Как разговаривать с ребенком, когда кажется, что вы друг друга не понимаете
На днях страну потряс трагический случай. Две школьницы упали с крыши многоэтажки. На фоне трагедии казахстанских родителей призвали быть более внимательными к своим детям.
Как разговаривать с ребенком, когда кажется, что вы друг друга не понимаете? И чего не хватает современным подросткам? Об этом корреспондент Tengrinews.kz поговорил с врачом-психиатром, руководителем отдела Республиканского научно-практического центра психического здоровья Ринатом Музафаровым.
Какова статистика детских суицидов в Казахстане?
В этом году несколько меньше суицидов, по данным шести месяцев точно. Среди несовершеннолетних идет снижение количества суицидов в целом. Динамика суицидов, по международных данным и нашим данным, не имеет линейной формы. Она имеет волнообразное течение. То есть в разные периоды, в разные годы, количество суицидов может увеличиться или уменьшиться. В частности, в 2020 году было значительное снижение суицидов в период карантина, а в 2021-2022 годах мы видели уже повышение таких случаев.
Что толкает детей на суицид?
В целом люди идут на суицид тогда, когда они испытывают безнадежность. Есть такое выражение: когда человек думает или совершает суицид - он не хочет умереть. Он не хочет жить так, как он живет. Это в классических вариантах. Но, может быть, еще есть какие-то другие моменты...
Более внушаемые в подростковом возрасте мальчики или девочки?
Я бы не делал здесь гендерного различия. Думаю, здесь все индивидуально, в зависимости от личных характеристик. Они же все разные - в возрастном развитии, коммуникативные способности разные, разные способы эмоционального реагирования.
Где больше всего суицидов?
У нас в целом количество суицидов достаточно высокое - если сравнить мировые данные. По статистике и по мировым данным, сельское население больше подвержено суицидам. Люди в сельской местности чаще совершают суицид.
Психологи говорят о том, что нарушен контакт между родителем и ребенком. Ребенок не может рассказать родителям о своих проблемах и поэтому идет и совершает вот такие вещи. При этом нужно помнить, что у ребенка есть личное пространство, нельзя его нарушать. Как родителям понять, что с ребенком что-то происходит?
Действительно, очень много поменялось в подходах в воспитании детей. Как понять ребенка? Во-первых должен быть контакт. То есть, прежде чем понять, необходимо знать, чем занимается и интересуется ваш ребенок. Это не значит допрос и тотальный контроль. Это значит, что ты уделяешь время ребенку, чтобы он поделился с тобой своими достижениями и успехами. Главное, чтобы родитель нашел время.
К сожалению, сейчас такое время - когда родители не всегда находят время. Мы должны находить время, чтобы выслушать ребенка. Чтобы это был теплый эмоциональный контакт.
Тогда мы можем определить, что поведение ребенка было одно и, возможно, оно резко изменилось. В этом самый явный признак - резкое изменение поведения. А может быть, он стал задумчивым, стал уединяться. Во всех случаях необходимо поговорить. Но не давить. Самое главное, не нужно давить и обвинять. Сначала нужно установить контакт с ребенком. Если ты убедишь, что ты на его стороне, то он, конечно, с тобой поделится. Хотя бывают исключения из всех правил.
Некоторые говорят о влиянии на подростков японских комиксов, аниме, манги и корейской культуры. Могут ли эти фанатские группы комиксов культивировать мысли о самоубийстве?
Это, наверное, тоже миф, это было раньше. Сейчас в Японии достаточно отрицательно относятся, и культурально в том числе, именно к факту суицида.
При этом в Китае и Корее совершенно другая культура и отношение к данному вопросу. Поэтому я не встречал и не слышал, что в том или ином комиксе или мультфильме, фильме был призыв к совершению суицидальных действий. В каждое время есть своя субкультура, и она оказывает влияние, конечно.
Как Интернет влияет на детскую психику и на отношения родителей и детей?
Интернет сам по себе никак не влияет. Влияют соцсети, в которые ребенок заходит, и тот контент, который он поглощает. Естественно, изменение отношений сейчас между взрослыми и детьми связано с влиянием Интернета. И в силу своего юного возраста и недостаточного жизненного опыта они делают не совсем корректные выводы. В целом нужно направлять ребенка, чтобы он использовал Интернет для своего развития.
Но и здесь нужно смотреть, в какие игры он играет. Но не с тем, чтобы запретить наказать, а узнать. Это опять же повод для контакта с ребенком: "А что это за игра? В чем ее логика? Сколько уровней?" Это возможность наладить с ним контакт, стать ближе с ним, но при этом не осуждая и не ругая его за эту игру.
Ребенку нужно разъяснять. Это поколение, которое слышит тогда, когда им разъясняешь. Но если мы начинаем со слова "нет" и с запрета - тогда, конечно, никакого контакта у нас не будет.
Воспитание - это ограничение в большей степени, и где-то даже наказание. Это не всегда приятно. Но дорога вверх невозможна без преодоления и без труда. Родитель ответственен за ребенка, и строго воспитывать ребенка - это тоже неплохо, на мой взгляд.
Ограничительные меры регулярно показывают свою неэффективность. Они работают до тех пор, пока ты можешь это контролировать. Сейчас полностью контролировать невозможно. Дети уже умеют обходить "родительский контроль" на тех же смартфонах. Интернет их этому научит, или друзья подскажут. Поэтому ограничение недейственно. Но необходим именно контакт. Если вы с ним беседуете, объясняете, разъясняете - тогда ребенок будет лучше воспринимать ваши сообщения и следовать им.
Ругать, критиковать - так было воспитано наше поколение. Нас больше ругали. А их нужно хвалить. Хвалить за достижения. Если ребенок хорошо выполнил домашнюю работу или задание - мы не хвалим его, воспринимаем как должное. А нам нужно хвалить за то, что он сделал хорошо. И тогда ребенок будет стремиться к тому, чтобы его похвалили еще раз.
Если вам не понравилось какое-то действие ребенка - нужно сказать, что я не согласен с этим. Сказать, что мне не нравится то, что ты делаешь вот так. Обязательно нужно. Нужно высказывать свое мнение, а не ругать. Об этом нужно говорить, но с каким эмоциональным посылом это может быть? Свое отношение выражаешь не к ребенку, а именно к действию, которое совершает он. При этом избегая слов с обвинениями.
Ребенка нужно оценивать так, чтобы он чувствовал и понимал, что мы его любим. Что мы его ценим и заботимся, но то или иное его действие нам не нравится. Но опять же, нужно, чтобы мы регулярно подчеркивали, что нам нравится, что он хорошо делает. Это один из подходов в воспитании детей.
К вам приходят родители с детьми, которые пытались совершить самоубийство?
К нам в центр приходят, конечно, родители с детьми, которые совершили попытку суицида. Но не так часто. В большей части их доставляют в Центры психического здоровья после попыток самоубийства. А так, чтобы добровольно обращались, такое бывает крайне редко. Потому что у нас сохраняется стигма в отношении психиатров, психологов, особенно в государственных организациях. Если они и идут, то к частным психологам, боятся учета. У нас, кстати, изменилась политика учета с 2017 года. Если человек пришел с легким психическим расстройством, то его не возьмут на учет.
Главное, чтобы родители обратились к специалисту. Неважно, государственный или частный. Главное, чтобы была оказана помощь.
Беседовала Юлия Сарачакова.
Подготовила Айнаш Ондирис.