ПОДЕЛИТЬСЯ
03 августа 2020 | 19:00
Посол Швеции в Казахстане о запрете выходить на улицу: Для меня это был самый большой вызов
В Казахстане, где продолжается строгий карантин, свыше 92 тысяч зарегистрированных случаев коронавируса. В Швеции, которая не вводила жесткий карантин, - свыше 80 тысяч. Об особенностях шведской модели мы решили побеседовать с послом этой страны в Казахстане Матсом Фойером. Временами мы будем разбавлять наше интервью любопытной информацией, которую предоставляет официальный сайт Швеции.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В Казахстане, где продолжается строгий карантин, свыше 92 тысяч зарегистрированных случаев коронавируса. В Швеции, которая не вводила жесткий карантин, - свыше 80 тысяч. Об особенностях шведской модели мы решили побеседовать с послом этой страны в Казахстане Матсом Фойером. Временами мы будем разбавлять наше интервью любопытной информацией, которую предоставляет официальный сайт Швеции.
В Казахстане продолжается очередной этап карантина. Конечно, он не такой жесткий, как самый первый, который был введен еще в конце марта. Сейчас гражданам разрешают гулять на улице и заниматься спортом. Как мы помним, на начальном этапе людям нельзя было покидать жилье. Нередко запреты заканчивались потасовками с полицией.
Но были страны, в которых не вводили такой жесткий карантин. Например, Швеция. У модели, которую выбрала эта страна, было достаточно сторонников, но были и скептики, которые указывали на рост числа инфицированных.
Однако прошло время, и по числу зарегистрированных случаев COVID-19 Казахстан уже обогнал Швецию. Конечно, такое сравнение может показаться условным, если брать во внимание, что население Швеции практически в два раза меньше Казахстана. Но нужно учитывать и тот факт, что Швеция, в отличие от нашей страны, не вводила повсеместный строгий карантин.
Tengrinews.kz: В Казахстане сейчас действует уже второй карантин, это сильно повлияло на ваши привычки? Вы испытываете дискомфорт от существующих ограничений?
Матс Фойер: Конечно, наша жизнь в посольстве сильно изменилась, как и жизнь в обществе в целом. Мы перешли в основном на дистанционную работу, но в то же время решили применить гибкий подход, который позволяет нам работать в самом посольстве, когда это необходимо.
Лично для меня самым большим вызовом стало ограничение нахождения на улице, особенно в период действия чрезвычайного положения. Я люблю пешие прогулки и пробежки, и для хорошего самочувствия мне необходимо много движения. Но, кроме этого, я не испытывал других неудобств и мог справиться с налагаемыми ограничениями. То же самое можно сказать и о текущем периоде карантина.
70 процентов шведов занимаются спортом хотя бы раз в неделю. Это самый высокий показатель во всем Европейском союзе. Источник: ru.sweden.se
Tengrinews.kz: Как обстоят дела с масками в Швеции? Есть ли норма о том, что их нужно обязательно носить?
Матс Фойер: В Швеции носить маски необязательно, и действительно, их используют очень немногие. Это результат позиции Агентства общественного здравоохранения Швеции в отношении масок для лица.
Агентство воздерживается от того, чтобы рекомендовать населению маски, поскольку маска, которая натирает и опускается под нос, способствует тому, что руки часто касаются рта, глаз и носа, что, как утверждается, может увеличить риск распространения инфекции. Кроме того, ношение масок может способствовать появлению в обществе людей с легкими симптомами, что также может увеличить распространение инфекции.
При этом десять основных аэропортов Швеции рекомендовали использовать маски при нахождении внутри терминалов, но для общественного транспорта, магазинов и других подобных мест нет общего требования носить маску (хотя некоторые операторы общественного транспорта предлагают их пассажирам бесплатно). В то же время населению постоянно напоминают о важности социального дистанцирования как в помещениях, так и на улице.
По заявлению шведского государственного эпидемиолога, на рекомендацию в отношении использования масок может повлиять два фактора: рост числа инфицированных или убедительные доказательства того, что маски помогают предотвратить распространение инфекции.
Tengrinews.kz: Как вы считаете, почему в Казахстане произошел резкий рост заболеваемости коронавирусом?
Матс Фойер: Я думаю, что отчасти это связано с явлением, которое мы наблюдали во многих странах, когда люди через некоторое время пандемии стали более расслабленными по отношению к ней и часто расслаблялись до такой степени, что переставали соблюдать основные правила и рекомендации для борьбы с распространением вируса, включая меру социального дистанцирования. По моему собственному впечатлению, в Швеции это имело место в основном среди молодежи, и к тому же на раннем этапе развития пандемии.
Исходя из того, что я слышал и читал, в Казахстане свою роль в резком росте заболеваемости за последние месяцы, возможно, сыграла традиция проведения встреч в большом семейном кругу. Насколько я понимаю, такие встречи в основном возобновились сразу после завершения действия чрезвычайного положения.
