужно бояться ошибок. Если ты уже называешься волонтером, это уже где-то выше среднего. И поэтому нужно быть готовым к потерям. Главное - не надо останавливаться. В Казахстане меньше 7 процентов населения занимаются благотворительностью. 

Нематериальная благотворительность


Иллюстративное фото: pixabay.com

Жангельды Сарсенов

Эффективная благотворительность зачастую носит нематериальный характер. Допустим, пенсионерам можно помочь, оплатив консультации врача-кардиолога высокого уровня. Фонд "Аяла" проводит бесплатные тренинги для казахстанских врачей. Врачам не нужно ехать в командировку или платить деньги за повышение квалификации. Мы привезли команду специалистов. Услуги, кстати, относятся к постиндустриальному обществу. Они нематериальные, но, тем не менее, вносят большой вклад.

Ольга Салимова, организатор волонтерского движения "Старость в радость"

Сейчас большая проблема с социализацией детей из детских домов. Они совершенно не понимают, кем им работать. Поэтому нужно найти волонтерские часы, специалистов, которые будут помогать заниматься направлением этих детей на специальность. Им нужны не подарки, а внимание. Эту тему поднимают пять лет, но организации продолжают на Новый год привозить огромное количество вещей. Так же как ветеранам приносят домой по 10 литров масла. Хотя в 95 лет, как вы знаете, обмен веществ замедлен. Потому что существуют стереотипы, и мы с ними боремся.

Что сделать, чтобы начать помогать прямо сейчас

Жангельды Сарсенов

Фонд "Аяла" снял серию коротких уроков, которая называется "Школа благотворителя". Ее можно найти на нашем сайте.

У большинства серьезно работающих фондов на сайте есть инструменты помощи. Можно не вставая с дивана отправить SMS или перечислить взнос. Четыре цифры набрал, и 200 тенге кому-то перечислились. Хочешь - 10 раз отправь.

Надо ориентировать на стабильные организации. Однодневка не будет создавать себе целую сеть. Тем более получить короткий номер SMS не так просто, это долгосрочная программа. Если это мошенник, таких инструментов не будет. А перечислять деньги на какие-то неизвестные счета - опрометчиво. 

Ольга Салимова

Лайкни страницу "Щедрый вторник". Потому что эта новая для Казахстана платформа должна объединить все благотворительные инициативы.

Выбери свою тему и найди тот фонд, который работает по этому направлению: животные, дети, пожилые люди. Зайди в Интернет, посмотри те фонды, которые много о себе пишут и, в первую очередь, выкладывают свои отчеты. 

Зайди на сайт start-time.kz. На нем можно найти множество инициатив. Сейчас открывают  крупнейшую платформу - магазин фондов, прошедших проверку. Заходишь и выбираешь, кому ты бросишь денежку. Кстати, передавай деньги безналом. Никогда не передавай наличными.

Не помогай на улице, а попробуй делать совместно с друзьями полезные проекты. Можно поговорить с волонтерами и узнать, кому они помогают. 

Делай то, что тебе по сердцу, и постарайся, чтобы порыв возникал не только на  Новый Год или 9 Мая (хотя это уже что-то). Делай добрые дела чаще, и у тебя реально появится привычка, от которой просыпаешься каждое утро и чувствуешь себя счастливее.


Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная