ПОДЕЛИТЬСЯ
10 декабря 2015 | 16:46
Практическая магия
Древнюю влашскую магию - под охрану ЮНЕСКО. Это неожиданное предложение вызвало много эмоций на Балканах. Исследователи, далекие от мистики, заявляют: уникальный культурный феномен нужно срочно спасать от исчезновения. Идея о включении магии в список ЮНЕСКО (какой бы необычной она ни казалась на первый взгляд) может оказать большую услугу мировой культуре. У всех народов, в том числе у казахстанского, появится хороший повод провести детальную ревизию собственного наследия, и кто знает, сколько уникальных материальных и нематериальных объектов, требующих немедленного спасения, обнаружат ученые.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Древнюю влашскую магию - под охрану ЮНЕСКО. Это неожиданное предложение вызвало много эмоций на Балканах. Исследователи, далекие от мистики, заявляют: уникальный культурный феномен нужно срочно спасать от исчезновения. Идея о включении магии в список ЮНЕСКО (какой бы необычной она ни казалась на первый взгляд) может оказать большую услугу мировой культуре. У всех народов, в том числе у казахстанского, появится хороший повод провести детальную ревизию собственного наследия, и кто знает, сколько уникальных материальных и нематериальных объектов, требующих немедленного спасения, обнаружат ученые.
Несвятой дух
"Op’ sa iar’asa,
Asa bela iar’asa,
Si din gura, ei!"
Каждый год, в один и тот же день и час, в одном и том же тайном месте звучит это древнее заклятие. В этот момент во влашской деревушке Дубока время как будто останавливается. Колдовской обряд, совершавшийся в лесном святилище на протяжении многих веков, повторяется вновь.
Едва заслышав старинное заклинание, деревенская ведунья впадает в транс. Она воет, визжит, трясется и выгибается, а односельчане крепко держат ее за руки и за ноги. Если не держать - повредит и себя, и других: влахи говорят, что в состоянии транса колдунья обладает невероятной физической силой; боли же она практически не чувствует, даже если ей иголки загонять под ногти.
Чтобы ведьма пришла в себя, люди несут ее к чудотворному источнику и поливают холодной водой. Она как будто просыпается - измученная и ослабшая. И начинает рассказывать о том, что видела во время транса. Помнит она немногое, но односельчане ловят каждое ее слово: они знают, что когда колдунья говорит о будущем, ее прорицания чаще всего сбываются.
"То ли из своего подсознания, то ли из коллективного бессознательного она извлекает информацию, которая важна для этой общины, - объясняет исследователь феномена влашской магии, сербский публицист Драган Вичанович. - С физиологической и психологической точки зрения это разновидность гипноза. Для нас очевидно, что женщина находится в состоянии транса. Но для нее самой все, что она видит и переживает в этот момент - абсолютно реально. Влахи вообще не называют это магией. Для них это просто часть жизни. Так же воспринимали это явление и их предки сотни лет назад.
Очарованный странник
Драган - один из немногих чужаков, которых влахи допустили в свой узкий круг. Маленький народ, живущий в восточной Сербии на границе с Румынией, держится очень обособленно. Если сюда явится кто-то посторонний и начнет расспрашивать о магии - на него попросту спустят собак.
Драгану потребовались долгие годы, чтобы войти в доверие к местным жителям. Результат того стоил. Случилось почти невозможное: гостю из "внешнего" мира позволили присутствовать во время совершения колдовских обрядов. И не просто присутствовать, но и снять происходящее на видео. Сейчас эти кадры, пусть и неважного качества, - редчайший материал, который мечтают заполучить многие ученые мира.
"Согласно некоторым исследованиям, влашская магия сочетает в себе модифицированный культ Кибелы и культы других древних божеств, - говорит Драган. - Существует старинная легенда о доброй и злой царицах, властвовавших в этих местах. Они воевали между собой, и в конце концов свет победил тьму. Но прежде чем погибнуть, злая владычица прокляла здешних женщин. С тех пор многие из них раз в год впадают в транс, и потусторонние силы прорицают их устами".
Ученые уверены, что подобные магические обряды происходили на этой территории еще в каменном веке. Шло время, колдовские ритуалы несколько трансформировались, но суть их осталась неизменной. Колдуньи, которых на Балканах называют врачарами (от этого же корня - и слово "врач"), издавна передавали из поколения в поколение знания о целебной силе трав. Причем многие сведения о сочетаниях и применении лечебных растений врачары получали именно во время транса. Накопленная информация и магические способности передавались исключительно по женской линии. Эта цепочка никогда не прерывалась, а колдовские обряды из года в год совершались в одном и том же тайном месте, возле чудотворного источника - там, где, по мнению ведуний, пересекаются материальный и нематериальный миры. Именно здесь ритуал происходит и в наши дни.
"Влашским женщинам удалось сохранить древнейшую традицию, которая насчитывает сотни и даже тысячи лет. Это культурный феномен огромной ценности, - считает Драган. - Именно поэтому мы предложили взять влашскую магию под охрану ЮНЕСКО".