Немного официальной информации о карантине по-шведски:
"Комплекс мер, принимаемых Швецией в ответ на пандемию коронавируса, основан на принципе cвоевременности: разные меры эффективны в разные моменты времени. Также значительную роль играет принцип добровольности - например, власти не вводят национальный карантин, а рекомендуют людям с медицинскими симптомами и старше 70 лет оставаться дома".
"В шведском обществе сильно доверие к государственным органам. Общество в целом, граждане и организации, как правило, следуют советам профильных ведомств. В исследовании, проведенном в конце марта 2020 года, две трети шведов заявили, что они прекратили путешествовать, встречаться с людьми и пользоваться общественным транспортом. Это свидетельствует о том, что люди склонны следовать рекомендациям государственных органов". Источник ru.sweden.se
Tengrinews.kz: Как сейчас обстоят дела в Швеции с коронавирусом? Можно ли говорить о том, что эпидемия в вашей стране пошла на спад?
Матс Фойер: В Швеции по состоянию на 3 августа 2020 года из 10 миллионов человек было заражено 80 422 человека, 2 515 проходят интенсивную терапию и 5 743 человека скончались (в Казахстане 793 летальных случая). Агентство общественного здравоохранения Швеции, по всей видимости, не предоставляет статистику по пациентам, выздоровевшим от коронавирусной инфекции.
После четырех месяцев пандемии COVID-19 в Швеции кривые, указывающие число смертей и тяжелобольных людей, говорят о движении в правильном направлении. Количество смертей уменьшается, как и количество пациентов, находящихся в реанимации. Уровень заболеваемости и количество смертей в домах престарелых также снижаются.
В социальных сетях шведы объединяются в группы, которые помогают пожилым преодолевать самоизоляцию.
Tengrinews.kz: Ранее представители правительства Швеции говорили о том, что большая часть погибших от коронавируса - постояльцы частных домов престарелых. Действительно ли это так? Какой средний возраст умерших?
Матс Фойер: Еще довольно рано говорить об основных уроках, извлеченных из COVID-19. Однако в Швеции уже можно сделать один вывод. Защита пожилых людей была недостаточной. Многие из них проживали в домах престарелых, но у меня нет в распоряжении информации о той доле, которая проживала в частных учреждениях.
С целью защиты пожилых людей посещение таких организаций было запрещено уже на ранних этапах пандемии. Для персонала было введено специальное обучение, чтобы повысить знания о том, как предотвратить передачу инфекции. Несмотря на эти усилия, вирус все же быстро передавался в домах престарелых. Это не происходило во всех частях страны, но некоторые районы были сильно затронуты, особенно в Стокгольмском регионе и прилегающих к нему местах.
Средний возраст тех, кто умер от COVID-19 в Швеции, составляет 82 года. Девяносто процентов умерших людей были старше 70 лет. Около половины из них проживали в домах престарелых.
Tengrinews.kz: В мире существует много разных мнений по поводу особого пути Швеции в борьбе с коронавирусом. Была даже информация, что некоторые ответственные люди в Швеции якобы признали, что то, что страна не стала вводить жесткий карантин, было ошибкой. Так ли это?
Матс Фойер: Нет, насколько мне известно, это неверное утверждение. Но была и до сих пор встречается иногда довольно серьезная критика действий шведского правительства и властей, занимающихся урегулированием кризиса, которая исходит со стороны представителей оппозиции, а также со стороны ученых и других обеспокоенных членов общества.
В то же время шведское правительство и оппозиция договорились о критериях и сроках работы независимого комитета по расследованию, который будет оценивать меры, принимаемые правительством, соответствующими административными органами, регионами и муниципалитетами, по ограничению распространения COVID-19.
Комитет был назначен правительством 30 июня 2020 года. Он представит свой доклад в первом квартале 2022 года, то есть примерно за полгода до следующих парламентских выборов в Швеции. Первый промежуточный отчет будет представлен уже этой осенью.
Информация с официального сайта Швеции: "Шведские детские сады и школы для детей в возрасте от 6 до 16 лет все еще открыты, за некоторыми исключениями. По оценке Управления здравоохранения Швеции (Folkhälsomyndigheten), закрытие всех школ страны в настоящее время не будет целесообразной мерой. Решение основано на анализе текущей ситуации в Швеции и возможных последствиях закрытия детских учреждений для всего общества.
Не существует научных доказательств, которые бы подтверждали результативность закрытия школ. Также нет данных, указывающих на значительное распространение COVID-19 в школах в какой-либо точке мира.
При этом правительство может принять решение о закрытии дошкольных учреждений и школ на более позднем этапе. С учетом возможности такого развития ситуации был принят новый закон, гарантирующий уход за детьми тем родителям, которые выполняют важные общественные функции, например, работают в системе здравоохранения или органах правопорядка".
