"Риелторов прошу не беспокоить". Почему 48 риелторов предлагают одну и ту же квартиру?
"Риелторов прошу не беспокоить". Эту строчку можно заметить почти в каждом объявлении о продаже или аренде квартир. В соцсетях набирают популярность группы по продаже или аренде квартир напрямую, без посредников. Люди часто выражают недовольство работой риелторов. Но как выглядит картина с обратной стороны? Что говорят простые риелторы, которых мы не любим? Журналист Tengrinews.kz Айгерим Абилмажитова побеседовала с представителями рынка жилья, которые честно рассказали о своей работе.
Персональный агент по продаже недвижимости Асель Ибрагимова
На мой взгляд, ребята, которые занимаются арендой квартир, это не риелторы, а посредники. Они прочитали объявление, что сдается квартира, позвонили, договорились о встрече и привели клиента, и все. Я сама работала в аренде, но там очень много людей.
В каждом агентстве в среднем от 10 до 20 людей сидят на аренде. На один объект сдачи приходится 48 риелторов. Бывает, устраивают аукционы, лбами сталкиваются клиенты, иногда риелторы дерутся.
Считаю, что распыляться так ради 10-15 тысяч тенге не стоит. Мне удобнее побегать месяц-два, да, я не буду зарабатывать все это время, но зато я увижу результат, буду довольна проделанной работой. А что аренда... пришел, привел клиента, и все, тебя забыли.
А с продажей недвижимости все по-другому. Ведь снимаешь жилье краткосрочно, а покупаешь один раз. Поэтому, когда продаешь квартиру, ты должен знать о жилье больше, чем покупатель или владелец. Начиная от того, как это строилось, из чего и когда, какие даже были происшествия на том или ином объекте, да иногда даже надо предвидеть, что может произойти. Все это приходит с опытом, не все можно прочитать или увидеть в Интернете.
Я лично отношу себя к агентам по недвижимости, так как я считаю, что делаю больше, чем риелтор. Я сопровождаю сделки от начала и до конца. Я могу сделать клининг, я могу завезти в квартиру технику, мебель за свой счет, создавая презентабельный вид для квартиры.
Если же говорить о размере комиссии, то у меня все индивидуально, потому что разные ситуации. Обычно один процент от суммы сделки. Когда сложные ситуации, можем и за 100 тысяч поработать, нужно только объяснить, что и как. Риелторы тоже люди.
Ко мне, помню, обратилась бабушка, которая продала все, что было, и у нее на руках было 15 миллионов. Я комиссию у нее не брала.
Но после заключения сделки она вручила мне конверт, где было 150 тысяч тенге, со словами что бесплатно работать нельзя. А бывает, придет солидный вроде бы мужчина, весь такой холеный, но после продажи квартиры он пытается уйти, не заплатив.
В начале работы, конечно, я часто сталкивалась с недобросовестными клиентами. Мне все казались порядочными, я считала, что все люди знают, что нужно платить человеку за его работу. Но я ошибалась, и клиенты не хотели платить комиссию. Говорили прямо: "Да я адвокат, делай что хочешь, платить не будем". Такие адвокаты потом проигрывали в суде. Да, иногда приходилось обращаться в суд. Сейчас таких ситуаций, к моей радости, не происходит.
По поводу слов "риелторов прошу не беспокоить". Да, я такое слышу по телефону. Бывают случаи, когда людям срочно нужна квартира. И ты работаешь с общей базой для риелторов. Когда нахожу подходящий вариант, я звоню и говорю: "Извините, вас беспокоит риелтор, но я не звоню вам, чтобы продавать вашу квартиру на сайте, у меня есть мой клиент, и мне ничего не нужно платить". Тогда люди, да, готовы говорить и не бросают трубки. Не спорю, есть навязчивые риелторы, звонят каждый день. Думаю, из-за таких коллег и создается весь этот негатив.
А вообще, риелтором быть непросто. У людей много недоверия. Также очень много времени занимает просмотр квартиры, так как наши люди любят посоветоваться со всеми родственниками, показать ее всей родне и получить одобрение. Квартира может понравиться самим покупателям, но пока они ее всем покажут, клиент может просто упустить это предложение.
Риелтор по аренде квартир с популярного сайта по недвижимости
Нас всех под одну гребенку гребут. Если попадается неквалифицированный сотрудник, еще хуже если мошенник, то люди начинают навешивать ярлыки на всех. Есть ведь неквалифицированные врачи, но, тем не менее, всех же нельзя назвать плохими.
Вот все говорят, что мы предлагаем одну и ту же квартиру. Это просто конкуренция. Один и тот же продукт продается ведь во всех магазинах, и человек уже сам выбирает, куда идти.
У нас есть одна база, которую сайт предоставляет всем зарегистрированным риелторам, оттуда у всех одни и те же данные.
Показываю ли я квартиру сразу нескольким клиентам? Нет. Я так никогда не поступаю, и я не знаю, почему так делают коллеги по цеху. Но некоторые владельцы сами просят привести нескольких людей. Вот вы говорите о негативных комментариях клиентов, которые жалуются на риелторов, но при этом сами же они забывают про свои грехи. Есть ведь и обратная сторона, когда клиенты сами не приходят на просмотр квартиры, тем самым отнимают время и у нас, и у владельца. Про такие случаи они почему-то умалчивают.
Галым Искаков, президент Ассоциации брокеров недвижимости Казахстана
В начале деятельности мы занимались арендой, но быстро ушли из этого сегмента. Во-первых, там просто хаос. Любой человек может назвать себя риелтором, без каких-либо знаний, навыков, ответственности, и потом создается бардак. Плюс это энергозатратно. Должно быть задействовано много сотрудников, расходы на транспорт, бензин тот же. Поэтому мы сузили услуги до продажи/покупки квартир.
Ситуации разные бывают, когда нужны именно агентства по недвижимости. К примеру, когда люди оформляют ипотеку, им удобнее через фирму, так как не все знают нюансы. Также мы проверяем юридические моменты или, к примеру, делаем опись.
Знаете, для чего нужна опись? Это когда продавец продавал квартиру со всей мебелью, но после продажи покупатель видит пустую квартиру. Продавец все вывез. Поэтому мы делаем опись, фотографируем все.
Мы не хотим называться риелторами. Потому что у людей был где-то печальный опыт, есть отголоски из 90-х, связанные с "черными риелторами".
Каждому клиенту ведь не сможешь объяснить, что мы другие, как мы работаем, что есть "белые", "серые" или "черные". Поэтому мы решили абстрагироваться, грубо говоря. Но хочу отметить, что отношение людей меняется в лучшую сторону.
И самое главное - нужна ответственность самих покупателей. Выбор квартиры - это очень важно. В среднем человек покупает максимум три квартиры за всю жизнь. И к этому вопросу нужно относиться серьезно. Это, к примеру, как невеста выбирает платье. Она ведь не едет на базар и не покупает самое дешевое. А квартира - это и есть ваше свадебное платье.
P.S. Как видите, как и в любой профессии, в работе риелторов есть свои нюансы. Каждый сам для себя решает, обращаться ли к их услугам или самостоятельно заниматься вопросами с недвижимостью. А мне вспомнился один случай, когда риелтор привел меня и еще троих клиентов в квартиру, и нам пришлось буквально драться за нее! А с какими риелторами сталкивались вы?