Остерегайтесь подделок
Ученые заявляют: с занесением в охранный список нужно поторопиться, потому что древняя магия находится под угрозой исчезновения. Простому человеку это странно слышать: на Балканах в каждой деревне есть своя "штатная" колдунья, а во многих местах даже можно увидеть дорожные указатели типа "Баба Йованка - 50 метров".
"Подавляющее большинство таких "баб" - обычные мошенницы, - объясняет Драган. - Они делятся на две категории: одни работают за "сколько дашь", а другие устанавливают твердую - и немалую - таксу, навязывая клиентам целый курс сеансов "снятия порчи", "приворотов" и тому подобного. С некоторых пор врачарами стали объявлять себя даже мужчины, что особенно смехотворно, поскольку влашской магией испокон веков занимались только женщины.
С одной стороны, многочисленные самозванцы отвлекают на себя армию любопытствующих простаков, которые в противном случае стали бы осаждать настоящих врачар. Избавленные от туристического цирка колдуньи из деревни Дубокой еще могут некоторое время существовать так, как жили их прапрабабушки: уединенно и замкнуто.
Но с другой стороны, существует серьезная угроза того, что в сознании людей влашская магия будет ассоциироваться не с истинными хранительницами традиций, а с шарлатанами, устраивающими целые спектакли с изготовлением жутких снадобий из летучих мышей и "седьмого ребра мертвого человека".
В арсенале настоящих врачар подобной эксцентрики нет и никогда не было. Да, влашские колдуньи практикуют и черную магию. Да, они могут проклясть. Но эти ритуалы никак не связаны со сбором денег с доверчивого населения. Врачара делает то, что считает необходимым - вдалеке от посторонних глаз, без каких бы то ни было рекламных трюков, так впечатляющих публику.
Раскрученный псевдо-колдовской "шоу-бизнес" может попросту задавить древнюю магию. Эта опасность тем более велика, что настоящих врачар сейчас осталось всего две. Старые колдуньи умирают, а новые на их место уже не приходят. В Дубокой есть молодые женщины, обладающие врачарскими способностями, но многие из них, испытав однажды состояние транса, наотрез отказываются повторить это еще раз: слишком травмирующим был этот опыт, слишком страшным оказался контакт с потусторонними силами.
Бриллианты в пыли
Каким образом влашской магии может помочь ЮНЕСКО? Как ни банально - деньгами. Если будут выделены средства на серьезные научные исследования этого феномена, он будет сохранен. Или уж по меньшей мере не канет в забвение, когда умрет последняя влашская врачара. Но в такой печальный исход не хочется верить: традиция, насчитывающая тысячи лет, не должна оборваться - если только этого не хотят те самые высшие силы, которые пока еще разговаривают с людьми устами влашских колдуний.
Предложение сербских исследователей о включении древней магии в список ЮНЕСКО - хороший повод и нам призадуматься о собственном культурном наследии. Повседневные проблемы, экономические потрясения и забота о хлебе насущном вытесняют национальные традиции на периферию народного сознания. Наша старина - как покрытый пылью, забытый всеми бабушкин сундук на чердаке. Мы в него практически не заглядываем и представления не имеем, какие ценности он в себе таит.
Справедливости ради надо сказать, что кое о чем наши власти все же позаботились. Буквально несколько дней назад в список нематериального наследия ЮНЕСКО по просьбе Казахстана был включен айтыс. А еще раньше в охранный список попали кюй и юрта.
Главное, чтобы остальное наше культурное наследие не осталось в тени и забвении. А такая опасность существует, учитывая отношение чиновников не то что к нематериальным, а ко вполне зримым и даже формально охраняемым объектам. Печальный пример тому - павлодарский палеонтологический памятник "Гусиный перелет". На небольшом отрезке иртышского берега сконцентрировано невероятное количество костей животных гиппарионовой фауны: жирафов, оленей, носорогов и саблезубых тигров, обитавших здесь миллионы лет назад. Долгое время ведутся разговоры о создании на этом месте палеонтологического музея, и столь же долгое время иртышский берег осыпается, а уникальные экспонаты гибнут в реке.
В нынешнем году "Гусиный перелет" также предложили внести в список ЮНЕСКО. Вопрос в том, как долго это предложение будет рассматриваться. Ждать даже до завтра - слишком долго, этот памятник природы надо было спасать еще вчера.
…А жители Сербии тем временем ждут продолжения истории с влашской магией. В том, что колдовские обряды все же попадут в охранный список, не сомневаются ни исследователи, ни простой народ. Хотя совсем недавно сербы пережили несколько напряженных дней как раз в связи с ЮНЕСКО. Тогда обсуждался другой вопрос: принять ли в эту организацию Косово? Белград был активно "против", многие страны - активно "за". До последнего момента казалось, что ситуация складывается не в пользу Сербии. И вдруг в день голосования все резко изменилось. Может быть, влашские врачары тоже смотрят новости?..
Татьяна Гуторова
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также