Tengrinews.kz: В Казахстане еще совсем недавно наблюдался ажиотаж и паника среди населения. Люди скупали лекарства, порой принимали препараты без назначения врача, пересылали друг другу варианты лечения. А как себя ведут люди в Швеции? Есть что-то похожее?
Матс Фойер: Насколько мне известно, Швеция не испытывала дефицит основных лекарств, но в апреле поступали сообщения о том, что в нескольких частях страны наблюдалась нехватка некоторых конкретных лекарств, применяемых в реанимации. И, особенно в начале пандемии, в Швеции была ощутимая нехватка средств защиты для работников здравоохранения и для тех, кто работает в домах престарелых. Оказалось, что запасы таких средств были слишком малы, и это стало одним из уроков, которые уже были извлечены в Швеции из пандемии.
Tengrinews.kz: В Казахстане в какой-то момент перестали госпитализировать людей без симптомов или с легкой формой коронавируса. В больницу госпитализируют лишь тех, у кого тяжелый случай. А как обстоят дела в Швеции? Хватает ли гражданам медицинской помощи? Все ли нуждающиеся получают кислород, необходимое лечение в стационарах?
Матс Фойер: Шведская система здравоохранения смогла активизироваться и обеспечить лечением всех пациентов, нуждающихся в уходе. В отделениях интенсивной терапии в среднем было задействовано 20-30 процентов неиспользуемых мощностей. Как я упоминал ранее, в аптеках нет дефицита необходимых лекарств. Передача вируса замедляется, и количество пациентов с COVID-19, нуждающихся в интенсивной терапии, значительно уменьшается.
В публикации ниже приведена информация о зарплатах шведских врачей. Медики в Швеции получают от 3 200 до 7 400 евро без вычета налогов.
Tengrinews.kz: Как сегодня настроение у жителей Швеции? Можно ли говорить о том, что жизнь вернулась в прежнее русло? В том числе с точки зрения экономики.
Матс Фойер: Я только что приехал в Швецию на летний отпуск, и у меня пока нет четкого понимания настроения людей. Но у меня сложилось впечатление, что пандемия оказала огромное влияние на общее настроение шведского народа, особенно, возможно, среди людей старше 70 лет, считающихся особенно уязвимыми, которым настоятельно рекомендовали не встречаться с другими людьми во время пандемии. Конечно, то, как люди чувствуют и реагируют, во многом зависит от людей и от того, насколько пандемия затронула их личную жизнь.
Было бы неправильно говорить, что жизнь вернулась в привычную колею. Экономически Швеция как страна сильно пострадала от пандемии. Швеция зависит от экспорта. Промышленные товары восприимчивы к деловым циклам, и спрос на шведский экспорт имеет тенденцию снижения, когда мировая экономика находится в упадке.
Рынок труда в нашей стране также пострадал от пандемии и ее последствий. В марте количество увольнений достигло исторически высоких уровней. В течение весны также увеличилось число людей, зарегистрированных как ищущих работу в шведской государственной службе занятости.
В апреле 2020 года у нас было зарегистрировано самое большое число безработных с конца 2014 года. Ожидается, что уровень безработицы продолжит расти. Правительство приняло большое количество мер по смягчению экономического воздействия, и в общей сложности было представлено семь дополнительных бюджетов.
Tengrinews.kz: Сейчас некоторые люди подавлены, у кого-то страх, депрессия. Как вы справляетесь с плохими мыслями?
Матс Фойер: Конечно, невозможно остаться незатронутым общим настроением и мыслями всех тех, кто заболел в Казахстане, или инфицированных близких родственников и друзей, не говоря уже о тех, кто потерял членов семьи и родственников.
Чтобы оставаться в форме, мне очень помогало ежедневное общение с моими коллегами в посольстве, а также поддержание контакта с семьей и друзьями, находящимися в Швеции.
Мне также помогала мысль о том, что нынешний кризис может привести и к некоторым положительным изменениям.
Я надеюсь, что мы сможем извлечь из пандемии некоторые важные уроки, касающиеся нашего образа жизни, например, сделав постоянным более экологически устойчивый образ жизни, продиктованный нам пандемией, и переоценить то, что действительно должно быть важным в жизни.
Мы знаем, что нам необходимо изменить наш образ жизни коренным образом и в очень короткий период времени, если мы хотим спасти планету от неизмеримо более масштабного продолжающегося кризиса - ускоряющегося изменения климата.
Напоследок еще один интересный факт о Швеции в эпоху карантина.
Как известно, в Казахстане до сих пор закрыты библиотеки. А в Швеции нашли выход, как извлечь пользу из ограничительных мер. Местные библиотеки предлагают книги навынос.
Подготовил Ренат Ташкинбаев.
В публикации использованы материалы с сайта ru.sweden.se
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также